Искажимова А.К.
Карагандинский университет «Болашак», Казахстан
Социально-психологическое воздействие деструктивных сект на личность
молодого поколения
В современном мире в
последние годы неуклонно растет интерес к религии. И этот процесс считается
положительным, поскольку возрождаются и укрепляются традиционные конфессии.
Однако нельзя не заметить, что наряду с этим появляются или обретают
распространение нетрадиционные религиозные группы и секты. По оценкам
экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч. По оценкам
экспертов, прослойка людей, которые могут оказаться в путах сект, не так уж
велика, практически она уже выработана. Однако отмахиваться от проблемы
сектантства вряд ли представляется разумным.
Широко известна фраза,
что самые неприступные крепости - это головы людей. К сожалению, сегодняшняя
реальность и практика заставляют признать,
что именно голова человека - самое уязвимое сооружение, а число манипуляторов
сознанием, желающих поживиться на этой слабости, растет в невероятной
прогрессии.
Не раз уже говорено о
последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на
человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы
запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей,
между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации
свое имущество, свои силы, здоровье... Часто это кончается сумасшествием или самоубийством
(иногда убийством).
В наши дни страну
буквально захлестнула волна всевозможных религиозных объединений, организаций,
обществ. Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества
религиозных объединений термин «деструктивная религиозная организация», имеющий
своими аналогами два других - «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». К
сожалению, два последних термина вызывали неоднократные неодобрения, протесты и
критические замечания со стороны различных общественных деятелей и организаций
нашей страны, хотя понятия «культ», «секта» не несут какой-то оскорбительной
смысловой нагрузки [1].
Деструктивная секта
означает нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя
существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель
секты считает себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Секта - создание
человеческое, и учение ее - плод ума человеческого [2].
Секты создаются сегодня
не просто в результате какого-то внутреннего душевного заблуждения, a c
корыстными целями господства над людьми, Как правило, в секту попадает тот, кто
не хочет душевно трудиться, искать ответы о смысле бытия, о том, как познать
истину. Обычно, такой человек ищет легкий путь к духовности и находит его в
неком суррогате, при помощи которого его заманивают в секту, где используют
потом в корыстных целях.
Исследование
новых религиозных движений становится все более актуальным и в связи с их
нацеленностью на молодежь. Молодежь в известном смысле представляет будущее
страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются
своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и
социально-психологический климат в обществе.
Молодежь, не
накопившая достаточных знаний и жизненного опыта, лишенная объективной и
критической информации в отношении религии легко находит дорогу в секты в
поисках решения различных проблем и выбора мировоззренческой позиции, ответов
на волнующие вопросы о смысле и цели жизни. Специфические возрастные
психологические черты молодежи - категоричность и максимализм, обостренный
интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание
узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами
-способствуют готовности вступать в новые «экзотические»
организации, которые, в принципе, в основном и ориентированы на молодежь с учетом
ее запросов и особенностей.
Такие
организации вовлекают молодых, используют технологии сетевых организаций и
опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители
проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над
попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше
пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако
подсознание продолжает работу. И при некотором стечении обстоятельств человек
может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное
влияние [3].
Причины, по которым молодой человек попадает под влияние деструктивных сект:
Во-первых, чрезвычайно
значимым фактором может стать эмоциональное неблагополучие в семье.
Вторая причина —
перенесенный человеком кризис, возникновение ситуации, когда весь мир разрушен:
таким фактором может послужить смерть близкого человека, болезнь, утрата
социального положения и подобные этим серьезные события, глубоко переживаемые и
порой приводящие к потере смысла жизни.
Третья причина -
своеобразный духовный вакуум, существующий в нашем обществе в последнее время.
Долгое время - плохо ли, хорошо ли - но место «путеводной звезды» в нашей жизни
занимала идеология. Пионерия, комсомолия при всех их недостатках давали большой
плюс детям - некую идею и цель. Жизнеспособность этой идеи - дело другое, но
много ли идей в юности вообще жизнеспособны? Во многом это была, конечно,
крайность. Теперь же маятник качнулся в противоположного положение - то есть в
сторону полной свободы от каких-либо идей. Однако свято место пусто не бывает,
поэтому ловкие и недобрые люди быстро этим обстоятельством воспользовались,
стремясь в своих целях заполнить вакуум в юных головах.
Четвертая причина — так
называемое одиночество в толпе, разобщенность людей, ставшее привычным уже
положение, когда вокруг «никто никому не нужен». И даже если в семье все
нормально, человек - существо социальное, и ему хочется вписаться в общество, а
по нынешним временам задача эта нелегкая.
Следующая причина -
естественная в юном возрасте тяга к самопознанию, интерес ко всему необычному,
мистическому, чем искусно пользуются организаторы сект, применяя активную и
неявную пропаганду, популяризацию мистических, иррациональных идей и взглядов на
жизнь. Чем меньше у человека жизненный опыт, чем более размыты границы его
мира, тем легче поддается он влиянию, давлению и промыванию мозгов.
Целенаправленно идет
пагубное воздействие на «душу», используя, своего рода, молодежные собрания,
группы, музыкальные прославления, что, на языке молодых, называется «тусовкой».
Внешняя
сторона сект своей яркостью притягивает огромное число юных людей, интересы
которых совсем не совпадают. Вербовочная тактика имеет скрытый характер. Многие
люди приходят на собрания, по «знакомству» или, просто, «за компанию».
Сектанты-проповедники расклеивают свои приглашения в людных местах или «милые»
девушки с радостными улыбками раздают их прохожим, задавая вопрос прямо «в
лоб». Среди таких приглашений является и приглашение на бесплатный рок-концерт.
Паутина служителей сект распространяет свои сети с невероятной быстротой.
Сектантов можно распознать по их навязчивости, зачастую они знают, у кого
случилось горе, и, в этот момент пытаются привлечь человека на «свою сторону».
Молодежь
доверчиво обращается к религиям «Нового века» в поисках высших ценностей,
подлинно человеческих отношений. Но, пройдя через всю изощренную систему
психотехники, духовного манипулирования, быта коммун, «семей», через жесткие
руки «учителей», «отцов», они оказываются изолированными от общества, лишенными
всякой индивидуальности, превращаясь в «титанов» или «жизнерадостных роботов» [4].
Секты самым
фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются
обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов, и в первую
очередь, это касается молодежи. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту,
будет нанесен серьезный вред.
Секта означает
нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя
существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель
секты считает себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Секта - создание
человеческое, и учение ее - плод ума человеческого
В среднем, человеку,
нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления
требуется 2 года.
Деструктивные секты и
культы, применяя различные психологические методы, не только манипулируют
религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психические травмы, и
часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и
здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства.
Литература:
1. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. -
Нижний Новгород: Изд-во Братства Александра Невского, 1998.
2. Оленич Т.С. Трансформация религиозного
сектантства. Философско-культурологический
анализ. Ростов н/Д., 2006, 332 с.
3. Тоталитарные секты и нетрадиционные культы:
научное издание / Ю.А.Табов, В. Э. Кист, К.\М\Казкенов, Караганда, 2004, 343с.
4. Волков Е.Н. Преступный вызов
практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля
сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога, 1996. - №2. -
С. 87-93