Корсакова И.А.
Российский государственный социальный университет, Москва
Структура новой модели образовательного процесса
Основными структурными элементами
образовательного пространства вуза являются следующие компоненты:
- преподаватель;
- студент;
- наука.
В классической образовательной модели
преподаватель является центральным звеном образовательного процесса,
проводником, посредником между учеником и наукой (Истиной). В истории культуры
известны три модели взаимоотношений Учителя и Ученика. Первая модель – «готовый
ответ» (христианская традиция): учитель дает безальтернативные ответы,
провозглашая Истину; Вторая модель – «молчание» (буддизм): формой ответа
является многозначительное молчание, призыв к Истине. Третья модель –
«свободный выбор» (греко-римская традиция сократического диалога): учитель
подсказывает путь к истине, ученик имеет право искать свой путь
самоопределения. Европейская модель образования основана на модели, при которой
преподаватель является провозгласителем истины, добываемой путем научного
исследования. Наука является главной направляющей вектора прогресса в движении
к Абсолютной истине и критерием достоверного знания. Студент – последнее звено
образовательной цепи, получатель знаний, а в конечном итоге – двигатель нового
«витка» научного прогресса, носитель опыта предшествующих поколений.
Современная педагогика выдвигает
новые цели и ценности образования, что в научном сообществе обозначается как
«новая образовательная парадигма»: на смену традиционным образовательным
технологиям, ориентированным на передачу знаний, умений, приходят развивающие
(личностно-ориентированные) технологии, ставящие учащегося в центр
образовательного процесса, ориентированные на развитие его личностных качеств.
Образование сегодня осознается
обществом как сфера инвестиций в человека. Важнейшие задачи образования –
способствовать духовному росту учащихся, становлению творческого сознания,
развивать рефлексивные способности человека, которые и делают его собственно
человеком.
Новая образовательная модель основана
на Универсальном диалоге (восходящем к сократовской традиции) и становится
приоритетной в пространстве современной школы (от дошкольных учреждений до
вузов). Продуктивные формы диалогического общения, такие как коллоквиум,
диспут, деловая игра и т.д., способствуют овладению учащимися коммуникативной
культурой, развивают творчество и инициативность личности, способной порождать
новое гуманитарное мышление. Диалог между студентом и преподавателем – это
партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями,
позициями.
В новой
образовательной модели происходит трансформация всех структурных элементов
образовательного процесса: преподавателя, студента и самой науки.
Студент становится
не только получателем знаний, но активной личностью. Наравне с преподавателем он имеет право участия в
диалоге в научном сообществе, является равноправным участником образовательного
процесса. Сегодня студенты являются активными членами
творческих научных коллективов и входят в состав научно-образовательных центров,
тем самым становятся не «конечным звеном», а целью образовательного коммуникативного пространства.
Наука
становится стратегическим центром образовательного процесса, определяет целевые
стратегические пути развития образовательной системы. Наука перестает быть лишь
«информацией», передаваемой между участниками научного сообщества, она
приобретает личностную, субъективную окраску, включаясь в образовательное
пространство как ценность.
Преподаватель,
являясь инициатором и активным участником диалога, выполняет тактические
функции, реализуя стратегические цели в практике работы со студентами.
Включение
субъекта в процесс научного познания является ведущей тенденцией современной
науки. Субъект становится частью научного процесса, включается в систему
познания мира. Академик В.С. Стёпин считает это важной
характеристикой постнеклассической науки [1]. Академик И.Т. Фролов зафиксировал
эти новые тенденции в познании, и сформулировал их в идее о «новом типе» науки
[2]. В само «тело» науки органически включаются ценностные аспекты. Связано это
с тем, что так или иначе современные науки затрагивают проблему человека. В
современном познании они уже не остаются «чистым познанием», их основания всё
более включают в себя ценностно-гуманистические компоненты.
Ключевым
становится человеческий фактор. Человек, индивид, личность стоит в центре
образовательного процесса и является центральным элементом коммуникативного
образовательного пространства. Индивидуальный образовательный маршрут – это
персональный путь реализации личностного потенциала в образовании – духовного,
интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного.
В основании
новой коммуникативной парадигмы лежит диалог. Диалог может осуществляться:
– между
человеком и культурой,
– между
человеком и социумом,
– между
человеком и универсумом.
Соответственно,
возможности самоопределения лежат в трех пространствах: культурном, социальном,
экзистенциальном.
Контекстом культурного диалога (т.е. диалога между
человеком и культурой) является не просто культурная, но поликультурная
обусловленность человеческой психики и сознания, включая мировоззрение. Каждая
социальная общность, значимая группа, к которой принадлежит человек, является
своеобразной культурной средой и каждый человек находится одновременно в целом
ряде разных культур, лишь отчасти пересекающихся (национальная культура,
этническая культура, профессиональная, религиозная, городская и т.д.). Человек
является носителем целого ряда разноуровневых культур, и разные элементы нашего
мировоззрения заимствуются из разных культурных контекстов.
В диалоге человека с социумом наряду с процессом
передачи знания происходит процесс передачи способов самоопределения, без
которой невозможно выстраивание диалогического пространства.
В контексте диалога человека с универсумом одной из
главнейших задач системы образования является становление ноосферного сознания.
Именно это сознание дает человеку ощущение гармонии между внутренними
потребностями и ноосферными закономерностями развивающегося мира. В этом случае
образовательный процесс позволяет развивать целеполагающую способность
человека, что влияет на степень успешности самореализации. Как будет протекать
процесс самореализации – во многом зависит от уровня профессиональной деятельности
и мировоззренческой позиции педагога в процессе организации диалогического
общения в рамках образовательного процесса.
Литература:
1.
Степин В. С. Философия
науки (общие проблемы) / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006.
2.
Фролов И. Т. Избранные
труды. Том 1. Жизнь и познание. – М.: Наука, 2002.