Музыка и жизнь/1.Музыка: изучение и преподавание.
Королева Н.М.
Детская школа искусств №4,
Южно-Сахалинск, Россия
Музыкальное
образование ребенка.
В учреждениях дополнительного музыкального образования
большинство детей желают обучаться игре на фортепиано, так как именно этот
инструмент позволяет наиболее полно реализовать музыкальные интересы и
потребности учащихся. Очень незначительное количество выпускников школ
готовится к дальнейшему музыкальному обучению, а большая часть хотела бы стать
именно «просвещенными любителями» или просто хорошо разбирающимися в музыке
людьми.
К сожалению, сейчас на практике в школах при условии
преобладания профессионально-исполнительской ориентации детей без учета
специфики учебного заведения, а также запросов учащихся и их родителей редко
формируется интерес к занятиям музыкой. Это обусловлено слабой теоретической
разработанностью программ и недостаточным обеспечением педагогов и учащихся
учебно-методическими материалами.
В ходе работы с детьми часто выясняется, что учащиеся,
обладающие хорошими музыкальными данными, не могут уделить достаточно
времени для домашних занятий из-за перегруженности в общеобразовательной школе,
а дети с недостаточной степенью сформированности музыкальных способностей, с
нарушениями психофизического и двигательно - моторного характера (плохая
координация, вялость мышечного тонуса и др.) «не успевают» за требованиями
существующих учебных планов. Большинство учащихся в школах не справляются с
заданиями, они чувствуют недовольство преподавателей, получают нарекания от
родителей и в скором времени теряют всякий интерес к дальнейшей учебе, если в
них не пробуждается отвращение к музыке вообще. «Ведь часто из-за спешащей
педагогики, где учатся четыре трудных произведения за полгода, оканчивающие ДМШ
ученики во всем беспомощны: не могут ни разобрать, ни прочесть с листа, ни
подобрать». [3,с.138]
Любой ребенок при желании имеет право реализовать себя в
музыке, потому что этот вид искусства развивает не только весь комплекс
способностей человека, а главное - развивает душу. Поэтому, обладая разной
степенью музыкальной одаренности, все обучающиеся должны найти свою «нишу»,
свое маленькое поле деятельности, побывать в «ситуации успеха».
Необходимость вовлечения в художественное образование
каждого ребенка доказана на деле не только практикой, но и наукой,
утверждающей, что особенностью обучения игре на фортепиано является
интенсивное развитие интеллектуальных возможностей человека, причём, не только
узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех, которые необходимы нам в
повседневной жизни.
Аналитическое мышление - быстрое и легкое освоение
материала и хорошая координация – развиваются в результате того, что при игре
на фортепиано двумя руками одновременно работают оба полушария головного мозга,
что не характерно для других видов деятельности человека. Благодаря этому
раскрываются творческие способности, гибкость и вариативность мышления. Особого
внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру
пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление,
целостное видение. Также известна прямая зависимость развития речи ребенка от
развитости пальцевой моторики. Эти факты были уже давно замечены учеными других
стран, благодаря чему игра на фортепиано преподается во всех развитых странах
как предмет, способствующий интенсивному развитию интеллекта наряду с
геометрией и другими точными науками.
Приобретенные навыки музыкального мышления
способствуют развитию не только общего мышления, но и, что особенно ценно, они
рождают в человеке потребность активно использовать свою творческую инициативу
в любой избранной им для себя форме деятельности. Следовательно, все начинающие
музыкальное обучение должны пройти быстрее или медленнее один и тот же путь. Но
для повышения качества музыкального
образования для некоторых групп обучающихся необходимо изменить не только его
содержание, но и организацию учебно-воспитательного процесса.
Музыкальная школа, школа искусств должна быть
местом поиска прогрессивных методов и проведения соответствующих педагогических
экспериментов. В музыкальном воспитании любого человека необходимо соблюсти
стройное согласие ума и чувства, а для этого учесть возрастные,
психофизиологические особенности детей и юношества, степень сформированности их
музыкальных способностей и задатков, а также уровня общего интеллектуального и
музыкально-художественного развития. Это поможет обеспечить самые широкие
возможности для успешного овладения выбранным видом искусства.
Для этого обязательно нужна правильно подобранная и
разработанная Программа обучения. Программа, которая создаст наиболее
благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и
исполнительских навыков учащихся с хорошими музыкальными данными, будет
способствовать поддержанию интереса к занятиям у детей, имеющих среднюю и
слабую степень сформированности музыкальных способностей. Программа, которая
даст возможность дифференцированного подхода к учащимся, различающимся не
только по возрасту, музыкальным способностям, уровню подготовки, но и другим
индивидуальным качествам.
Новая Программа по фортепиано должна быть создана не
только на базе предыдущих программ, где были заложены методические основы
обучения игры на фортепиано, сформулированы учебно-воспитательные цели
предмета, предложены зарекомендовавшие себя формы и методы их реализации, но
использовать рекомендации учебных планов и образовательных программ нового
поколения. Она должна опираться на тенденции отечественного и зарубежного
музыкального образования, новаторский опыт работы школ искусств, достижения
детской психологии, физиологии и педагогики, музыкально-дидактических принципов
и принципов развивающего обучения. Для тех детей, кто не сможет по разным
причинам охватить полный обязательный семилетний курс обучения, введение
различных сроков освоения программы предоставит возможность приобретать умения
и знания по ускоренному (пятилетнему) курсу.
Цель обучения - создать условия для овладения необходимым
уровнем музыкальной грамотности с учетом особенностей музыкального развития и
природных возможностей каждого ребенка.
Процесс обучения в классе нужно построить так, чтобы
овладение игрой на фортепиано нашло практическое применение в жизни не только
во время учебы в школе, но и после ее окончания. Все это поможет творчески претворить в жизнь идею гармонического развития
личности, «всеобщей музыкальной грамотности» именно в таком типе
образовательного учреждения, каким является детская школа искусств настоящего
времени.
Литература
1.
Баренбойм
Л. Путь к музицированию. Исследование. Л.: Советский композитор,1979
2.
Воспитание
пианиста в детской музыкальной школе. /Отв. ред. Б. Милич. – Киев, 1964
3.
Как
научить играть на рояле. Сост. С. В. Грохотов.- М.: Классика-XXI, 2005
4.
Класс
специального фортепиано. Программа для ДМШ. М.,1973
5.
Любомудрова
Н. Методика обучения игре на Фортепиано. - М., 1982
6.
Ляховицкая
С. О педагогическом мастерстве. - Л., 1963
Сведения об авторе:
Королева Наталья
Михайловна,
преподаватель
фортепиано ДШИ №4, г. Южно-Сахалинск.
Адрес проживания:
693022, г. Южно-Сахалинск, ул. Науки,
дом 1 "А", кв. 32.
Тел: (42-42) 791-610 (домашний);
89242818674 (сотовый)
Е-mail: nataxamk@mail.ru