Педагогические
науки/3. Методические основы воспитательного процесса
Гутман М.В.
Ишимский государственный
педагогический институт им. П.П. Ершова
Педагогические
традиции и их место в духовно-нравственной культуре народа
Создание общей теории
культуры и тем более ее общей истории невозможно без воссоздания подлинной
картины истории воспитания, важнейшей из сторон педагогической культуры.
Между экономической
жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено.
Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом
материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко
проникающая как в материальную, так и в духовную культуру общества, служит
мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами человеческой
культуры обеспечивается именно педагогической культурой. Материальный прогресс
общества находит отражение в духовном прогрессе общества. Материальный прогресс
первичен, но это отнюдь не исключает
обратного влияния духовного прогресса на дальнейшее усиление и ускорение
материального прогресса.
Серьезнейшим стимулом
в расцвете педагогической культуры является повышение внимания к народным
традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство
воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою
очередь, сама обогащалась ею. Таким образом, получалось своего рода расширенное
воспроизводство педагогической науки. Это постоянное взаимодействие
обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.
Первичными элементами
народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки
педагогического искусства («ремесла»). На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки,
постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную
мудрость – начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и
грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия
делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические
знания являлось препятствием в процессе педагогической культуры народа.
Для каждого человека
имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше
человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее
существо. Чем прочнее духовные нити, связывающие человека со всем
человечеством. Тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь,
родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, становится, только в той или
иной степени ущербным в отличие от своих вольных собратьев. Любое дитя
человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком, несмотря на
все свои физические данные, сближающие его с
предками.
Духовное богатство
современного человека включает все
интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это
многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна.
Педагогическая
культура является двигателем, приводящим в движение человеческий ум,
использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию.
Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего
педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный
прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.
Уже в древнейших
русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и
пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что
самое ценное человеческое качество – добродетель, и ее надо прививать, ей
необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание,
невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и
поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической
культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры
человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми
важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством. Особенность
педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные
духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и
перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический
процесс, поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.
На заре зарождения
человечества древний человек знал только примитивный труд и соответствующее ему
примитивное воспитание, знание по существу совпадало с умением. Обособление
знания от умения означало уже
зарождение науки. Древнейшая примитивная наука стояла очень близко к
природе и человеку и была единой, т.е. носила интегральный характер.
Современная наука, обновляющая и умножающая интеллектуальное богатство
человека, его творческие способности, структурно возвращается к своему началу,
но на совершенно новой основе.
Народ в наиболее
чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это
означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и
интернациональном, чем больше национального в воспитании, тем культурнее,
духовно богаче нация.
Библиография
1.
Борытко,
Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд.,
стер. – М.: Академия, 2009.
2.
Емельянова,
И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / И.Н. Емельянова. – 2-е изд.
– Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005