Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Тарасова О.П.
Оренбургский государственный университет, Россия
«Я-концепция» в профессиональном самоопределении будущего дизайнера
Как известно, поведение человека
рассматривается как внешнее проявление его внутреннего мира. Основными
побудителями поведения, поступков, деятельности являются убеждения, отношения,
эмоции, ценности. Каждому человеку
присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, служащих
связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.
Ценности, трансформируясь в мотивы и цели, образуют «временную перспективу»
личности, становятся критериями ее самоутверждения и саморазвития.
Прежде чем создавать ценности культуры, воспитывать
общество предметами своего труда, способствовать культурному и эстетическому
развитию окружающих людей, дизайнеру необходимо познать себя, свои стремления,
систему ценностей и мотивов, свой уровень духовности. «Я-концепция» является одним из способов изучить
и системно представить себя самого, выявить свои слабые и сильные личностные и
профессиональные стороны, оценить свои способности и возможности.
Известно,
что формирование «Я-концепции» начинается еще в дошкольном возрасте. Решающее
влияние на данный процесс оказывают семья, школа, вуз, сверстники, сам индивид.
Они могут способствовать развитию как положительных, так и отрицательных
представлений о себе самом, при этом человек может не быть реальным носителем
этих качеств. В формировании «Я-концепции» значительную роль играет внушение.
Уже в детстве ребенку можно внушить, что он большая ценность или, наоборот,
бесполезное и ненужное существо. В первом случае начнет формироваться положительная
«Я-концепция», во втором – отрицательная. Перестроить сложившуюся систему
представлений о самом себе, если она необъективна, подчас бывает трудно.
Моделирование своего образа в студенческие
годы оправдано, поскольку «Я-концепция» наиболее интенсивно формируется в
юношеском возрасте, когда закономерно возникают вопросы «каким быть?», «каким
стать?» и т.п. Будущему специалисту-дизайнеру важно иметь свою «Я-концепцию», поскольку
объективное представление о самом себе помогает успешнее заниматься самовоспитанием
и самообразованием, профессионально расти, реализовывать более широкие
жизненные планы. Она является отправной точкой для разработки программы
профессионального и личностного саморазвития. Кроме того, добиваясь в этом
успеха, будущий специалист удовлетворяет потребность в персонализации, что дает
ему возможность проявиться как свободному, независимому существу, обладающему
сформированной субъектной позицией.
Субъектная позиция личности – это
устойчивая, сложноструктурированная система отношений человека к самому себе
как субъекту, к другим как субъектам и к деятельности, в которой происходит его
саморазвитие, поддержание воспроизводства себя как автора собственного бытия в
мире [1]. Данная дефиниция является ведущим условием профессионального развития
и восхождения личности специалиста к
ценностям общества, что особенно значимо в условиях недостаточного позиционирования
дизайна и дизайнера на современном Российском рынке.
Неопределенность перспектив
профессионального продвижения будущих дизайнеров в России обусловлена ограниченной
подготовленностью выпускников-дизайнеров к профессиональной деятельности не
только из-за отсутствия реального производственного опыта, недостаточной
сформированности экономических и управленческих компетенций, но и размытой системы
ценностей, личных целей и мотивов для использования ими своего потенциала. В этой связи
будущие дизайнеры испытывают впоследствии серьезные трудности при
трудоустройстве, социальной и профессиональной адаптации, построении профессиональной
карьеры. Усугубляется ситуация и представлениями потенциальных
потребителей о дизайне, как очень дорогом виде деятельности. Такое мнение,
отчасти сложилось из-за недостаточного развития индустрии дизайна в отдельных
регионах страны. Потребность в
продуктах дизайн-деятельности только начинает формироваться. Если, согласно
статистическим данным, в Японии на каждые 300 человек приходится по одному
дизайнеру, то в некоторых регионах России такие специалистов единицы или они не
востребованы.
Такое положение дизайнера на рынке труда определяет
актуальную необходимость в самом начале педагогического процесса будущего специалиста
ставить в положение, когда ценностное самоопределение студента, интеллект, способность
к самостоятельным действиям, преобладают над остальными качествами. Особенность
дизайнерского образования заключается в том, что при минимуме учебных дисциплин
необходимо получать практически универсального специалиста, ориентирующегося в
науке, технике, социальных проблемах, культуре и искусстве, то есть отвечающему
актуальному сегодня критерию интегральности [2]. Соответственно, разработка
«Я-концепции» на начальных этапах обучения способствует осмыслению своего места
и роли в мире дизайна и формированию ценностного отношения к собственной
творческой активности, способности моделировать мир в идеальных, и, вместе с
тем, имеющих конкретную предметно-чувственную форму, объектах.
Осуществляется процесс работы над
«Я-концепцией» в несколько этапов. На первом этапе работы предполагается выполнение
ситуационного анализа, позволяющего выявлять свои возможности, сильные и слабые
стороны, четко представлять собственные способности, уровень профессиональных
знаний и навыков. Ситуационный анализ включает получение информации о себе посредством
размышлений над вопросами о личной и профессиональной сферах и разработку
таблицы самооценки личных знаний и способностей. Знания и способности нами условно
разделены на группы: специальные (уровень теоретической подготовки, знание
специфики проектирования, владение техникой рисования, макетирования,
конструирования, исполнения продукта проектирования пр.); личные качества
(состояние здоровья, манера держать себя, активность, коммуникабельность,
конструктивное восприятие критики,
хорошая способность адаптироваться, восприимчивость, интуиция и пр.); рабочие
приемы (рациональность и последовательность в работе, организация деятельности,
умение вести переговоры); интеллектуальные
способности (креативность, образное, логическое мышление и пр.), способности
руководителя (умение убеждать, мотивировать, обосновывать решения и поступки,
прогностичность, аналитические способности и пр.).
Полученные данные используются далее при составлении
личного баланса успехов и неудач, а также выявлении сильных и слабых сторон будущего
дизайнера и факторов, способствующих или затрудняющих достижение намеченных целей.
Следующим шагом является анализ соотношения «цель-средство», где требуется сформулировать приоритетные на
данный момент личные и профессиональные цели и
определяются необходимые и достаточные средства достижения. Средствами
могут быть финансовые и временные ресурсы, согласие других заинтересованных
лиц, личные качества, конкретные навыки, квалификационные характеристики и пр.
В результате такой работы у студента
формируется образ «Я - дизайнер», сообразно которому будущий специалист может проектировать
и прогнозирует свое профессиональное будущее, выстраивает и систематизирует
личную иерархию ценностей и жизненную перспективу. Осознание расхождения содержания
реального и идеального «Я» личности приводит к формированию мотива
саморазвития, строение которого определяется наличием двух оснований – исходного,
обусловленного реальной самооценкой будущего специалиста, и идеального, как
смоделированного предвосхищения себя в будущем.
Кроме того, «Я-концепция» способствует формированию целеполагания, понимаемому как выбор личностно значимых целей.
Постановка конкретной цели предоставляет будущему дизайнеру возможность
актуализировать знания, убеждения, методы действий, которые позволяют ему в
дальнейшем управлять собственной деятельностью Повторная самооценка, осуществляемая
студентом через заранее определенный временной период позволяет отслеживать
динамику изменения качеств и целенаправленно заниматься самосовершенствованием.
Педагогическая задача, в свою очередь, состоит в том, чтобы облегчить будущему специалисту путь познания, вооружить его необходимой для ориентации информацией, научить постоянному поиску знаний о предмете его потребности и трансформировать полученные знания в творческую деятельность. Значимым является предупредить студента, что осознание своих интеллектуальных, ценностных, нравственных, физических и других качеств для многих является болезненным процессом. При прохождении данной процедуры необходимо быть беспристрастным и объективно оценивать себя, учитывая субъективное влияние внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Вместе с тем важно донести, что стихийно саморазвитие не происходит. По своей природе саморазвитие – внутренний волевой процесс, организатором которого является сам человек. Соответственно, «Я-концепция» является динамичным образованием, которое по мере развития личности необходимо пересматривать.
Мы разделяем точку зрения И.С. Кона,
согласно которой становлению личности помогает
содержательно сложная, интересная, требующая интеллектуального и
эмоционального напряжения, достаточно самоуправляемая деятельность. В этой
связи для актуализации собственных потенциальных возможностей, человек должен
действовать: музыкант – играть, художник – рисовать, создавать, творить
красоту, стремиться «делать хорошо то, что делаешь и делать хочешь», так
считает А. Маслоу. Таким образом, чем ярче и богаче представление будущего
дизайнера как о специфике профессии, так и своих возможностях в ней реализоваться, тем лучше он ориентируется
в характере и задачах деятельности, точнее принимает и реализует направленные
на достижение цели решения, тем более целесообразным видит развитие личного творческого
потенциала.
Литература:
1. Кирьякова,
А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова.
– Оренбург: ОГУ, 2000. – 188 с.
2. Дижур А.Л. Баухауз /
А.Л. Дижур, Ю.В. Шатин // Дизайн в
высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994. – С. 13-27.