Развитие творческих
способностей учащихся в условиях
модернизации языкового
образования.
В настоящее время коренные изменения, которые
происходят в нашем обществе, влекут за собой изменения и в образовании. Возникает
необходимость формирования специалистов нового типа, конкурентоспособной
личности. Обществу нужны не только современно образованные люди, но способные к
творческому решению поставленных задач.
В современных условиях творческая личность
становится востребованной обществом. Изменения, постоянно происходящие в жизни,
требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к
любым изменениям.
Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных
изменений, чтоб адекватно на них реагировать, человек должен активировать свой
творческий потенциал.
Проблемой творчества издавна интересовались
многие выдающиеся психологи и педагоги, но сейчас она стала настолько
актуальной, что по праву считается «проблемой века». Слово «творчество»
происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает
«искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом
опыте – индивидуальном или общественном. Способность к творчеству видится в
создании нового, оригинального.
Исследования в этой области показали, что
творческие способности присущи любому учащемуся, любому нормальному ребёнку,
только нужно вовремя их раскрыть и развить. А затем элементы творчества будут
проявляться и в решении повседневных жизненных задач.
Проблема формирования творческих способностей на
уроках иностранного языка является неотъемлемой и важной частью широкого круга
вопросов,
связанных
с
творчеством. Развитие творческих способностей на уроке – психологически сложный
процесс, затрагивающий познавательную и эмоциональную сферы человеческого
сознания. Не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают
хорошими творческими способностями, но обратная зависимость прослеживается
более чётко: человек с творческими способностями более способен к обучению.
В целях развития творческого мышления ученик не
должен в готовом виде принимать знания, деятельность его на уроке должна
требовать от него усилия, размышления, поиска. Учащийся должен быть не
объектом, которому дают, а иногда, может быть, навязывают знания, а субъектом,
который сам их берёт. На своих уроках,
когда мы берём, допустим, новую грамматическую тему, я стараюсь не просто
объяснить её, не давать готовый материал, а стремлюсь к тому, чтобы ребята
сами, размышляя, постигали новое.
Например, тема: «Прошедшее продолженное время».
Объяснение темы я начинаю с вопроса: «Как вы думаете исходя из названия
времени, какие действия может обозначать это время?» Далее: «А какая формула
образования может быть у этого времени?» «А теперь я уверена, что вы назовёте
«волшебные слова», которые в предложении указывают на употребление именно этого
времени».
Таким
образом, основываясь на уже имеющихся знаниях настоящего продолженного времени,
ребята делают предположения, касающиеся новой темы. Мы приходим к единому мнению,
и в результате учащиеся сами постигают новое. Специфика нашего предмета такова,
что в условиях отсутствия языковой среды, мы учим учеников представлять
различные жизненные ситуации и адекватно в них действовать. Перед нами также
стоит задача создания условий для развития творческого воображения.
Элементы творчества на уроках английского языка
могут присутствовать в самых различных видах и формах деятельности учителя и
ученика, в создании творческих проектов, через включение в систему творческого
соперничества (это конкурсы, выставки, диспуты и т.д).
Обучение ребенка иностранному языку, развитие
его умений творчески использовать лексико-грамматический материал позволяют
учителю развивать его творческие способности. Если их не развивать, не
прививать вкус к творческой работе, то ребенок может стать всего лишь
накопителем знаний, своего рода «базой данных».
Для формирования творческих способностей
учащихся на уроках иностранного языка применяются проблемно-поисковые методы
обучения. На своих уроках в целях формирования творческих способностей
использую игры, игровые приёмы и ситуации, а также различные виды заданий,
такие, например, как напишите сказку, в которой действующими лицами были бы
транспортные средства; закончи рассказ; ты греческий Бог, опиши себя с его
точки зрения. Важно учить ребят самим собирать материал для своего рассказа,
описания.
Нужно всегда помнить, что с увеличением
выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим. Поэтому
у учащихся должен быть выбор. Приведу пример из своего опыта. При завершении
темы “Одежда” учащиеся должны были обыграть ряд предложенных ситуаций, и
обязательно я даю так называемую “свободную тему”. Группа, в которой
преимущественно были мальчики, разыграли свою ситуацию: ограбление магазина “Одежда”.
Грабители берут в заложники посетителей и продавца и заставляют их подобрать им
дорогой, модный гардероб. Позднее они поделились, что им пришлось посмотреть
фильм на английском языке со сценами ограбления и ознакомиться с лексикой,
которую грабители употребляли в фильмах.
Далее мы устраиваем так называемые “гастроли”,
где показываем лучшие постановки в других классах. У ребят есть стимул –
попасть на “гастроли”.
Такие
ролевые игры позволяют учащимся на практике в атмосфере творчества использовать
полученные знания, помогают ребёнку уйти от стресса в ситуации общения на
иностранном языке.
Кто-то
мудрый сказал, что “развитие зависит от самого человека, но дать ему толчок
должен Учитель”. Эти слова можно отнести и к творческому развитию. Перед нами
стоит задача сформировать такого учащегося, который почувствовал бы себя на
уроке активным творцом, а не только пассивным исполнителем, ведь творчество –
это гарантия успеха. Учить творчеству не надо, надо создавать условия, при
которых раскроются творческие способности.
Учить творчеству не
надо, надо создавать условия, при которых раскроются творческие способности.