АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Б.Ж.Бекжанова

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая

докторант PhD по специальности «Педагогика и психология».

 

Успешная профессионализация личности будущих специалистов в условиях рыночной экономики предполагает сформированность определенной сис­темы психологических качеств и умений: быть активным, предпри­имчивым, уметь поддерживать равновесие в своей жизни, уметь конструктивно разрешать возникающие проблемы и изменяться сообразно с меняющимся миром вокруг нас, т. е. быть субъектом жизнедеятельности. Формирование субъектности составляет одну из целевых установок современного образования. Субъектность в настоящее время выступает как системообразующий компонент образовательной системы.

В этом аспекте проблема акмеологии как интегративной науки и практики связана с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как сово­купности его природных, психических, личностных условий функ­ционирования, с одной стороны, социальных условий - с другой, и способов их организации - с третьей. Необходимой предпосылкой является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, саморегуляция, личностно-профессиональное развитие личности и т.д [1].

Профессионально-педагогическая деятельность во многом задает направление развития (саморазвития) личности учителя, служит детерминантой развития при целенаправленном, творческом, посто­янном самосовершенствования педагога. Линия развития по схеме процесса представляет поступательную последовательность ступеней, стадий, периодов, соответствующих философскому закону развития систем. Прослеживание педагогических феноменов в преемственнос­ти их этапов возникновения, становления, функционирования и пре­образования позволяет методологически конструктивно рассмотреть их сущность. «Весьма существенно, пишет Э. Г. Юдин , что в точках перехода от одного состояния к другому развивающийся объект обыч­но располагает относительно большим числом «степеней свободы» и ставится в условия необходимости выбора из некоторого количества возможностей, относящихся к изменению конкретных форм его организации [2]. Все это определяет не только множественность путей и направлений развития, но и то важное обстоятельство, что раз­вивающийся объект как бы сам творит свою историю». Речь, по сути дела, идет о саморазвитии, способности быть действительным субъектом, автором своей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.

Личностно-профессиональное развитие личности как цель, ценность, смысл жизни и бытия человека есть субъектная, духовно-преобразовательная сущность существования. Проблема заключается в использовании научно обоснованных и технологических моделей процесса самосовершенствования педагога, стимулирующих внут­ренние механизмы развития на основе профессиональных ценностей.

Важным принципом профессионального самосовершенствова­ния является принцип самодеятельности. Опираясь на известное закономерное положение С.Л.Рубинштейна  о том, что личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, по­средством которых растет, проявляется и формируется, принцип самодеятельности, по сути, ориентирует педагога на раскрытие сво­их педагогических творческих способностей в профессиональной деятельности. «Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что он сделала, существует своеобразная диалектика» [3].

В этом смысле самосовершенствование учителя можно рассмат­ривать и как особый вид деятельности со свойственными для любой деятельности психологическими характеристиками: потребности (мотивы); цель, программа действий, приемы реализации, самоанализ и самокоррекция. Целенаправленная активность и созидательная деятельность педагога по преобразованию своей практической дея­тельности и себя в качестве ее субъекта составляет суть указанного принципа. Способность учителя сознательно и самостоятельно ста­вить перед собой те или иные цели и задачи, определять направле­ние самосовершенствования требует больших внутренних усилий, рефлексивности мышления педагога. Именно в такой «внутренней работе» проявляется творческая индивидуальность учителя, совер­шающего свой профессиональный путь.

В этой связи акмеологический подход предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие дости­жения, на наиболее полную самореализацию личности субъекта образовательного процесса. Большое значение придается осознаванию педагогом своего индивидуального профиля профессионализма, обдумыванию индивидуальных страте­гий и траекторий движения к профессионализму [4]. С точки зрения акмеологического подхода при оценке профессионала необходимо учитывать не только внешние показатели его деятельнос­ти (успешность, результативность) и внутренние состояния (мотива­цию, удовлетворенность), но и наличие постоянной специфической мотивации к высокопродуктивной деятельности, к поступательному восходящему личностно-профессиональному развитию.

Понятие «акме» является основополагающим в акмеологии. Одни ученые рассматривают понятие «акме» как последовательный ряд достижений человека на жизненном пути, акцентируя внимание на временном аспекте и количественной характеристике «акме» в жизнедеятельности человека. Другие исследователи рассматривают «акме» как вершину индивидуального и личного развития человека на этапах жизнедеятельности - детства, юности, взрослости, старости. Третьи исследователи рассматривают «акме» как достижение вершин личностью и социумом. Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии [1].

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» в индивидных, в личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина [4]. Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, личностно-профессиональные качества, развиться способность творца, в нашем случае, творца-педагога.

Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и субъекты деятельности.

При сравнении характеристик людей, проходящих самый высокий «пик» в своем развитии как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности и как индивидуальностей, обнаруживается не обязательно одновременное достижение человеком высокого уровня развития индивидных, личностных и субъектно-деятельностных особенностей. Наоборот, чаще налицо неравномерность и неодновременность формирования названных выше свойств и качеств у человека, развитие которого достигает ступени расцвета. Например, как индивид он может находиться в расцвете своих физических сил и как личность быть высокоморальным и законопослушным человеком и вместе с тем еще не достигнуть пика в проявлении своих творческих способностей. В то же время уровень его физического здоровья может уже пойти на спад, а его творческий потенциал все еще реализовываться в деяниях, свидетельствующих о мощи его интеллекта и владении им многообразными средствами для успешного практического воплощения рождающихся у него социально-ценных замыслов.

Акмеологичность проходит через всю историю человечества и в образовании, и в культуре, и в социальном развитии. В рамках акмеологического подхода саморазвитие рассматривается со следую­щих позиций: самореализация его творческого потенциала в процессе деятельности на пути к высшим достижениям; факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вер­шин; закономерности обучения и профессионализма в деятельности; самообразование и самоорганизация, самоконтроль, закономернос­ти самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недо­статков собственной деятельности.  Причем, оказывается, что совмещение высших уровней этих проявлений развития в одном «пике», приходящемся на один и тот же временной отрезок в жизни человека, скорее исключение, чем правило. Чаще всего «вершины», достигаемые человеком при развитии его организма, его личностных и других его главных характеристик, хотя и располагаются на его жизненном пути на стадии зрелости, все-таки оказываются в разных временных точках этой ступени.

Образовательный процесс с позиций субъектного подхода рассматривается как созидание самого субъекта деятельности. Обучение, основанное на субъектном подходе, составляет внутренняя мотивация познавательной деятельности, которая характеризуется следующими особенностями:

  основные акценты в этой деятельности необходимо делать на уже сформированные запросы и интересы обучаемых;

  главной целью этой деятельности является развитие у обу­чаемых внутренней потребности в знаниях, в саморазвитии и самообразовании;

  в ходе этой деятельности информация (содержание учебного материала) должна превращаться в лично значимое для обу­чаемого достояние.

Развитие субъектности в условиях образовательного пространства достигается за счет психологического обеспечения: разработки соот­ветствующих учебных программ, моделей обучения, направленных на мотивационно-смысловое обеспечение учебного процесса, а также овладение методами саморазвития. Самостоятельная деятельностьодно из важнейших условий обучения саморазвитию.

Таким образом, саморазвитие, самосовершенствование субъекта образовательного процесса сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности, ее потребностей, эталонов, ценностных ориентаций. Поэтому в общей проблемати­ке исследований развития личности педагога особое место принадлежит ее личностно-профессиональному развитию, где профессиональное и личностное саморазвитие может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, резуль­татом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профес­сиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определен­ного уровня образования.

В свою очередь, образование в том случае будет способствовать становлению личности как профессионала, если оно переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие и самореализацию. Для этого важно самоопределение того вида деятельности, где личность способна достичь «акме» - вершины своего успеха.

 

Литература:

 

1.     Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.

2.     Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

3.     Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4.

4.     ДеркачА.А. Акмеология в системе научного познания // Мир образования -образование в мире. М., 2007. № 1 (25).