Р.Ф.Хасанов,
Бирский
филиал БашГУ,
Республика
Башкортостан
Личность и характер в романе «Блязекуль» Рината Камала
Небольшой по объему роман «Блязекуль»[1] вместил
довольно большое содержание. Отголоски больших исторических событий начала XX века, преломлённые в судьбах героев, нашли отражение
в его сюжете. Однако не обилие событий, фактов истории дает право автору
назвать свое произведение многообязывающим определением «роман», а
сосредоточенность художнического взгляда на характерах, духовно-нравственных
коллизиях, на изображении внутренней
борьбы человека с самим собой, его тщетной попытке противостоять судьбе,
социальным катаклизмам. Отправным моментом повествования в романе является
человек, который становится носителем и выразителем исторических перемен,
судьба которого осмысливается с разных точек зрения - социально-бытовой,
нравственно-психологической, философской.
Основная линия сюжета в
романе Р.Камала выстраивается из рассказа о трагической любви Камсы и Муниры.
Но в нем нет сюжета в традиционном его
понимании, нет поступательного развития событий. Здесь, скорее, можно вести
речь о «внутреннем сюжете», который зиждется на динамике чувств, переживаний
героев, на изображении их эмоциональной сферы, на борении страстей, диалогах и
монологах.
Камса, несомненно,
главная фигура романа. Его литературные прототипы – это красные комиссары,
продотрядчики, председатели комбедов, партячеек из произведений русской
классики 20 века (А.Фадеева, М.Шолохова, А.Толстого, А.Серафимовича,
Д.Фурманова и др.), а также национальных литератур. Этот традиционный образ
героя в кожаной куртке с револьвером в руках стал своего рода «архетипом»
литературы советского периода, посвященной историко-революционной теме.
В постсоветский период
данный образ претерпевает трансформацию. Это уже не столько «герой своего
времени», сколько личность, страдающая от навязанной ему судьбы, понимающая
трагизм, двойственность своего положения, потерявшая опору, цель, ориентиры в
жизни. Такая эволюция происходит и с главным героем романа Р.Камала. В начале
Камса самоуверенный и бескомпромиссный председатель волостного комитета партии
большевиков жестко проводит политику партии у себя: мобилизует бедноту,
проводит раскулачивание, организует продотряды, активно включается в создание коммун, затем
колхозов. Но на пути его служебной карьеры встречаются преграды, преодолеть
которые ему оказалось не под силу. Судьба свела его с Мунирой, стройной,
красивой девушкой. Они страстно полюбили друг друга. Но трагизм ситуации в том,
что Камса уже женат, а она становится женой учителя Бахтияра. Тайные встречи
приносят героям лишь мгновения счастья и долгие муки душевных терзаний. Под
влиянием чувств к Мунире Камса преображается, другими глазами начинает смотреть
на мир, происходящие события, по-иному оценивать свои действия и поступки.
Теперь он терзается вопросом: почему он раскулачил, отправил в ссылку, на
верную смерть ни в чем неповинного, доброго старика-трудягу Котоя и его семью?
Неужели за то, что тот своими руками добился определенного состояния, ловил
рыбу на озере, помогал бедным, кормил голодающих? А ведь когда-то старик и его
любимую Муниру спас от голодной смерти. Зачем создаются колхозы, если это
оборачивается трагедией для многих; верны ли решения, указания канткома,
вышестоящих начальников? Писатель через внутренние монологи,
несобственно-прямую речь тонко и
глубоко изображает внутреннюю борьбу в
герое. Происходит своего рода раздвоение личности. В людях он продолжает играть
роль председателя волостного комитета, выполнять указания сверху, командовать
односельчанами. Лишь рядом с Мунирой герой «сбрасывает» эту маску, обретает
себя, покой и счастье, и перед читателем предстает другой Камса - влюбленный,
нежный мужчина, несколько ревнивый, но искренний, по-детски наивный.
Здесь можно вести речь о
конфликте «личности» и «характера». В психологии эти понятия стоят рядом, порой
выступая синонимами, обозначая психическую, интеллектуальную, умственную,
эмоциональную сферу жизнедеятельности человека. Хотя они и образуют некое
единство, это не означает их тождество, полное сходство. Характер явление
производное, он не наследуется и не является постоянным, прирожденным и
неизменным свойством личности. Он формируется и развивается под влиянием
окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Личность же это
естественное, природное, индивидуальное, сущностное состояние человека. Она
вступает в отношения к характеру как чему-то внешнему, с чем приходится
считаться при выборе путей достижения жизненных целей. На каком-то этапе жизни
между природным и социальным (личностью и характером), внутренним и
внешним может возникнуть противоречие.
А как это выглядит в
преломлении к героям нашего романа? Жестоким и бескомпромиссным Камсу сделало
время, должность председателя волисполкома. Он вынужден, обязан выполнять эту
роль, проводить в жизнь жесткие указания сверху по раскулачиванию, созданию
коллективного хозяйства в волости. Мягкий, сострадательный по природе герой
против своей воли исполняет социальную роль, испытывая при этом угрызения
совести, духовные муки. В нем сидят словно два человека: бессердечный, жестокий
и законопослушный исполнитель чужой воли, и добрый, нежный, ласковый, способный
искренне полюбить женщину Камса. Внутренняя борьба личности с навязанной ей
ролью, осознание героем ложности избранного пути,- всё это обернулось для него
трагедией – он сходит с ума, а затем кончает жизнь самоубийством.
В романе оба героя
поставлены в безвыходную ситуацию. Кажется, лишь в минуты свиданий они живут
настоящей жизнью, видят ее смысл, а дальше их вновь ждет неизвестность,
безысходность, тупик. Не случайно в содержательной структуре романа большую
роль играют сны героев. Часто они снятся Мунире; здесь она счастлива, всегда
рядом с любимым. Получается, что героиня обретает счастье (герой тоже) не в реальной
жизни, а лишь в мнимой, воображаемой. Сны героев – это их мечта о счастье.
Извечный вопрос «кто
виноват?» подспудно присутствует и в романе «Блязекуль». Видно, что автор не
снимает вину и с самих героев. Ведь они пошли против законов шариата, занимаются
греховной любовью, изменяют законным супругам. Проникновенно автор рисует
внутреннее состояние Муниры, понимающей свое двойственное положение. В отчаянии
она обвиняет Камсу, что он вынуждает ее совершать блуд, хотя по своей воле
вновь и вновь идет на свидание с ним. Она сердцем любит Камсу, а разумом своего
мужа, доброго Бахтияра.
Так на страницах романа
разворачиваются трагические судьбы, жизненные драмы. Это обусловило то, что
трагический пафос в нем стал лейтмотивным. Он подчеркнут еще в начале романа. В лирико-философском
авторском отступлении дается установка на дальнейшее читательское восприятие
текста, что в нем повествование будет о трагической любви, зародившейся на
берегах Блязекуль. С темой любви в роман входит лирическая струя. Лирическое
начало связано с названием романа, с образом главной героини, пейзажными
описаниями и особенно изображением внутреннего мира героев. Эмоционально и
трогательно рисует автор душевное состояние Муниры в различных обстоятельствах
– во время свиданий с Камсой, в диалогах-спорах со старухой Балхией, после
ареста мужа Бахтияра и т.д. Часто автор представляет её наедине с самим собой,
погруженной в свои думы, мучительно ищущей ответы на многие вопросы. Отсюда
обилие внутренних монологов в романе. Наряду с этим в его содержании большое
место занимают диалоги. Они тоже эмоциональны, напряжены, часто превращаются в
спор героев, словесную дуэль, столкновение характеров, взглядов на жизнь, на
любовь… Это видно во взаимоотношениях двух центральных персонажей.
Образ озера является еще одним действующим
лицом и призван углубить философский смысл произведения. В прологе, являющимся
своего рода эпиграфом ко всему произведению, автор обращается к озеру, которое
призвано символизировать саму жизнь. Оно то спокойное, красивое и
привлекательное, то буйное, тревожное и грозное, то задумчиво-грустное,
печальное, то игриво-лукавое. Нельзя верить озеру, оно обманчиво, и любовь на
его берегах не принесет счастья. Эти лирико-философские размышления автора
задают тон всему дальнейшему повествованию. Так и человек встречает жизнь в
разных ее проявлениях, подвержен ударам судьбы, радостям и горестям, счастью и
страданиям. Немало испытаний, преград на пути человека, пишет автор. Ветры
времени пытаются сбить его с верного пути, сломить волю. Сможешь ли ты,
человек, всё это вынести, выдержать, не очерствеет ли твоя душа, не окаменеет
ли сердце? - вопрошает писатель. Можно предположить, что философская идея
романа связана с известным афоризмом: «Жизнь прожить – не поле перейти», что в
ней всегда есть место любви и ненависти, истине и лжи, прекрасному и
низменному, благородству и коварству, чувству и чувственности, добродетели и
пороку.
Роман композиционно обрамлен образом
Блязекуль. Если в начале романа мы видим озеро, принимающее разные обличья, то
в эпилоге рисуется весна, пробуждение природы, бурное половодье, залившее
озеро, стёршее его с лица земли.
Природа просыпается, обновляется, рождается новая жизнь, а озеро гибнет. Смысл
этой контрастной картины, думается, заключается в том, что жизнь и смерть,
молодость и старость, пробуждение и угасание всегда идут рядом. Не случайно на
этом фоне вновь показана одинокая, всеми покинутая и забытая Мунира. На исходе
своего жизненного пути она держит ответ перед своей совестью и
судьей-Блязекулем, молит о прощении.
Примечания
1. Ринат Камал. Блязекуль. Роман.
//Агидель, 2012, № 6.