Филологические науки/Методика преподавания языка и
литературы
Д.ф.н., проф. Т.П. Рогожникова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия
Традиционная мораль и классическое филологическое
образование
В статье хотелось бы
поделиться своими мыслями о высшем образовании, о гуманитарном цикле в его структуре. Речь пойдет не столько о
методике преподавания языка и литературе, сколько о его базовых принципах. Эти
размышления вызваны сложностями разного характера, с которыми мы сталкиваемся в
вузовской жизни и которые нам предстоит преодолевать и дальше. Речь пойдет о
филологии, точнее, о русистике – направлении, которое уже при своем зарождении
осуществляло высокое предназначение – мировоззренческое, патриотическое,
воспитательное. Осознание этой важнейшей роли русской филологии в двух ее
специальных дисциплинах – русском языке
и русской литературе – в дореволюционном образовании поддерживалась
традиционно православной верой в особую силу Слова, Книги. Такое
«прочувствованное» слово в течение XIX века
испытывало воздействие
демократических тенденций в обществе, но осталась любовь к подлинному,
органичному слову и вера в это слово – благодаря великой русской классической
литературе, дающей нам прекрасные образцы русского литературного языка.
За последние
десятилетия, даже за одно десятилетие, изменился мир, изменились способы
получения и распространения информации. В высшей школе, как и вообще в
образовании, изменились образовательные стандарты, сокращаются часы на
индивидуальную работу со студентами, на контрольные работы, на консультации,
практические занятия проходят без деления на подгруппы, уменьшается количество
времени на научную работу со студентами. Все эти меры направлены на жесткую
экономию средств, в целом, имеют сугубо прагматический, подчас утилитарный
характер, объективно вызваны причинами экономическими, в том числе
демографическими. Последствия же оказываются действительно плачевными,
поскольку специфика классического филологического образования заключается в
поступательном характере изучения русского языка и литературы – с дописьменных
состояний (праславянский язык и фольклор), и огромное внимание в этом
поступательном процессе уделяется периоду средневековья, а значит (хотя и в
опосредованной, «филологичной» форме) -
православной духовности. Ведь история русского языка начинается с
овладения кириллицей, данной славянам святыми Кириллом и Мефодием, книжная
культура появилась в связи с распространением христианства, праздник святых как
День славянской письменности мы стали отмечать не так давно (хотя в Болгарии во
все времена и при любых режимах он считался национальным праздником).
Через древнерусские
тексты, созданные на церковнославянском языке, - «Остромирово евангелие»,
«Слово о Законе и Благодати», творения Кирилла Туровского, жития святых, –
студенты знакомятся с укладом жизни, нравственными устоями, исходными
ценностями русского государства, с годовым циклом жизни, постигают священные
смыслы средневекового русского слова. Тексты восточнославянской традиции –
«Русская правда», «Слово о полку Игореве», летописи, грамоты – позволяют
приблизиться к живой речевой стихии, через нее - к истокам русской
ментальности, русского характера. Мы всегда гордились своей причастностью к
высокой книжности, истокам русской духовности. Изучение средневековья в языке,
тексте, основанное на принципах, с одной стороны, стабильности и устойчивости
письменных традиций, книжной нормы, с другой – историчности категорий культуры,
вырабатывает у современного молодого человека понимание того, что
повторяемость, цикличность, устойчивость являются столь же жизнеспособными
принципами человеческого существования, как и открытость всему новому,
динамичность, «креативность», «инноватика».
Классическое
филологическое образование традиционно воспитывает чувство доверия к авторитетным словарям и энциклопедиям, умение
пользоваться ими в нахождении нужной, существенной информации и правильно ее истолковывать. Большинство из
этих словарей сохраняет свою авторитетность и не имеют аналогов в современной
лексикографии (словарь В.И. Даля, этимологический словарь М. Фасмера и
др.). Так, недавно вспыхнувшие
споры о некоторых вариантных нормах литературного ударения могли бы
получить более адекватное разрешение при обращении, например, к словарю Ушакова
(1935 – год издания), содержащему в словарной статье историко-стилистический
комментарий, из которого следует, например: форма множественного числа договорА употребляется «в
простонародье». Эта помета в словаре дает понимание социального расслоения
языка на особые сферы, подчеркивает его вариативность, но не в одной плоскости
(нормативное – допустимое), а в разных, со своей субкультурой.
Изнутри нашего
филологического сообщества, среди наиболее творческих, увлеченных студентов,
часто звучат просьбы о введении дополнительных курсов по истории Древней Руси,
курса древнегреческого языка, не менее важного, чем классическая латынь
(древнегреческий входит в стандарт теологического образования, как и
церковнославянский). Потенциально возможность для желающих получить эти знания
существует - в форме межфакультетских
спецкурсов, факультативов, дополнительного образования. Однако устранение таких
дисциплин филологического цикла в образовательном стандарте оборачивается
беспомощностью при истолковании процессов, происходящих в современном русском
языке, при подготовке учеников к олимпиадам по русскому языку, в структуре
заданий которых возрастает количество задач именно по истории языка. Это лишь
одно из явных последствий пренебрежения к истории языка, литературы и культуры,
которые, справедливо заметить, все-таки не выходят за рамки филологии.
Разговоры о
современной языковой ситуации, о речевом поведении, обычно переходящие в
сетование, неизбежно выходят на проблему языка СМИ: отмечается жаргонизация
речи корреспондентов, телеведущих, обилие просторечья и даже бранных слов,
неумелое использование фразеологизмов, речевые ошибки, создающие комический
эффект, и др. Это проявления низкой филологической, большей частью
лингвистической, квалификации журналистов. Опаснее для современного общества
нехватка серьезных газетных публикаций и практически полное отсутствие
телепередач на нравственные темы, касающиеся каждого человека, - дух и душа, жизнь и смерть, добро и зло,
любовь и ненависть, что призывало бы читателя, слушателя мыслить, причем в глубину, а не поверхностно. Вряд ли
можно списывать позитивизм, утилитаризм как установки СМИ лишь на экономические
причины, а особенности личности журналиста – на обстановку в семье, школе,
которые также мотивированы социально-экономически.
Существуют разные
точки зрения на главную цель подготовки журналиста, которые можно разделить на
две основные: а) следует воспитывать, в первую очередь, личность, с четкой жизненной позицией, системой
этических установок, устойчивыми представлениями и ценностями, б) задача вуза
состоит в обучении будущего журналиста приемам и навыкам создания текста любого
жанра, телепередачи разных форматов. В последнее время наблюдаем перевес в
сторону этой второй точки зрения. Выпускники-журналисты направляют свою
творческую энергию преимущественно на создание ток-шоу, спортивных репортажей и
т.п., где филологическая подготовка редко бывает востребованной. Дефицит
материалов нравственной тематики, глубины раскрытия этих тем, широты эрудиции,
выраженности собственного этического кодекса журналиста при натиске
безоценочной информации – явления, которые с сожалением приходится
констатировать каждодневно. Частично причины этих явлений кроются в характере
учебных программ специальности «Журналистика», которая чаще всего, особенно в
провинциальных вузах, в свое время выделилась из специальности «Филология».
Часть базовых классических предметов (латынь, древние языки, история русского
языка) из этого учебного стандарта устранены, некоторые предметы сокращены по
объему изучаемого материала.
Восполнение
недостатка традиционно университетских гуманитарных курсов возможно лишь при
осознании необходимости этого восполнения преподавательским составом (возможны
спецкурсы по языковой ментальности, этнолингвистике, лингвокультурологии,
межфакультетские курсы латинского, греческого языка, дополнительное и
дистанционное образование, для дистанционного образования и самостоятельной
работы студентов творческие преподаватели, неравнодушные к своему делу, могут
направить студентов на сайты www. Staroeradio.ru/program.php с образцами литературной речи, примерами речи разных языковых личностей).
Если эта необходимость осознается самим
будущим журналистом, можно посещать спецкурсы по выбору, выход также – в
самообразовании, самосовершенствовании – нравственном и интеллектуальном .
В заключение отметим,
что инновационные процессы, безусловно, необходимы, это позволит, наверное,
двигаться от изоляции в сторону универсализма, как это происходило в истории
России не раз, но одновременно для общего блага сохранять, а иногда и
восстанавливать основы ментальности, а значит, культуры. И лучше это делать не
в периоды социальных, политических обострений.