Таликова Г.Т., Эльрих И.В.

Карагандинский университет «Болашак», Казахстан

Характеристика творческой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

 

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Все важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре [1].

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре [2].

А.С. Макаренко считал что игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни и имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба [3].

С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее как наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Говорил, что ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [4,109].

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

К.Д. Ушинский указывал на эту особенность игры. Он говорил «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [5,284].

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [2, 285].

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»).

Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей «человек - человек», а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка).

Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное [1, 286].

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры [1].

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого [6].

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются:

- сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности;

- содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

-·постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

- роль - средство реализации сюжета.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка. Формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким целям. Происходит формирования общественно-значимых мотивов [2].

Запорожец А.В. указывает еще на одно очень важное значение сюжетно-ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень [8].

Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей. Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.

Исходя из этого, можно сказать, что сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта.

Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольниками в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным ее компонентом выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им [2].

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умений ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

 

Литература:

1. Усова А.П. «Роль игры в воспитание детей» / Под ред. Запорожца А.В. –М.: Просвещение 1976. 236 с.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., Просвещение. 1999. 374 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мектеп 1988.92 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М., 2003. 528 с.

5. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. 352 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на –Дону.- Феникс. 2008. 539 с.

7. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988. 476 с.

8. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004. 670 с.