Осипова А.В.
кандидат педагогических наук,
Ростовский государственный экономический университет
(«РИНХ»)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЯ «ВЫБОР» И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Когда
слышишь слово «выбор», в голове сразу начинает звучать: «Мы выбираем, нас
выбирают … » или всем известная, ставшая риторическим вопросом шекспировская
фраза «Быть или не быть, вот в чем вопрос...». Шекспир
был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни. Ибо они
приходят не случайно и не в любое время, а, как правило, тогда, когда
заканчивается один маленький этап, цикл жизни человека и должен уже начинаться
новый.
Вся наша жизнь –
сплошной и беспрерывный выбор.
Каждую минуту, каждую секунду человек делает выбор: где ему учиться, где
работать, выбирает спутника жизни, цвет волос, одежды и так до бесконечности,
пока не определится со своими приоритетами. Человек практически только тем и
занимается, что выбирает. Он делает постоянный выбор при решении всех проблем –
от мелких до глобальных. Природа ждет от человека только выбора, все остальное
она уже сделала сама. Но вот определить, что такое выбор, не очень-то и просто.
Наверно, каждый из нас понимает, что значит «выбор», пока не
задумается. Так что такое выбор? С понятием выбора мы встречаемся в науке, в
религии и даже фольклоре. Обращаясь к русской народной традиции, а именно к
сказкам, камень, – известный всем образ
Ивана на распутье дорог у «камня-указателя», от него три дороги – выбирай: утро
вечера мудренее, гадания на перекрёстке дорог – это всё выбор. В
первоисточниках сказок надпись на камне гласит: что куда бы ни пошёл, всюду
что-то теряешь: шапку, коня, жизнь. А что приобретёшь – неизвестно. Поэтому в
сложных ситуациях, как говорит народная мудрость: «Лучше семь раз отмерить и
один отрезать». А немецкая поговорка гласит так: «Wer hat Wahl, hat auch Qval…»
– «Кто имеет выбор, тот имеет мучение». Выбор – это, когда мы приобретаем и
теряем одновременно. И не всегда до конца ясно, что именно мы приобретаем, а
что можем потерять. Поэтому в сложных ситуациях, как говорит народная мудрость,
лучше семь раз отмерить и один отрезать.
В эзотерике мы находим, что выбор – это
пространство вариантов, которое представляет собой вполне материальную
информационную структуру. Это бесконечное поле информации, содержащее все
возможные варианты любых событий, которые могут произойти. Вариант состоит из
сценария и декораций. Декорации – это
внешний вид, или форма проявления, а сценарий – путь, по которому
движется материя. Теоретически не существует никаких ограничений на сценарии и
декорации судьбы человека, поскольку пространство вариантов бесконечно. Судьба
человека так же представлена множеством вариантов. Кто-то из нас делает выбор
осознанно, обдуманно, а кто-то полагается на «авось». И многому есть свои
объяснения. Поступил
в институт, потому что посоветовали родители. Пошел в секцию, потому что позвал
знакомый. Устроился на работу, потому что рядом с домом. Настоящий выбор в том, будешь ли ты начинать
новую жизнь или останешься в старой, которая уже никуда не годится. Возможность
начать жить по-новому – вот в чем состоит тот шанс, который дает судьба в
момент настоящего выбора. Выбор в нашей жизни
определяет все. Что выбрали, с тем и будем жить. Однажды сделанный выбор круто
изменяет жизнь. Сакраментальный вопрос всех людей – а что было бы со мной, если бы тогда был сделан
другой выбор? Выходит, выбор – компас и
двигатель нашей жизни. Но об этом люди начинают задумываться лишь тогда, когда
жизнь прошла и изменить ничего нельзя. Выбор – это не только свобода, но, прежде всего, способность взять
ответственность на себя за последствия своего выбора.
Но существует ли что-то в жизни, где не
приходится выбирать или мы не можем выбирать? Конечно, мы не выбираем
родителей, не выбираем, где и в какое время родиться, не выбираем имя и родину.
В остальном – каждую минуту мы
находимся в состоянии выбора.
Научить человека делать гуманный, обоснованный,
приносящий благо обществу и самому человеку выбор есть универсальная цель
воспитания. Выбор ценностей и приоритетов, способа и качества жизни, поведения
и деятельности содержит в себе эта цель, и тогда выбор становится самостоятельной
ценностью.
И все же – как сделать
правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз? Как понять, не
упустили ли мы очередной шанс?
Механизм выбора прост. Это
непрерывная цепь все нарастающих по силе решений, где конечный результат трудно
предугадать.
Выбор – это
эмоционально ответственный поступок. Выбору надо учить через следующие
действия: анализ, воспитание выбора, который превращается в компетенцию,
поскольку такой выбор – это умение сделать правильные действия и подойти к
прагматическим умениям (прагматическим компетенциям), т.е. к тому, что
сформировано воспитанием и может быть реализовано в жизни. И.П. Подласый
называет такого человека новым термином – «человеком выбирающим» (homo selecticus),
т.е. только такой человек, по мнению автора, может представить совершенный тип
будущего человека.
Обращаясь снова к энергоинформационной
педагогике, И.П. Подласый полагает, для того, чтобы
научиться делать правильный выбор нужно не так уж много: нужны знания,
самоограничение, укрощение эмоций, отказ от стереотипов, мужество, нужно
развивать рациональное мышление, интуицию и энергетическую силу и, наконец-то,
вера. По мнению ученого, жизнь требует от
человека воспитания в себе трех В: воли, верности избранному направлению и веры
в собственные силы. Если этих качеств недостаточно, человек сдается и
отступает. Правильный выбор в этих условиях невозможен.
Данная технология воспитания
умения выбирать простая. Она заставляет решение всех задач трудового,
эмоционального и т. д. воспитания совмещать с воспитанием умения везде и всюду
анализировать информацию, делать выбор.
Думая о выборе, можно прийти к выводу, что именно благодаря выбору
человек может достигать небывалых высот в любой сфере деятельности. Это только
вопрос времени.
Литература:
1.
Зеланд, В. Трансерфинг
реальности / электронный ресурс: http://transurfinf.in/
2.
Подласый, И.П.
Энергоинформационная педагогика [Текст]: учебное пособие / И.П. Подласый. –
Издательство: Дата Сквер, 2010 г. – 424 с.
.