Педагогические науки/4 Стратегические направления
реформирования системы образования
К.ф.н
Лукина А.К.
Сибирский
Федеральный университет, Россия
Образовательное
равенство и образовательные реформы
Образование становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, трансляции культуры. Структуру образовательного процесса составляют такие компоненты, как образовательная программа и учебный план, формы организации учебного процесса и оценки учебных достижений, подбор (отбор) учеников и педагогов и особенности их взаимоотношений, содержание текстов и заданий для учеников, архитектоника образовательного пространства, образовательная среда.
Наша гипотеза заключается в том, что в современном обществе образовательный процесс строится на основе культуры доминирующего класса (чаще всего это верхний слой среднего класса доминирующей национальной группы), и, таким образом, в нем создаются изначально неравные образовательные возможности для представителей различных социальных, культурных, национальных и иных слоев и групп населения. И происходящие реформы образования, вопреки провозглашаемым лозунгам обеспечения равенства образовательных возможностей, лишь усугубляют это процесс.
Между образованием и культурой любого
общества существуют тесные нелинейные связи: образование выступает как:
·
отражение культуры (производное от культуры)
·
воспроизводство
культуры [1]
· творение (производство) культуры.
В работах Б.Бернстайна,
П.Бурдьё, Ж.-К.Пассрона, И.Иллича и
других представителей критической педагогики [1, 2, 5, 7] описаны основные типы воспроизводства
культуры, осуществляемой школой: через
неравные стартовые условия и подготовку
учеников к школе; через ретрансляцию легитимной культуры, зафиксированной в
программах обучения; через
использование специального языка, понятного представителям средних и высших
классов; через воспроизводство самой школы и её статуса в обществе; через
доминирующий стиль отношений в школе. Эти же типы воспроизводства свойственны
современной российской школе, с одной оговоркой.
Современный российский учитель в
большинстве своем является представителем среднего низшего класса, а
транслируемое им содержание и тип отношений – отражает ценности и представления
высшего слоя среднего класса. Это
противоречие не может не отражаться на качестве учебного процесса, на
интерпретации педагогом той информации, которую он транслирует ученикам. Оно
проявляется и в неприятии большинством учительского корпуса происходящих
образовательных реформ, в
вынужденно-приспособительных, а не активно-творческих реакциях на
новации, «спускаемые» сверху.
Говоря
о культурном неравенстве, П. Бурдьё и Б. Бернстайн показывают, что один и тот
же образовательный процесс по-разному действует на детей из разных культурных
групп, и, для одних становится условием процветания, а для других – причиной
деприваций и экономического порабощения. Традиционная структура академических
дисциплин не охватывает «целого ребенка», и поэтому ориентирована не на
равенство детей, а на равенство в обучении, которое невозможно без внимания к
жизни детей в целом. Предлагаемые в традиционном обучении тексты, задачи,
ситуации ориентированы на ребенка из высших культурных и социальных групп,
адекватны его мировосприятию, понятны ему, поэтому и более доступны. Жизнь,
быт, реальные жизненные проблемы детей из непривилегированных групп практически
отсутствуют в контексте программ обучения, поэтому чужды этим детям, не
формируют мотивацию учения. [См.: 1, 2]
Обсуждая
проблему равенства образовательных возможностей, И. Д. Фрумин ввел две
трактовки понятия «равенство в образовании»: слабую, как равную возможность участвовать в конкурсе, и сильную, как предоставление возможности
каждому получить любые знания и образование[10, с.5-22]. Для реального обеспечения
«сильного» равенства необходимо не только обеспечивать равные возможности
доступа к качественному образованию, представителей различных социальных слоев,
но и осуществлять поддержку представителей «слабых слоев» на протяжении всего
обучения, хотя бы в виде стипендий, обеспечивающих возможность существования,
прохождения практики в местах, гарантирующих получение нужных компетентностей,
и т. д. Но это, в свою очередь, может порождать иждивенчество представителей
«слабых» слоев, и отвлечение ограниченных ресурсов на неэффективные цели. Более
того, опыт показывает, что самостоятельное преодоление трудностей позволяет
представителям слабых слоев приобрести необходимые компетентности и личностные
качества, которые помогают им в дальнейшей карьере.
Вместе
с тем, в литературе отмечается множество проблем в реализации идей «сильного»
равенства. Во-первых, семьи с высоким уровнем дохода всегда найдут возможность
получения дополнительных образовательных платных услуг, тем самым, усиливая
образовательное неравенство. Во-вторых, представители «слабых» социальных групп
зачастую не видят необходимости и пользы в получаемом образовании, так как оно
не отвечает их актуальным потребностям, не помогает впрямую решению жизненных
проблем.
Обеспечение
равенства образовательных возможностей детей, вне зависимости о места
жительства, состояния здоровья провозглашено одним из приоритетов
образовательной политики России на период до 2020 г. В этой связи приобретает
особый интерес вопрос о социальных функциях образования вообще, и о путях
обеспечения этого равенства, в частности.
Нет
сомнения в том, что образование, являясь средством приобщения молодых поколений
к культуре и традициям общества, является средством обеспечения межпоколенной
связи общества, его целостности и динамичного развития. Но, кроме
интегративной, известный социолог П. Сорокин выделял и другие функции
образования: селекционную, образовательную и воспитательную. Селекционная
функция обеспечивает возможность дифференциации общества, отбора лучших,
достойнейших, умнейших для обеспечения идеальной «власти достойнейших»[9]..
Хочется
отметить еще одну важнейшую, по нашему мнению – менталитетообразующую роль
образования[См.: 3, 4]. Эта функция проявляется в том, что та система
отношений, ценностей, норм, смыслов, которая складывается в этом первичном
институте социализации, усваиваясь, зачастую на подсознательном уровне,
становится частью системы ценностей, норм, смыслов человека. И если в школе
складывается инструментальный, безличностный подход к ребенку, то это становится
нормой его жизни и транслируется в его отношении к остальным. Если в школе
постоянно действует жесткий отбор, селекция, конкуренция, то конкуренция
становится нормой жизни сначала – поколения, потом – всего общества.
В
России официально провозглашается необходимость элитарного образования, причем
критерии элитарности явно не оговариваются. И чаще всего, как показывают
исследования, главным критерием доступа к элитарному образованию становятся
материальные возможности, либо культурный и социальный капитал (читай - нужные
связи) семьи [6, 8]. Известный отечественный исследователь в области
образования, И. Д. Фрумин признает, что в настоящее время в России фактически
сложились две системы образования: для бедных и для богатых, причем это
касается не только высшей, но и средней школы [См.: 10].
Например,
попытка обеспечения слабого равенства через ЕГЭ привела к тому, что
обеспеченные слои вкладывают большие ресурсы в подготовку у репетиторов, и
отбор по дарованиям превращается в соревнование родительских кошельков.
Практически все опрошенные нами работники школ в трех регионах страны признали,
что для хорошей сдачи ЕГЭ необходимы занятия с репетитором.
Или
другая новация – жесткое закрепление за каждой школой определенного
микрорайона. Уже в первый год это привело
к тому, что многие семьи, заинтересованные в получении качественного
образования, продают свои квартиры, расположенные в микрорайонах «плохих» школ,
и перебираются поближе к «хорошим». Или, как сделал один мой знакомый, купил
«гостинку» в микрорайоне «хорошей» школы, прописал туда детей – ради получения
хорошего образования. В Москве уже давно
на стоимость квартир существенно
влияет качество обучения в близлежащей
школе. Вот уж воистину – хотели как лучше, а получилось – как всегда!
В
современном российском обществе существуют две точки зрения на взаимодействие
классовой структуры общества и индивида. Представители первой точки зрения
исходят из объективного, в их понимании, существования разных
социально-экономических классов, слоев или групп и утверждают, что любой
индивид может продвинуться наверх по социально-экономической лестнице, если
того захочет и приложит к тому усилия. Учителя, разделяющие эту точку зрения,
склонны обвинять родителей в том, что они не выполняют свой родительский долг и
не занимаются со своими детьми, а их детей — в лени, нежелании учиться, читать
книги, в плохой наследственности. Но тогда получается, что за ошибки родителей
отвечают дети: если родители не хотят или не могут обеспечить ребенку помощь в
образовании, он никогда не сможет получить хорошее образование и продвинуться
по социальной лестнице.
Сторонники
второй точки зрения, как правило, марксисты, утверждают, что плохие результаты
в учебе порождает неравенство экономических отношений между классами и виновно
в этом общество. Для некоторых учителей, входящих в эту группу, характерны
ненависть к богатым и зависть.
Наши
исследования показали наличие достаточно серьезных психологических различий
между представителями различных социальных слоев. Так «бедным» в большей
степени свойственен внешний локус контроля, зависимость от внешних
обстоятельств, поэтому они не склонны к решительным действиям для изменения
своего положения, ориентированы на помощи извне. Их религиозность основана на
просьбах к Богу о помощи, на ожидании «милости божьей», т. е. имеет
«материальный» оттенок.
Представителям
среднего класса в большей степени свойственен внешний локус контроля, опора на
себя в сложной жизненной ситуации, вера в свои силы, готовность к переменам;
религиозные чувства более интимны и связаны с подлинной верой, с глубокими
духовными переживаниями.
Особый
вид неравенства связан с территориальным неравенством, особенно актуальным для
Сибири, где поселки отделены друг от друга и от райцентров сотнями, а от
областного (краевого) центра – тысячами километров. Многие сельские школы
являются малочисленными, насчитывают менее 50 человек, а соответственно –
педагогические коллективы не превышают десяти человек, и многие предметы ведут
не специалисты. Эти школы зачастую размещаются в неблагоустроенных помещениях,
не имеют необходимого учебного оборудования. Ситуация усложняется низким
культурным и материальным уровнем большинства сельских семей, оторванностью от
современной культурной жизни, достижения современной науки и технологии.
Но
это – если измерять формальными, усредненными критериями. А если посмотреть
ближе, мы узнаем, что сельский ребенок, вследствие более тесной общности с
взрослыми миром, более ранним включение в трудовую деятельность, обладает
большим жизненным опытом, большими познаниями в мире живой природы и техники,
сформированной системой нравственных ценностей. Но стандартная школа глуха к
этим особенностям и образовательным потребностям сельского школьника. Это
объективно разрушает сельский уклад жизни, опустошая село, и не обеспечивает
жизненной успешности сельских детей в городе.
В
настоящее время в каждом селе, в каждой школе стихийно складываются свои
модели, удобные и соответствующие потребностям и традициям именно этого
поселения, именно этих людей, проживающих на определенной территории, ведущих
определенный тип жизнедеятельности и хозяйствования. Школы в якутских улусах
имеют своеобразие, как и сельские школы Красноярского края или Ростовской
области.
Важно,
чтобы специфика этих различных моделей обучения была осознана, осмыслена, и
узаконена. Это можно делать за счет существенного расширения
национально-регионального или школьного компонента образовательных программ, до
50% от всего объема учебной нагрузки. Для каждой модели школы нужны свои
учебники, построенные именно на основе принципов данной модели. Нужна и
специальная подготовка педагогов для различных моделей школ.
Литература
1. Бернстейн, Б. Класс, коды и контроль: Структура
педагогического дискурса.- М., «Просвещение», 2008
2. Бурдьё П., Пассрон Ж-К. Воспрроизвосдтво: элементы
теории системы образования.- М., «Просвещение», - 2007.
3. Гершунский Б. С. Менталитет и образование – М., 1996
4. Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995
5. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и
современный мир. М, «Просвещение»,
2006.
6. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С. и др.
Доступность качественного общего образования в России: возможности и
ограничения // Вопросы образования, 2006, №2;.
7. Мак-Ларен, П.
Жизнь в школах: Введение в критическую педагогику. – М., «Просвещение»
2007.
8. Рощина Я. М. Чьи дети учатся в российских элитных
вузах?// Вопросы образования, 2006, №1
9. Сорокин П. Социальная роль семьи и
школы//Педагогическое наследие русского зарубежья, М., 1989.
10.
Фрумин И. Д. Основные подходы к
проблеме равенства образовательных возможностей // Вопросы образования, 2006,
№2. С. 5-22.
(в международной научно-практической конференции
Образование и наука XXI века -2012 , которая состоится 15-16 октября 2012 года )