Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Магистр Мишина Н.В.

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия

Художественно-проектная деятельность

как инновационный компонент предпрофессиональной подготовки учащихся детской художественной школы

 

На сегодняшний день детская художественная школа (далее – ДХШ), помимо реализации творческого потенциала учащихся, призвана осуществлять их предпрофессиональную подготовку.

Предпрофессиональная подготовка учащихся ДХШ включает в себя знакомство с основами профессии художника и предполагает такую организацию педагогического процесса, которая позволяет выпускникам школы свободно продолжать свое художественное образование в средних профессиональных и высших образовательных учреждениях художественного профиля. Для этого необходима преемственность образовательных программ между перечисленными ступенями профессионального образования, которая сегодня, к сожалению, постепенно утрачивается. В то время, когда художественно-творческие вузы стремятся повысить уровень образования, соответствующий современному темпу развития науки, общества, и открывают инновационные направления в сфере дизайна, компьютерных и художественных технологий, в ДХШ сохраняется традиционность, а методы, принципы обучения во многом уступают современным требованиям.

В связи с этим, с целью обеспечения современного качества образования в ДХШ, необходимо обращение к инновационным, развивающим, личностно-ориентированным способам организации учебно-воспитательного процесса интегрированного типа, среди которых особое место занимает художественно-проектная деятельность.

Психолого-педагогические вопросы освоения художественно-проектной деятельности субъектами обучения представлены трудами Н.Г.Алексеева, И.Я.Герасименко, П.И. Иванова, Е.К. Корчинского, Т.В.Кудрявцева, А.Н.Орехова, Е.А. Пустовского, В.Г. Ткаченко и др.

Проблема использования художественно-проектной деятельности в дополнительном образовании изучена нешироко. Следует выделить исследование А.В. Маятина, посвященное проектной деятельности как средству профессионального самоопределения учащихся при освоении компьютерных технологий, и Ю.Ф. Сазонова, который рассматривал проектную деятельность как одно из средств творческого развития в детском театральном коллективе.

Пассивное использование художественно-проектной деятельности в учебном процессе ДХШ побудило нас к организации данного исследования с целью изучения и выявления ее сущности, структуры и преимуществ.

Художественно-проектная деятельность – сложное и емкое понятие. В связи с этим, подробный анализ производных понятий, таких как «деятельность» (А.Н. Леонтьев), «проект», «проектная деятельность» (Н.В.Матяш, Т.В. Усатая), «художественное конструирование» (Дж. К. Джонс), позволил нам дать развернутое определение художественно-проектной деятельности, которое является базовым для нашего исследования.

Художественно-проектная деятельность представляет собой один из личностно-ориентированных способов обучения учащихся, связанных с практическим освоением и художественным преобразованием действительности, в процессе которой ученик, саморазвиваясь и самореализуясь, создает новые культурные образцы, объективно или субъективно значимые ценности (проекты).

Исходя из данного определения, основная цель художественно-проектной деятельности в образовательном процессе заключается в создании художественно-эстетического образа реального объекта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личную или социальную значимость.

Средствами реализации цели художественно-проектной деятельности служат композиционно-пластическое формообразование, проектно-графическое моделирование, макетирование, графический дизайн, компьютерная графика, рисунок, живопись.

Отсюда следует, что результатом художественно-проектной деятельности должен стать значимый, материальный проект. Известный отечественный психолог Н.В. Матяш выделяет также непрогнозируемый результат художественно-проектной деятельности, к которому относятся формирование внутреннего плана деятельности, «опредмечивание» и «распредмечивание» знаний, самореализация, саморазвитие учащихся [3]. Ряд исследователей (Е.Ю.Еремеева, Н.Ю. Пахомова и др.) добавляют, что саморазвитие учащихся становится возможным при создании субъект-субъектных отношений между учителем и учениками, когда учащиеся привлекаются к самостоятельному планированию своей деятельности, постановке цели, поиску путей решения учебной проблемы, а учитель выступает в роли организатора, координатора. В связи с этим, в процессе художественно-проектной деятельности ученик может являться как объектом деятельности, так и ее субъектом.

Далее опишем функции художественно-проектной деятельности в образовательном процессе: 1) созидательная функция, которая заключается в удовлетворении личностных потребностей учащихся в самореализации, самовыражении, самоактуализации посредством создания новых художественных ценностей, объектов; 2) преобразовательная функция, способствующая преобразованию окружающей человека предметной действительности; 3) развивающая функция, содействующая интеллектуальному, духовному, деятельностному развитию личности учащегося [4].

В основу содержания художественно-проектной деятельности положен принцип трансформации ее этапов в структурные уровни проектного образа.

Исследователи по-разному представляют этапы проектирования. Совокупность точек зрения ученых И.С.Каримовой, И.А. Львовой, Н.В.Матяш и С.Г. Пищева представлена в нижеследующей таблице:

Сравнение этапов художественно-проектной деятельности

   Фио

Этап

И.С. Каримова

И.А. Львова

Н.В. Матяш

     С.Г. Пищев

II

Предпроектный изучение проектной проблемы, выработка целевой установки

Анализ проблемы: определение основной функции проектируемого предмета

Исследовательский (стратегия): поиск проблемы, вариант решения

Теоретический анализ будущего изделия

III

Творческий поиск клаузура, эскиз-идея, форэскиз

Определение задачи: 1)основные функции; 2)способ реализации функций; 3)состав и структура элементов

Технологический (тактика): технологический процесс, документация

Определение характеристики проекта

IIII

Этап творческой разработки разработка эскиза, проекта

Разработка общей формы: линия, материал, цвет, композиция

Заключительный (оценка): корректировка объекта, контроль (испытание), защита

Художественно-проектное предложение: варианты, эскиз, макетирование

IIV

Заключительный завершение и защита проекта

 

 

Технологическая оснащенность проекта

VV

 

 

 

Проектно-конструкторская документация

VI

 

 

 

Реализация художественно-проектной разработки: испытание, анализ, корректировка

VII

 

 

 

Выводы и предложения

Представленная таблица помогает сравнить разные подходы к обозначению этапов художественно-проектной деятельности и показывает, что все обозначенные в ней исследователи первым этапом выделяют теоретическое обоснование и анализ проектной проблемы или проблемной ситуации. Последующие этапы у всех исследователей в различном порядке отражают практическое воплощение проектного замысла в определенных формах: от зарисовок, эскизов и макетирования до испытания защиты и оценки проекта.

Важно отметить, что большинство исследователей, представленных в таблице, занимается изучением особенностей профессиональной художественно-проектной деятельности в сфере дизайна и технологий. Н.В.Матяш представляет три этапа проектной деятельности школьников в условиях общего технологического образования.

В рамках художественного образования детей наиболее приемлемым является пятиэтапное осуществление проекта. В связи с этим, на основании анализа представленных этапов художественно-проектной деятельности выделим следующие взаимосвязанные этапы: 1. Предпроектный (подготовительный) этап. 2. Этап творческого поиска. 3. Этап творческой разработки и исполнения проекта. 4. Презентационный этап. 5. Контрольный этап.

Таким образом, описанный выше материал, отражающий структуру и сущность художественно-проектной деятельности, позволяет нам утверждать, что включение данной деятельности в педагогический процесс ДХШ может способствовать повышению эффективности и качества образования, так как интегрирует в себе проблемный подход, активные методы и формы, обеспечивает связь обучения с жизнью и реализацию полученных знаний, умений, навыков в значимой учебно-творческой деятельности. Вместе с тем, художественно-проектная деятельность способствует профессиональному самоопределению выпускников ДХШ, повышает уровень их художественно-практических, исследовательских, интеллектуальных способностей, и, следовательно, является инновационным компонентом предпрофессиональной подготовки учащихся ДХШ.

 

Литература:

1.             Джонс Дж. [Johns G.] Методы проектирования: пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

2.             Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

3.             Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. – 2000. - № 4. – С. 38-43.

4.             Усатая Т.В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Магнитогорск, 2004. – 162 с.