Старший преподаватель Мендешева Р.А., преподаватель Джундыбаева А.А.

Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая, Казахстан

Процесс воспитания человеческой личности

        Сегодня, как и во все времена, вопросы культуры в обществе, «культурности» человека должны быть главными в контексте прогресса нашей цивилизации, нашего Отечества. Приумножение интеллектуального, нравственного потенциала, всей культуры народа является в настоящее время поистине решающим фактором сохранения идентичности Казахстана, его развития в ХХI  веке и третьем тысячелетии. Без качественного сдвига в сфере образования и воспитания вряд ли состоится это развитие, ибо образование - это не что иное, как передача культуры, знаний от одного поколения к другому. Такое образование, в отличие от узкофункционального, имманентно включает в себя широкое, духовное, нравственное, художественно-эстетическое, этическое развитие человека, и в этом разностороннем процессе особая роль принадлежит гуманистическим ценностям. Наступивший ХХI  век и в целом третье тысячелетие обостряет проблему воспитания личности человека и роль человеческого фактора в истории. Процесс воспитания человеческой личности - это и есть процесс «вхождения» в культуру, усвоение знаний, умений, норм общения, социального опыта. Духовное общение человека через искусство, литературу, науку, систему нравственных ценностей позволяет постоянно расширять границы непосредственного личного опыта и, делая этот процесс непрерывным, человек приобщается к самому драгоценному - к культуре.       Исследование проблемы следует начать с анализа развития идеи гуманизма в истории человечества, определения понятий «гуманизм» и роли изобразительного искусства в гуманистическом воспитании. Проблема гуманизации личности извечна. Глубочайшие корни гуманизма заложены в самой истории общества.  По  содержанию различают гуманизм религиозный и светский. В светском гуманизме выделяют гуманизм эпохи Возрождения, периода зрелого капитализма, социал-демократический, общечеловеческий и другие формы гуманизма. Зарождение идеи гуманизма мы находим в трудах философов античного периода. Они призывали строить человеческие отношения на принципах разума и терпимости, исходя из того, что красота человека - высшее совершенство природы. Как сказал греческий философ Протогор «человек - мера всех вещей». Представления о красоте человека и его отношениях описаны в работах философов того времени Аристотеля, Героклита, Демокрита, Пифагора, Платона, Сократа [1]. Анализируя научную литературу, мы пришли  к выводу, что философы в этот период не смогли ответить на вопрос, каковы пути воспитания гуманизма у человека.

     Целостная концепция гуманизма впервые была изложена философами и представителями искусства в эпоху Возрождения. Сам термин «Возрождение» (возрождение культурного наследия древности, возрождение произведений философии и искусства) впервые применил Джордано Базари, известный художник той эпохи, архитектор и прекрасный знаток истории искусства в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (ХVI в.). Позднее, а именно начиная с ХVII в., итальянская эпоха возрождения стала характеризоваться как эпоха гуманизма и возрождения Человека. Корни подобной характеристики лежат в том же времени, так как понятия «человеческая природа», «человечность» впервые ввели в оборот гиганты этой эпохи Леонардо Бруни и Колюччо Салютати. По их мнению, гуманизм является стремлением к изучению и познанию богатейшего культурного наследия всего человечества.

    Таким образом, Человек в Эпоху Возрождения считался «высшим совершенством природы», воспитание которого основывалось на принципах гуманизма и осуществлялось при помощи искусства.

Философские идеи гуманизма раскрываются в работах казахских просветителей: Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбергенов, Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Беймбет Майлин, Мукагали Макатаев и другие, их взгляды объединяют идеи человеколюбия, чувство чести, общие духовные ценности: справедливость, уважение к старшим, ценность личности, взаимопомощь, равенство и свобода. Они уделяли большое внимание полноценному гармоническому развитию человека, где подчеркивали неообходимость воспитания «искусного человека», то есть обладающего всеми умениями искусства (литература, поэзия, музыка, декоративно-прикладное и изобразительное искусство). Гуманистическую направленность целей воспитания сформулировал М. Жумабаев, стоявший у истоков педагогической науки в Казахстане: «Цель воспитания - сделать человека, его нацию, даже все человечество счастливыми. Если каждый человек будет счастливым, то нация будет счастливой. Цель воспитания сделать человека в полном смысле соответствующим своему званию...» [2]. Итак, казахские просветители и писатели уделяли большое внимание гуманистическому воспитанию, считая искусство основным средством формирования личности. 

Таким образом труды ученых объединены одной мыслью - стремлением человечества к гуманным отношениям и гуманному воспитанию [3].

 

Литература:

1.     Культурология: Учебник для студентов вузов и колледжей /Сост. Т. Габитов. – Алматы: Раритет, 2005. - 408 с.

2.     Алтынсарин И. Избранные произведения.– Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1957.-464 с.

3.     С. Кожахметов. Педагогика мәселері. Алматы, 1940.- 49 с.