Педагогические
науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Басюк
С.В.
Башкирский
институт социальных технологий (филиал)
ОУП ВПО
«Академия труда и социальных отношений, Россия
О проблеме формирования
гражданско-правовой компетентности личности и ее решении
в России и за рубежом
В
последние годы особенности развития личности, образования, социума требуют
интегративного взгляда на проблему формирования гражданина в связи с его
правовой подготовленностью. В этом смысле наметилась продуктивная тенденция
взгляда на гражданско-правовое образование более широко, с точки зрения
формирования компетенций. Под гражданско-правовым образованием понимается
процесс передачи учащимся специальных знаний, формирование у них умений и
навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития
базовых социальных компетентностей:
– компетентность в области
общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей
гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.);
– компетентность в социально-экономической
сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей,
ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве,
приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной
этики);
– компетентность в
учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение
информации из различных источников, умение анализировать, критически мыслить).
Необходимо также отметить,
что данная проблема – проблема формирования компетентности личности в целом, и
гражданской, правовой, – в частности, проблема, касающаяся развития всей
мировой системы образования. Если ранее предметом общественной заботы было
формирование гражданских качеств в их совокупности, то сегодня на первый план
выдвигается проблема обеспечения компетентности личности в такой важной сфере
как гражданская.
С этим связан и имеющийся за рубежом опыт
гражданского воспитания и формирования гражданской и правовой позиции личности.
К вопросам формирования и развития профессиональной компетентности специалиста
отводится особое внимание зарубежных ученых (G. Moskowitz, R.L. Oxford, R.S.
Scarcella, E.W. Stewick, E. Tarone, D. Yule). При этом важно одно: сегодня
происходит активное смещение акцента к требованиям современного работника с
формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных
качеств – об этом наглядно говорит пример США, Англии, Германии, Франции и др.
стран.
Гражданское образование в европейских
странах вводится в содержание школьного образования в качестве отдельного
обязательного школьного предмета или факультатива («Граждановедение»,
«Гражданские отношения», «Человек и общество», «Политическое образование»).
Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, т.е.
знания об обществе и человеке, которые помогают учащимся подготовиться к жизни
в современном обществе.
В качестве примера можно привести систему
образования Австрии, которая продолжает реализацию классической немецкой модели
гражданского образования. В Австрии с 1978 г. существует Закон «Гражданское
образование в школах», где сказано: «…Австрийская школа может выполнять
обширные задачи, поставленные перед ней…, когда она соответственно учитывает
гражданское образование учащихся. Гражданское образование является предпосылкой
развития личности и дальнейшего развития общества в целом. Основные положения
гражданского образования – воспитание у австрийцев демократического сознания,
общеевропейского мышления и открытости миру, которая зависит от понимания
глобальных проблем человечества» [2, 252].
Согласно действующему Закону, в Австрии предмет по выбору «История и
обществоведения» для старшей ступени обучения был расширен за счет введения
вопросов, связанных с понятием «гражданское образование», а с 1999 года –
курсом граждановедение заменяются все предметы, в которых присутствует
словосочетание «Основы государства». Начиная с 1983 года, в курсах подготовки и
повышения квалификации учителей всех типов школ имеется направление
«Гражданское образование». Курс для педагогических вузов по гражданскому
образованию был разработан и проведен в Межуниверситетском институте междисциплинарных
исследований и университетах Клагенфурта, Вены, Инсбрука и Граца. В 1999 г.
разработан курс для второй ступени обучения, после окончания курса присуждается
степень «магистра продвинутой ступени в области гражданского образования».
В Болгарии существуют множество программ
по гражданскому образованию, утвержденных Министерством народного образования.
Одни из них предназначены для основной школы, другие для педагогических училищ
и колледжей, для средних и технических училищ. Есть дифференцированные программы
для всех видов гимназии, начиная с третьего класса прогимназии до выпускных
классов. Наименования предметов различны: «Гражданское образование», «Политическая
экономика и гражданское образование», «География Болгарии и гражданское
образование», «Обществознание и гражданское образование», «Социальная этика»,
«Нравственное и гражданское образование».
В Англии и Ирландии существовали
факультативные программы по гражданскому образованию школьников. Они
представляют собой различные модули для начальной и основной школы, но с 2000
г. гражданское образование в Англии становится обязательным.
Вторая
сторона проблемы связана с правовым компонентом гражданско-правового
воспитания.
В научной литературе активно используются
понятия «правосознание», «правовое сознание», «правовая культура», «правовая
психология», «правовая идеология» и др., связанные с формированием личности
обучающегося. При их исследовании сделан акцент на этимологический,
сущностно-содержательный и междисциплинарный аспекты понятий.
Примечательно, что доминирующим в этих
исследованиях выступает понятие «сознание» как системообразующее. В
соответствии с данным подходом выделены и существенные признаки правового
сознания: а) оно является формой общественного сознания и тесно взаимодействует
с другими формами общественного сознания; б) характеризуется
правоустановленностью; выражается в форме знаний и оценок; является
специфическим регулятором юридически значимого поведения [3, с. 33].
Основное функциональное назначение
правового сознания человека заключается в восприятии, отражении и
воспроизведении юридически значимых явлений и процессов, правовых принципов,
норм, иной юридической «материи», которая является содержанием правового
сознания как вида общественного сознания. В дополнение к приведенным выше
признакам считается, что правовое сознание характеризуется не
правоустановленностью, а, наоборот, правоустанавливаемостью, так как оно
констатирует и оптимизирует процессы правотворчества, правоприменения,
реализации прав и обязанностей. И правовое сознание выражается не только через
знания и оценки (или в гносеологическом аспекте), но и в качественных
ценностях, регулятивных возможностях юридических норм, в эффективности актов
применения права, реализации прав и обязанностей. Оно выступает скорее не
регулятором, а условием, причиной, основанием действия или бездействия, имеющих
юридическое значение. Далее, в правовом сознании всегда имеет место волевой
признак, заключающийся в действии или воздержании от действий индивидов [3, с.4].
Право и правосознание тесно взаимосвязаны.
Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих
в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только
после этого получают выражение в качестве юридических норм [1]. В то же время правовое сознание не является
общезначимым масштабом поведения, каким является право. Регулирующая роль
правового сознания фактически сводится к идеологическому воздействию. Правовое
сознание тесно связано и с моралью, оно родственно морали, поскольку содержится
в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, с
помощью которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это
поведение регулируется нормами морали.
А.В.Малько различает правовую культуру
личности и правовую культуру общества [4, с. 102].
Правовую культуру можно рассматривать как
качество, присущее человеку как субъекту исторического процесса. Каждый человек
выступает в роли объекта культурных влияний. Правовая культура личности –
знание и понимание права, и действие согласно предписаниям. Она проявляется в
объеме и глубине теоретических знаний, навыках и умении грамотно решать задачи
практического поведения в правовой сфере. Другими словами, правовая культура
личности – это личность, имеющая творческую деятельность, соответствующую
прогрессивным достижениям в правовой сфере, благодаря чему и происходит
постоянное обогащение индивида. Она обозначает правовую образованность
человека, включая правосознание, умения и навыки использовать правовые нормы,
подчинять свое поведение правовым предписаниям.
Правовая культура общества является частью
его общей культуры, включает духовные и материальные ценности, относящиеся к
правовой действительности. Она характеризуется следующими факторами:
– реальностью потребности в праве;
– состоянием законности и права в
государстве;
– степенью развитости в обществе юридической
науки и юридического образования.
Таким образом, правовая характеристика
общества – это характеристика общества, показывающая уровень развития правовой
системы: уровень правосознания и правовой активности общества, степень
прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура
общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав
человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности,
«обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость:
обеспеченность законом и судом [8, с. 56].
Таким образом, все эти понятия
взаимосвязаны, и на первый план выходит формирования нового типа человека,
который отличается высоким сознанием правовой и гражданской наполненности.
В Европе, особенно после принятия Плана
действий на Десятилетие образования в области прав человека (1995-2004 годы),
усилился интерес к вопросам преподавания дисциплин в области прав человека.
Основное в образовательных программах по правам человека состоит в развитии
осознания учащимися всеобщих прав и свобод человека и подготовке их к защите
этих прав посредством условий, обеспечиваемых демократическим сообществом.
Кстати, указанные идеи стали основой
определения имеющего широкое распространение подхода к обучению правам
человека:
– исторический подход, который
сосредоточен на изучение прав человека в историческом аспекте;
– подход, основанный на изучении
международных документов в области прав человека;
– реконструктивный подход, в основе
которого лежит идея через знания прав человека осуществлять социальные
перемены;
– ценностный подход, в котором права
человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей
(личная свобода, демократическое участие, равные возможности, экономическое
равенство, устойчивое окружение, достоинство личности) [7].
В то же время отмечается, что, несмотря на
разнообразные программы по обучению правам человека, они остаются до сих пор не
признанными многими европейскими школами, в большинстве случаев эти программы
частично включаются в занятия по гражданскому образованию. Эта проблема была затронута
на Региональной Конференции ЮНЕСКО по Образованию по Правам человека еще в 1997
году [6, с. 47].
В Российской Федерации определились
некоторые теоретические и методические разработки по проведению уроков мира,
прав человека, по формированию миролюбия, как важного свойства личности.
Московской школой прав человека (А.Азаров), Молодежным центром по правам
человека (В.Луховицкий), движением «Педагоги за мир» (М.Кабатченко),
издательством «Вита-Пресс» (А. Антонов) сделана попытка, обобщить имеющийся в
зарубежных странах опыт и адаптировать к условиям России.
В Башкирском государственном
педагогическом университете имени М.Акмуллы действует Центр «Культура мира»
(руководитель – член-корреспондент РАО, профессор А.С.Гаязов), который активно
внедряет идею формирования правосознательного гражданина на основе выработки
общечеловеческих культурных кодов деятельности. В составе Центра исследованием
различных сторон данной проблемы занимаются более 10 докторов и 20 кандидатов
наук различных специальностей (педагоги, психологи, культурологи, филологи и
др.), представители педагогической практики региона, установлены тесные связи с
аналогичными научными сообществами зарубежных стран (Германия, Франция,
Швейцария и др.). Показательны и полученные результаты исследований, на основе
которых сделан вывод о том, что изучение и освоение гражданско-правовых знаний
у обучающихся должны быть направлены и ориентированы на формирование конкретных
умений, которые могут быть использованы в широкой гражданской деятельности и
непосредственно в учебно-познавательной. Обучающиеся должны уметь:
– создавать для себя нормы деятельности и
поведения на основе действующих в обществе норм и правил, пользоваться или
критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
– строить индивидуальную и коллективную
деятельность в полном ее цикле и в соответствии с установками общества:
постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая
реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и
самооценка;
– строить коммуникацию с другими людьми –
выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и
ценностями, т.е. придавать им и формировать свой личностный смысл;
– вести диалог в паре, малой группе,
учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для
получения общего продукта или результата;
– ориентироваться во времени, уметь
соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими
событиями, высказывать предположения о тенденциях;
– понимать, создавать, сохранять, изменять
уклад жизни малой группы, класса (группы), школы (вуза), города, области
(республики), региона, страны;
– занимать в соответствии с собственной
оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, не
противоречащие позиции других, и понимать позиции и роли других людей;
– освоения способов критического мышления
(выдвижение оснований для суждения, поиск и пути разрешения противоречий,
выдвижение гипотез);
– отбирать, перерабатывать и осмыслять
информацию в сфере общественной жизни;
– делать выбор позиции, роли, темы,
объекта для гражданского действия;
– проводить самооценку собственных знаний
и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии;
– принимать решения, принимать
ответственность на себя;
– реализовывать индивидуальные и
общественные права и обязанности;
– использовать механизмы защиты прав
человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях;
– устанавливать конструктивные отношения с
людьми;
– работать в группах и участвовать в
дискуссии, слушать и слышать другого человека;
– определять предвзятое мнение,
стереотипы, предрассудки;
– участвовать в дискуссии (толерантность,
уважение к доводам собеседника вне зависимости от согласия или несогласия с
ним).
Такое образование может быть названо
правовым, и оно представляет собой процесс целенаправленной передачи знаний,
умений и формирование устойчивых навыков в области гражданско-правовой действительности,
которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных
юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической
деятельности [5].
Таким образом, длительный и
сложный процесс, включающий в себя гражданское и правовое воспитание, имеет
ориентиры на формирование гражданско-правовой компетентности современного
активного участника образовательного процесса вне зависимости от того, в каком
учебном заведении получается образование (в общеобразовательной или
профессиональной школе).
Литература:
1.
Алексеев С.С.
Гражданином быть обязан: Основы правовых знаний для юношества. – Свердловск:
Сред. - Урал. кн. ид-во. 1985. – 174 с.
2.
Кнопф В. Гражданское
образование в Австрии. В сб. «Гражданское образование» материалы международного
проекта. СПб, 2000.
3.
Лазарев В.В. Теория
государства и права: учеб. для вузов [Текст] / В.В.Лазарев, С.В.Липень; 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2001. – 511 с.
4.
Малько, А.В. Теория
государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие /
А.В.Малько. – М.: ЮристЪ, 1997. – 197 с.
5.
Певцова Е.А. Теория и
методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
6.
Серяева И.Ю. Категория
прав человека как элемент в системе общечеловеческих ценностей / Человек и
общество. Материалы международной научно-практической конференции. – Оренбург,
ИПК ОГУ, 2001. С.47.
7.
Стратегии обучения
демократическому гражданству / Проект «Образование для демократического гражданства»
Рус. Версия. Страсбург, 19 июля 2000 DECS/EDU/CIT(2000) С.16-32.
8.
Туманов, В.А. Правовой
нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право /
В.А.Туманов, 1993. – №8. – С. 52-58.