Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

 

К. культурологии Исаева С.А.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия

 

Жанрово-композиционные особенности

«Баллады» для фортепиано Г.Г. Вдовина

 

Творчество Г.Г. Вдовина, композитора и музыкального общественного деятеля Мордовии, отличает «…органичный синтез традиций и новаторства, яркость художественной образности, тонкая эмоциональная интерпретация окружающего мира. Творческие замыслы композитора реализованы в самых разных жанрах и формах» [1, 12]. Среди его сочинений – оперы, оперетта, балет, музыкальная драма, хоровые произведения (хоры a cappella и хоровые циклы, кантаты и хоровые концерты), произведения для симфонического, струнного и народного оркестров, камерно-инструментальные и вокальные произведения.

Особое положение в его творчестве занимают сочинения для фортепиано, где  следует  выделить  «Балладу»,  созданную  композитором  в 1991 г. Она представляет собой оригинальный синтез классической сонатной формы, романтической фактуры, современной гармонии и мелодии, а также специфических черт мордовского традиционного музыкального искусства.

Вдовин продолжает характерную эпически-повествовательную линию в трактовке жанра. Эпичность образного строя «Баллады» обусловлена индивидуальностью тематизма, яркостью мелодических оборотов и своеобразием ритмики. Форму этого произведения мы будем  рассматривать как сонатную с эпизодом в разработке.

Экспозиционный раздел открывается главной темой. Придерживаясь сонатной формы, назовем ее главной партией (Г. п.). Ее суровая героика выражается мелодией речитативного склада, строгостью и точностью чеканного ритма. В типичном для романтиков сопровождении автор использует разложенные аккорды, которые имеют кварто-квинтовое строение:

 

Последующие два проведения Г. п. обогащены подголосками, а также аккордовым уплотнением самой темы. Со второго проведения меняется размер с 3/2 на 2/2, что придает Г. п. еще большую размеренность и четкость. Это выявляет черты маршевости и подчеркивает эпическую направленность музыки.

Яркость и индивидуальность связующей партии (С. п.) заключается в преобладании остинатного ритма, который, дважды прозвучав в партии правой руки, переходит в партию левой как сопровождение и звучит до окончания всей темы, выступая в качестве ритмо-формулы.

Можно наблюдать, что в С. п. присутствуют черты мордовских плясовых наигрышей. Это проявляется не только в ритме, но и в ладовой направленности музыкального материала. Композитор использует здесь ангемитонный лад в амбитусе квинты:

 

 

Лирика побочной партии (П. п.) рисует иную образную сферу. Неторопливая мелодия, после первоначального двутактового проведения в верхнем голосе, переходит в средний голос:

 

 

Завуалировав подобным образом тему, автор стремится передать нам еще большее состояние лиризма, поэтичности. Четырехголосное «хоровое» изложение П. п., мелодизированный бас, динамика в рамках p, подчеркивают ее созерцательность и спокойствие.

Разработка «Баллады» делится на два больших раздела, каждый из которых имеет «арочную» структуру.

Первый раздел начинается с изложения Г. п., которая звучит в аккордовом уплотнении, в сопровождении триольных гаммообразных пассажей с синкопами на 1-ю и 3-ю доли. Последующее проведение развивает драматическую напряженность разработки: здесь Г. п. звучит в контрапунктическом соединении со С. п. Такое столкновение эпической Г. п. и танцевальной С. п. создает контраст – предвестник бурной кульминации. Третье проведение Г. п. в первоначальном виде вместе с первым представляет «арочное» обрамление ранее прозвучавшему контрапункту и придает завершенность развитию музыкальной мысли данного построения.

Во втором разделе разработки наличие нового тематического материала позволяет трактовать его как эпизод:

 

Как и в первом разделе, здесь имеет место «арочное» обрамление. Тема эпизода состоит из двух предложений повторной структуры АА1, которая вторично проводится в зеркальном изложении А1А. В середине данного раздела звучит П. п. в варьированном виде. Необходимо подчеркнуть, что для сонатной формы разработка с эпизодом достаточно распространена.

 Драматическая напряженность разработки разрешается суровой строгостью Г. п. в репризе. Здесь композитор нетрадиционно подходит к ее построению: после Г. п. сразу следует П. п., продолжая своей размеренностью повествовательный характер музыки.

С. п. отведена особая роль: на ее материале основана кода, которая является квинтэссенцией всего произведения. На фоне неизменной ритмо-формулы звучат стремительно взлетающие вверх пассажи, что приводит к кульминации. Возвращая музыку к состоянию поэтического созерцания, в окончании произведения проводится тема эпизода в увеличении. Мажорная терция финального аккорда оставляет у слушателя ощущение просветленной лирики.

Таким образом,  «Балладу» Г.Г. Вдовина отличает оригинальное сочетание сонатной формы с романтическими стилевыми устремлениями конца XIX – начала XX в.; использование, наряду с современными приемами фортепианного письма, традиционных средств мордовского музыкального фольклора (ангемитонный лад, кварто-квинтовая звуковая сфера, своеобразная ритмика, переменный размер). На примере рассмотренного произведения можно наблюдать, что композитор находится в русле общих творческих тенденций, характерных для национальных композиторских школ XX в. и обогащает эстетические нормы примене­ния фольклорных традиций в профессиональном композиторском творче­стве.

 

Литература:

1. Бояркин  Н.И.  Проблема  стиля  в  творчестве  Г. Вдовина  /  Н.И. Бояркин  //  Гавриил  Вдовин:  постижение  мастерства :  сб. статей  и  материалов (к 65-летию композитора) / авт.-сост. и отв. ред. Н.М. Ситникова. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. – С. 12–15.