Направление: философия / 6. Философия науки
Сознание и
евгеника.
Белова Галина,
студентка Севастопольского городского гуманитарного
университета
Науч. рук.: Лебедев Э.В., доцент кафедры социально-гуманитарных наук СГГУ
Сознание
– поразительный феномен Вселенной. В сознании величайшая сила человека и
величайшая печаль. Благодаря сознанию мы знаем как многообразен и бесконечен
мир и, в то же время, благодаря сознанию мы понимаем как мы слабы и как мало
можем знать. Как известно во многой мудрости и много печали.
Сознание
– это чувства, эмоции, память, воля, воображение, мышление. Первые пять
составляющих образуют то, что называется психикой.
Фрейд
дает (мы несколько упростим) следующую трехзвенную картину человеческой
психики: нижний этаж – бессознательное, Оно; средний этаж – сознание, Я;
верхний этаж – сверх-сознание, Сверх-Я.
Бессознательное
– это глубочайший колодец энергии, биологической по своей природе: страхи,
различные комплексы, неврозы, инстинкты, где главное место занимает половой
инстинкт.
Сверх-сознание
– это требования общества, которые даются индивиду в виде принципов, правил
поведения, моральной цензуры, родительских запретов и т.п.
Сознание
– это промежуточная часть психики. Сверху – требования общества, снизу –
страсти, инстинкты.
Основной
вывод Фрейда: человек не сможет сам себя познать до конца, так как
бессознательное (а его игнорировать нельзя, ибо приведет к неврозам,
психическим заболеваниям…) не поддается разуму. Это бездонный резервуар, где
намешано все: различные комплексы, страхи, приобретенные нами в детстве, и
эдипов комплекс, доставшийся нам от нашего прежнего животного состояния; это –
колоссальный источник нашей биологической энергии, которая может быть
направлена как на достижение различных наслаждений, так и может воплотиться в
произведения культуры, искусства, научные открытия. На первый взгляд, это
кажется безумием. И действительно, надо быть безумным, чтобы увидеть, что мир
состоит из атомов и пустоты (как это увидел Демокрит), безумным, чтобы услышать
музыку сфер, что удалось Пифагору, безумным, чтобы увидеть искривляющуюся
вселенную Эйнштейном.
Юнг,
будучи практикующим врачом-психиатром, пришел к выводу, что существует и
коллективное, родовое бессознательное, которое лежит еще
глубже, чем личное бессознательное, открытое Фрейдом.
Коллективное
бессознательное по Юнгу – это совокупность архитипов (системы установок и
реакций на мир древних людей).
Коллективное
бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, ибо никакая
техника не может «воспроизвести» то, что, в отличии от личного
бессознательного, никогда не было вытеснено или забыто.
Коллективное
бессознательное – это не врожденные представления, а врожденные возможности
представления, ставящие известные границы самой смелой фантазии!
Вышесказанное
позволяет нам и подойти к анализу евгеники, находясь на позиции диалектики,
т.е. не впадать в крайности как «ярых» сторонников, так и «ярых» противников
данного учения.
Термин "евгеника" был
введен Ф. Гальтоном в 1883 году. По Гальтону, евгеника стремится к улучшению
человечества через поощрение наиболее способных и здоровых людей к увеличению
потомства.
Новейший философский словарь
определяет евгенику как «учение о наследственном здоровье человека и путях
улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на
эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об
условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении
передачи наследственных болезней будущим поколениям».
В современной науке многие
проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в
рамках генетики человека.
Различают евгенику позитивную и
негативную.
Целью позитивной
евгеники является помощь воспроизводству людей с признаками, которые могут быть
рассмотрены, как ценные для общества.
Целью негативной
евгеники является недопущение воспроизводства лиц, которые будут иметь
наследственные дефекты, или таких, кого в данном обществе будут считать
физически/умственно неполноценными.
Допустимость или недопустимость
евгеники оживленно обсуждается с точки зрения философии, этики, юриспруденции и
религии.
Большинство философов, опираясь на
категорический императив Иммануила Канта, говорят об уникальности жизни,
выступая против «деятельности» евгеники, направленной на уничтожение
«нежелательных» социальных групп и индивидов.
В этических взглядах мнения
разделились: есть доводы и «за», и «против».
Сторонники евгеники аргументируют свою точку зрения растущим
генетическим грузом в развитых странах, например, из-за сохранения
маложизнеспособных особей (в том числе, при переводе беременных на режим
«сохранения»). Также рост генетического груза обусловлен развитием медицины,
благодаря которому дойти до репродуктивного возраста могут и лица, имеющие
различные генетические отклонения, которые при размножении передадутся
следующим поколениям. Противники евгеники аргументируют свою позицию тем, что
еще недостаточно изучены принципы наследования многих признаков. К тому же,
лица, которые могут относится к генетическому грузу физически, могут также
являться обладателями ценных интеллектуальных качеств.
Что касается
права, то на сегодня существует целая серия правовых актов, регулирующих
деятельность евгеники. Страны — члены Совета Европы и другие страны (а это
большинство развитых стран и не только развитых), в поддержку Всеобщей
Декларации прав человека 1948 года, Конвенции о защите фундаментальных прав и
свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека
2005 года. Эти документы запрещают любую форму дискриминации по признаку
генетического наследия, вмешательство в геном человека, исследования на
эмбрионах, проводимые «in vitro» (т.е. вне живого организма).
Кроме того в
рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных
прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). В статье 3 Хартии идет
речь о запрещение евгенической практики, особенно той, которая направлена на селекцию
человека.
Основные мировые
религии в настоящее время отрицают возможность наличия евгеники в каких-либо ее
видах и проявлениях, так как считают это вмешательством в деятельность
Божественного Разума.
На сегодняшний день нет четких
представлений об этой проблеме, но законодательством разных стран она
запрещена.
***
Человеческий разум устроен так,
что он всегда пытается дойти до конца, до максимальных идей: до абсолютно
чистой воды, до абсолютно чистого воздуха, до абсолютной нравственности, т.е.
до того, чего в природе не встречается, но должно быть. Ни один человек на
планете Земля не живет всегда по законам совести, но это не значит, что
абсолютная нравственность – химера. Эта
идея, без которой вообще невозможна никакая совместная человеческая жизнь.
Литература
1. Глэд Д. Евгеника
двадцать первого века. Будущая эволюция человека. — М.: Захаров, 2005. — 176 с.
2. Новейший философский
словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
3. Фрейд. З. Психология
бессознательного. – М.: 1999.
4. Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. -
СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз — И. А.
Ефрон»", 1890—1907.
5. Юнг К. Феномен духа в
искусстве и науке. – М.: 1992. – с. 116.