К.п.н.
Галянт И.Г.
Челябинский государственный педагогический
университет, Россия
Проблема художественно-творческой
одарённости детей дошкольного возраста
Феномен одарённости детей дошкольного
возраста становится одним из приоритетных объектов гуманитарных исследований. В
связи с этим определяются проблемы
художественно-творческого развития дошкольников. К ним следует отнести
культивирование интеллектуально-аналитического направления в процессе
творческой деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости, воображения и
художественных дарований детей тормозится репродуктивными методами воспитания,
учебными занятиями, дублирующими программу начальной школы и не соответствующими
возрастным особенностям ребёнка дошкольного возраста.
Важным являются выводы психологов о
том, что у ребенка процесс познания
происходит при участии всех анализаторов
в процессе деятельности.
Познание через зрительное восприятие является лишь частью всего процесса
познания ребенком действительности. Это определяет идеи интеграции искусств в
образовательном процессе как возможности получения более глубоких и
разносторонних представлений об окружающем мире. В работах учёных (Б.М. Теплов, В.В. Медушевский, Б.М.
Неменский, Д.Б. Кабалевский, А.А.
Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, Л.А. Баренбойм, В.Г.
Ражников, Т.Э. Тютюнникова, А.И. Буренина) поднимаются и
рассматриваются вопросы синтеза искусств, как средства
художественно-творческого развития ребенка, как способа эстетического освоения
мира.
Исследуя проблему художественно-творческой
одарённости детей дошкольного возраста, считаем, что
процесс художественно-творческой деятельности
детей целесообразно организовывать с опорой на три универсальных
основания: «чувство целого», феномен «аконстантности», «идеомоторный феномен». Чувство
целого имеет универсальное значение для всех видов творческой
деятельности. Например, в музыкальной одарённости проявляет себя в виде
ладового чувства, архитектонического слуха, чувства стиля, а в одарённости
художника проявляется в виде чувства колорита, композиции и т.д. Чувство целого
как феномен одарённости играет несколько большую роль в так называемых
«временных искусствах», поскольку сама их специфика требует динамики. В
творческой деятельности дошкольников наблюдаются черты «временного искусства»,
так как продукт детской деятельности создаётся «здесь» и «сейчас».
Следовательно, для его создания привлекаются непосредственные, чувственные,
спонтанные проявления, чтобы «схватить» образ целиком.
Аконстантность (лат. − постоянный) – относительная
независимость воспринимаемых нами характеристик объектов от условий восприятия
и положения органов чувств. Одарённые люди обладают способностью видеть явления
как неповторимые, во всём богатстве их уникальных характеристик и смысловых
моментов. Эту способность мировосприятия мы и назвали феноменом константности.
Часть людей, не обладающих творческим мировосприятием, перестают замечать
волшебные изменения окружающего мира, перестают замечать, что вещи или явления
в каждый момент времени не равны себе. По отношению к дошкольному возрасту
феномен аконстантности играет чрезвычайно важную роль в жизни детей. Это
чувство помогает ребёнку видеть невидимое: снег розовый, фиолетовый, синий,
жёлтый потому, что на него падает свет фонаря или луны. Аконстантность питает и
стимулирует творческое воображение: неповторимое и ускользающее можно выразить
только в образе с помощью необходимых средств (слово, звук, жест, движение,
цвет).
Идеомоторный феномен (греч. Idea – «образ»; лат. motor –
«приводящее в движение») –
непроизвольный переход представления в движение. Как известно, в искусстве
способность выражать себя основывается на принципах идеомоторных актов, только
здесь обозначаемый переход совершается мгновенно, а психологические связи между
образом и движением не только необычайно плотные, но и обратимые. Поэтому
всякий художественный образ, мысль, переживание обретают естественный
пластический рисунок. А всякое движение руки, тела и даже глаз обнажает свой
скрытый смысл, возвращается художественным образом, мыслью, переживанием.
Симптомы идеомоторного феномена разнообразны: способность перевоплощения,
гибкости, послушности вокально-речевого аппарата у актёров и музыкантов, а также
творческая воля и художественный интеллект. Наверное, разгадку тайны творческой
одарённости следует искать не в том, что художнику дано нечто такое, чем
обделены другие люди, а в том, каким образом он раскрывает тот или иной образ,
явление [1].
Говоря о детях дошкольного
возраста, можно констатировать наличие в их деятельности идеомоторного акта.
Так, в своей творческой деятельности дети не считывают рассудком акт
самовыражения. Двигаться под музыку и чувствовать, передавать свои чувства не
словами, а жестом, взглядом, прикосновением для детей так же естественно, как
любить радость. Проявления чувственности, спонтанности, воображения, озарения,
радости ощущения новизны становится закономерным проявлением креативности.
Таким образом, успешность
процесса развития художественно-творческой одарённости детей будет зависеть от
того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в творческую
деятельность с опорой на универсальные основания, и насколько формы, средства и
методы художественно-творческой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам.
Список литературы:
1.
Русанова, В.С.
Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни
[Текст] / В.С. Русанова. – Челябинск, 2001. - 234с.