Педагогические
науки/5.Современные методы преподавания
Калинкина О.В.
Карагандинский государственный
медицинский университет, Казахстан
Применение игровой
технологии на занятиях английского языка в высших учебных заведениях.
Игровые технологии
Высшие учебные заведения
Активные методы обучения
Развитие коммуникативной
компетенции учащихся
Английский язык
Республика
Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой.
За короткий исторический период независимости страна достигла значительного
роста в экономике, интегрируясь с мировым сообществом.
В этом
контексте возрастают роль и значение системы высшего образования, человеческих
ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи
страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на
образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового
исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики /1/.
Расширение
международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало
иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере
осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей,
средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для
развития интеллектуальных способностей учащихся, их общеобразовательного
потенциала.
Знания и
квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях
информационного общества, в том числе и международного. Отсюда возрастающая
значимость обучения иностранным языкам, формированию коммуникативной компетентности.
Именно под
этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков,
качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени.
Одна из
основных целей «Государственной программы развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы» - это достижение
высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности
рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и
соответствующего лучшим мировым практикам в области образования /2/.
В условиях
быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации, обучающиеся должны не
просто овладеть суммой ЗУН. Гораздо важнее привить обучающимся умение
самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно
использовать информацию для максимальной самореализации и саморазвития
индивидуума.
Одной из
основных целей обучения иностранным языкам, определяемой социальным заказом
общества, является развитие у обучающегося коммуникативной компетенции,
позволяющей пользоваться иностранным языком как средством познавательной
деятельности и межкультурного общения.
Выбор
образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в
рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью
сформировать у студентов комплекс общекультурных компетенций, необходимых для
осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях
межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на
всех его этапах.
Поиск
резервов повышения качества профессиональной подготовки специалиста идет сейчас
по линии перехода от информативных к активным формам и методам обучения. Эти
социально-педагогические явления подводят к необходимости изучить потенциал
игровых технологий обучения в процессе подготовки специалистов.
Возможности игровой деятельности как
средства мотивации учения рассматривалось в работах Л.И. Божович, Р.И. Жуковской, Л.П. Буевой,
Н.Н.Страздас, Я. А. Пономаревой и др. /3/. Потенциал игры в активизации
познавательной деятельности учащихся был обоснован Г.Г. Филимоновой,
Е.Э.Селецкой, А.А. Саиповым, Н.К.
Ахметовым, Ж.С. Хайдаровым и др. /4,5/. Дидактические игры рассматривались как
средство формирования творческих способностей З.В. Баянкина, М. Мухамедин, В.В.
Петрусинский, К. Льюис и др., познавательного интереса Ю.П. Азаров, О.С. Кель,
И.Н. Терский, Э. Берн, Г.Т. Джайнакбаева и др. /6,7/.
Игровая
технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов
решения проблем, активизируя мышление студентов и раскрывая личностный
потенциал каждого учащегося, сочетать традиционные формы обучения и новые
технологии.
Использование
на занятиях игровых моментов способствует активизации познавательной и
творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает
инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры
развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов
учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может
заставить учащегося вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Использование игровых
методов:
1.
Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с
преподавателем и одногруппниками.
2.
Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми
фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3.
Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным
повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4.
Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5.
Позволяет активизировать
резервные возможности обучаемых.
6.
Знания применяются практически.
7.
Вносит разнообразие в учебный процесс.
8.
Развивает творчество учащихся.
9.
Учит организовывать свою деятельность.
Организация
игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
- Использование игровых
элементов на уроке.
Цель: ввести на занятии творческие задания
игрового характера.
Задачи: эмоциональный
настрой на получение знаний; умение строить диалог; получение конкретных знаний
через личное ощущение.
- Урок – игра
(сюжетно-ролевые игры)
Цель такого занятия
заключается в том, чтобы дать
возможность выхода
самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки
учащихся через разнообразие игровых ролей, игровых положений.
Занятия такого плана
позволяют решить такие задачи как: умение работать со словарем; умение
ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие
определенный момент или факт; умение и навык работы в библиотеке; умение
защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения; участвовать
в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме; формировать
артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или
иной проблемой, которую они излагают; умение грамотно, лаконично и ясно задать
вопрос.
Так, для
того чтобы повторить и закрепить категории времени глагола можно использовать
игру Tic-Tac-Verb (Крестики-нолики с
глаголами). На доске рисуется таблица, состоящая из девяти ячеек. В каждую из
девяти ячеек ставится глагол. Например:
eat |
speak |
swim |
watch |
run |
laugh |
write |
walk |
drink |
Образец
предложения, в котором глагол стоит в повторяемом времени, например, The
Present Continuous/Progressive,
демонстрируется на доске - “The baby
is sleeping now’.
Группа делится на две команды (команду Х и команду О). Доброволец из команды Х выбирает глагол из
таблицы и называет его. Например: “I choose
“eat”. Затем он составляет предложение с этим глаголом в нужном
времени, например: ”John is
eating breakfast”. Если все верно,
вместо глагола в таблице помещается Х, показывающий, что команда заняла эту
ячейку. Если в предложении есть грамматическая ошибка во времени, ячейка
остается незанятой, и команда О может выбрать любую ячейку, чтобы в конечном
итоге постараться занять три ячейки подряд по вертикали, диагонали или
горизонтали. Побеждает команда, сделавшая это первой. Когда партия закончена, в
ячейки вписываются другие глаголы и все повторяется снова. Проигравшая команда
начинает. Над глаголами можно еще ставить символы, показывая, что предложение
должно быть вопросительным (?), утвердительным (+), отрицательным (-). Также
вместо глаголов в каждую из девяти ячеек ставить показатели времени. Например:
today |
last night |
last year |
two weeks ago |
last month |
next year |
this evening |
yesterday |
tomorrow afternoon |
Ученик из команды Х
выбирает ячейку и составляет предложение в том времени, показатель которого он
видит в ячейке. Например: two weeks ago I broke
my leg. Next year I am going to visit my cousin in Texas.
Таким
образом, для того, чтобы идти в ногу со временем, педагогу необходимо внедрять
в учебный процесс активные методы обучения, обеспечивающее психологически
комфортную среду, свободу для творчества. Внедрение нетрадиционных форм
преподавания в учебный процесс высших учебных заведений зависит не только от
желания педагога и ученика, но и от профессионального мастерства, творческого
потенциала, целеустремленности самого педагога, его мотивационной готовности и
владения активными методиками обучения.
Использование
активных форм обучения формирует у учащегося важные компетенции – знания,
навыки, умения, стремление к саморазвитию, при этом педагог одновременно со
студентами развивается и совершенствуется в профессиональной сфере.
Список литературы
1. Закон РК ‘’Об образовании’’ //Индустриальная
Караганда. – 1999. - 26 июня,
(№99-100). – С.3-6./.
2. Государственная программа развития
образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Астана 2010
3. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие
для учителя. (Серия ‘’Школа развивающего обучения’’). - Ростов н/Д: изд-во,
‘’Феникс’’, - 2003. С. 86-96.
4. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж..С. Теория и
технология игры /Учебное пособие/. Республиканский издательский кабинет, - Алматы, 1998. - 295с.
5. Игры – обучение, тренинг, досуг /Под ред.
Петрусинского В. В. – М.: Энроф, 1994. Кн.5: Педагогические игры. - 136с.
6. В.В. Вершинин. Личностно-ориентированное
воспитание, ориентированное личностью? //Народное образование. - 2005. - № 7. -
С.149-157.
7. Е. Репринцева.
Тревожные тенденции и векторы надежды (о статусе игры в практике современного
профессионального образования). Alma–mater.
- 2005. - №6. - С. 8-9.
9. 110 игр на уроках
английского языка/Дж.Стайнберг; Пер. с англ.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2004. – 124с.