Педагогические науки
К.п.н., доцент Апанасюк Л.А.
Тольяттинский государственный университет,
Россия
Этнокультурное
воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи
Под этнокультурным воспитанием
среди молодежи мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов
(мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и
организационно-методического), необходимых для организованного и
целенаправленного процесса воспитания молодежи в духе любви к родной культуре
как неотъемлемой составной части мирового культурного сообщества. Развитие
образования и воспитания с ориентацией на национальные традиции культуры
осмысливается многими исследователями. Так, В.К. Шаповалов определяет
этнокультурную направленность образования мерой ориентированности целей, задач,
содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию
личности как гражданина полиэтничного государства [4].
Социальная значимость этнокультурного
образования подчеркивается в исследованиях Е.П. Белозерцева, Т.И. Березиной, а
А.Б. Панькин считает, что система образования, направленная на этническую
культуру, обеспечивает сохранение и развитие этнических констант центральной
культурной темы этноса [3] Мы поддерживаем мнение педагогов о том, что
понимание и сохранение своей самобытности, целостности и независимости, свободы
личности можно осуществить через понимание родной культуры. Этнокультурное
воспитание начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь.
Именно через родную культуру можно осуществить поликультурное воспитание. Этнокультурное
воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. Исследования,
касающиеся этнокультурного обучения (Т.И Бакланова, С.С. Балашова, Л.И. Васеха,
П.И. Пидкасистый, С.Б. Рыжих и др.), показали, что в основе этнокультурного
обучения лежит управляемое познание этнической культуры, усвоение и проживание
традиций, обычаев и обрядов, отраженных в общественно-историческом опыте
народа, овладение опытом этнохудожественной деятельности. То есть речь идет о
вполне распространенных в социально-культурной деятельности этнокультурных
технологиях, которые осуществляются
через: национально-культурные и культурно-образовательные центры, дома
народного художественного творчества, воскресные школы, студии и самодеятельные
объединения, решающие задачи культурного самоопределения и саморазвития,
сохранения этнических и национальных культур. Эти технологии – основа
возрождения народных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного
искусства, народных промыслов и ремесел. В то же время нельзя забывать, что представители
этнических меньшинств и мигранты среди молодежи сталкиваются со множеством
образовательно-воспитательных проблем. Они располагают иными знаниями и
ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовывать
себя в пределах педагогических требований, построенных на
культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной
традицией молодежи этнических групп часто отрицательно сказывается и на их
учебной мотивации. Однако невнимание в вузах к культуре меньшинств возникает
часто из-за отсутствия времени, педагогических ресурсов (обилие учебных
материалов и недостаток свободного времени), знаний поликультурной педагогики,
поддержки со стороны администрации.
Вот почему мы акцентируем внимание на
этнонаправленных технологиях, которые рассматриваются социально-культурной
деятельностью как инструмент межнационального и культурного обмена и
сотрудничества, координации и реализации межнациональных программ развития
культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социально-культурной сфере,
направленных на утверждение культурной самобытности каждого народа, обеспечение
возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога
представителей различных стран и национальностей, обеспечение возможности для
каждой национальной культуры и традиции, обеспечение включенности отдельно
взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные,
общецивилизационные социально-культурные процессы.
Воспитание толерантности - фактор,
необходимый для осуществления межкультурного взаимодействия при преодолении
ксенофобии среди молодежи, так как оно есть и условие, и залог успешного
взаимодействия между представителями разных культур. В настоящее время не
вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами немыслимо без
толерантности. Толерантность стала составной частью демократического развития
общества, она находится в центре внимания в деятельности различных
государственных и общественных структур, воспитанием толерантности занимаются и
педагоги.
Категория «толерантность» в
переводе с латинского («tolerantia») означает «терпение» и трактуется как
терпимость к чужим мнениям и верованиям. В русском языке в XIX в. глагол
«терпеть» насчитывал множество лексем (26). Он выражал различные значения:
выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то,
допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность,
категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Основой приведенного определения является такое качество человека, как
терпимость. Согласно Декларации принципов толерантности, провозглашенной и
подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, «толерантность» – это уважение,
принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность может проявляться и на уровне политических сил, выражающих
готовность к допуску инакомыслия, и на уровне жизни отдельной личности,
выражающейся в стремлении переубеждения с помощью аргументов, и в признании
позиций противной стороны. В межэтнических отношениях толерантность просто
необходима.
Зарубежными специалистами в области
этнопсихологии и этнопедагогики уже предпринимались попытки изучения факторов,
оказывающих влияние на толерантность (терпимость) и интолерантность
(нетерпимость) в межэтнических отношениях и др. В отечественной науке отдельные
аспекты толерантного воспитания можно найти у М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Т.В.
Болотиной, Ю.А Красина, Г.Ф. Семигина и др. Проблемы формирования толерантной
культуры нашли отражение в трудах М.С. Кагана, В.В. Макаева, З.Д. Мальковой,
В.Н. Мясищева, Л.А Петровской, Л.Л. Супруновой, Н.Н. Ярошенко. И хотя
исследования проблем толерантности стали проводиться сравнительно недавно,
учеными уже сделан немалый вклад в изучение данной проблемы. Особо в этой связи
можно выделить работы, связанные с вопросами этнопсихологии и становления
толерантного мышления (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко,
Г.У. Солдатовой и др.).
Литература:
1. Бортникова Т.Г., Апанасюк Л.А. Социально-культурные
условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов:
Монография / Т.Г. Бортникова, Л.А.Апанасюк. Тамбов: Грамота, 2008. 132 с.
2. Декларация Принципов толерантности // Материалы
Генеральной конференции ЮНЕСКО. М., 1995.
3. Панькин А.Б. Проектирование
национально-региональных образовательных систем на основе принципа
этнокультурной коннотации: Дис. док-ра пед. наук. – Волгоград, 2002.
4. Шаповалов В.К.
Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис. … док-ра
пед. наук. – М., 1997.