Педагогика
/ 4.Стратегические направления реформирования системы образования
Брызгалова
Е.Р.
учительница национальной
культуры СОШ №31 г. Якутска, Россия
О значимости
Саламанкской декларации для реализации регионального инклюзивного обучения
В целях содействия достижению целей образования
для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить в области
основных направлений политики, требуемых для поощрения подхода, заключающегося
в инклюзивном образовании, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть
открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными
потребностями. Более
трехсот участников, представляющих 92
правительства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке,
Испания.
Саламанкская декларация определяет инклюзию как
реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности каждого
ученика. Ее цели – избежать социальной сегрегации, являющейся следствием
различий в поле, расе, культуре, социальном классе, национальности, религии и
индивидуальных возможностях и способностях. Однако, эта концепция не нашла
универсального применения.
Предисловие к Саламанкской декларации включает в
себя следующее: бюджетные ассигнования систему образования, что позволило бы им
охватить всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности;
принятие в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного
образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если
только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе; обмен со
странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ; создание механизмов на основе децентрализации и широкого участия в
области планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для
детей и взрослых с особыми образовательными потребностями; планирование и принятие решений, касающихся
удовлетворения специальных образовательных потребностей;
В школах по всему миру, инклюзия рассматривается
зачастую исключительно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных
школах вместе с их сверстниками. Мне интересно понять, как концепция
инклюзивного образования отражается на том, как организована работа школы. Я
провела исследование в школах в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и
Португалии, которые называют себя инклюзивными. В данной статье я рассказываю о
своих наблюдениях за этими инклюзивными школами, общественная миссия которых
тем или иным образом отражает миссию Саламанкской декларации.
У каждой школы есть своя особенная
организационная культура, отражающая особенности организации общества. С другой
стороны, существуют организационные культуры, отражающие и проповедующие новые
идеи. Структуры такого рода являются источником инноваций и служат ролевыми
моделями для организаций, которые в будущем станут основой жизни общества. Три
школы, изучаемые мной, являются как раз примерами таких организаций. В каждой
из них обучаются дети с различными особенностями культуры, воспитания,
говорящие на разных языках и представляющие различные классы общества.
Все культуры функционируют на различных уровнях,
связанно друг с другом и поддерживая друг друга. Эти уровни включают видимые,
технические и артистические особенности организации. Ценности и убеждения,
разделяемые членами организации, находят отражения в ее видимых особенностях.
Это является вторым уровнем культуры. Смысл,
лежащий в основе связей между этими двумя уровнями, представляет собой
третий, часто невидимый уровень культуры. В каждой из школ эта связь была
установлена и поддерживается бескомпромиссной приверженностью всех работников и
детей школ принципам инклюзивного образования. Культуры этих школ
характеризуются: восприятием различий детей и работников как важного ресурса и
актива школы; особенностью организаций, поддерживающих и приветствующих работу
персонала в команде; стилем повсеместного открытого общения между учениками и
сотрудниками школ; лидерством, распределенным и разделяемым формальными
лидерами и сотрудниками школы; желанием придерживаться принципам инклюзии
несмотря на возникающие сложности; пониманием общественной и политической
природы инклюзии; использованием языка и символов для передачи идеалов и
принципов работы школы как внутри ее, так и в обществе в целом; бескомпромиссной
приверженностью и верой в идеи инклюзии.
Инклюзивный подход во всех школах не явился
следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации
или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие
детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, во всех трех школах
главным был акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное
сотрудничество стало и практической основой работы, и манифестом инклюзивного
подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желали создать среду и
культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и
причастны. В каждой из школ практика совместной работы и участия основывалась и
поддерживалась совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в
соответствии с которыми ценились особенности каждого ребенка или взрослого. Эти
ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и
на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого
человека.