Филологические науки/4. Синтаксис: структура, семантика, функция
К.ф.н.
Березина О.А.
Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Россия
Мифологические концепции
устраненности субъекта безличного предложения
А.М. Пешковский считает, что в основе всех
безличных предложений лежит факт отражения человеческим сознанием неизвестности
истинной причины некоторых явлений. Соответственно в языке ученый выделяет
предложения безличной формы двух семантических типов: представляющие известное
неизвестным (наиболее распространенный случай), а также представляющие
неизвестное известным (особенно в народной речи: Свет светит, Гром гремит, Тьма тьмит, Стук стучит, Чудо чудится и
т.д.) – именно эти, двусоставные структуры А.М. Пешковский и считает исходными
для в дальнейшем формирования собственно безличных структур путем устранения
семантически тавтологичного подлежащего, так как именно они, по мнению ученого,
принадлежат древнейшему периоду развития языка и «… указывают на первоначальную
мифологическую причину явления, на мифологического деятеля, производящего его»
[Пешковский 2001: 318].
Мифологическая концепция генезиса
безличных конструкций находит своих приверженцев и по сей день. Сама форма
глагола (3-е лицо единственного числа), а также его каузативная семантика
предполагает потенциальное наличие соответственного именного элемента в позиции
субъекта и семантикой каузатора обозначаемого предикатом состояния или
процесса. А.А. Потебня определял данный субъект как мифический [Потебня 1968:
319]. А.Ф. Лосев по этому поводу писал: «Подлинный субъект безличного
предложения для древнего мышления есть демон, который все еще мыслится
слепо-чувственно, животно-инстинктивно, который все еще остается на ступени
чувственно-воспринимаемого предмета, еще не отражается полностью в мышлении, а
только предполагается им безотчетно и потому не именуется и даже не может
именоваться» [Лосев 1982: 316]. Поддерживает эту точку зрения А.Ю. Пупынин: «…
в историческом плане семантическое единство безличных конструкций базировалось
на денотативно-понятийной однородности субъекта признака как «демонического»
источника (причины, агенса) определенных процессов и состояний» [Пупынин 1992:
61], а также И.Ю. Свинцова: «… это своего рода тотемистическое представление
мифического образа» [Свинцова 1993: 8].
Говоря о форме глагола в безличном
предложении, интересны размышления А.М. Пешковского, который говорит о тот, что
«вдумываясь в значения безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го
лица, т.о. «можно сказать, что при устранении какого бы то ни было лица у
глаголов неизбежно остается и должно оставаться сознание, какое именно лицо
устранено», поэтому А.М. Пешковский называет безличные глаголы «глаголами с
устраненным третьим лицом» (Пешковский 2001: 317). Более того, А.М. Пешковский
говорит об устраненности 3-го лица не метафорически, высказывая предположение
об эволюции безличных предложений из личных. Аргументирует ученый свою гипотезу
тем, что «… доязыковая мысль основана на ассоциации двух представлений и поэтому
всегда двучленна» [Пешковский 2001: 317].
Иная точка зрения на данную проблематику
была высказана А.А. Шахматовым. Ученый отмечает, что тот факт, что употребление
безличных структур в современных языках несравненно шире, чем в дошедших до нас
письменных памятниках древних языков, не в коей мере не свидетельствует о том,
что безличные предложения развились из личных при редукции подлежащего. А.А.
Шахматов утверждает, что безличные предложения, по все видимости, зародились в
недрах обще-индоевропейского праязыка. Более того, А.А. Шахматов выдвигает
гипотезу о том, что различные семантические классы безличных предложений, по
всей видимости, шли разными путями эволюции. Так, предложения, обозначающие
явления природы, чисто гипотетически могли возникнуть в их современном
(безличном) виде из личных двусоставных, где подлежащее (впоследствии
редуцированное) могло обозначать некое божество (лат. Juppiter tonat, греч. Ζευς
βροντα, древнеинд. Devo várshati).
Однако ученый указывает, что наряду с двусоставными предложениями этого типа
существовали и типично односоставные безличные структуры, которые не могут быть
признаны более поздним явлением, чем денотативно аналогичные двусоставные
предложения. Скорее всего, путь развития в этом случае был прямо
противоположный – форма глагола в односоставном безличном предложении – 3-е
лицо единственного числа – вызывала, как большая часть спрягаемых глагольных
форм, представление о личном субъекте, «…каковым естественно и являлось
представление о божестве; в некоторых случаях такой субъект находил себе
словесное выражение не в обыденном языке обывателя, а в торжественной речи
поэта» [Шахматов 2001: 88].
Вторая группа безличных структур, также
принадлежащая к обще-индоевропейскому праязыковому субстрату (кроме греческого
и древнеиндийского, где они редки и сомнительны), включает в себя, во-первых,
безличные формы глагола, обозначающие внутренние переживания человека,
физические и нравственные (лат. miseret, pudet, libet; гот. mik huggreith, mik thaurseith;
дрвн. mich slâphôt, mir suintilôt), а во-вторых, обозначающие наличность факта,
события, явления (лат. fit, accidir, incidit, evenit, usuvenit, accedit, contingit; дрвн. kepurit; совр. нем. es geschieht, es kommt vor, es begegnet, es gibt). А.А. Шахматов говорит об исконности этих оборотов в
индоевропейском праязыке, их невыводимости из личной структуры [Шахматов 2001:
88 - 89].
Г.А. Золотова указывает на
«мифологические» корни только в отношении моделей с т.н. стихийным каузатором,
по её мнению данная модель сохраняет давние следы мифологического восприятия.
«Личный субъект инволютивного состояния в вин. или дат. падеже предстает в них
объектом благоприятного или неюлагоприятного воздействия какой-то «неведомой
силы», судьбы, рока, обстоятельств» [Золотова 2000: 110]. Далее Г.А. Золотова
приводит примеры с названными и неназванными неведомыми «каузаторами»: Куда тебя леший несет! – Куда тебя несет!;
Куда кривая вынесет – Куда вынесет; Опять дернул меня чёрт – Дернуло меня с ним
связаться; Принесла нелегкая – Принесло его и т.д. [см. Золотова 2000: 111].
Таким образом, мифологические концепции не
дают исчерпывающего ответа на вопрос о субъекте безличных предложений. Более
того, форма безлично функционирующего предиката в некоторых языках в ряде
случаев принимает вид 3-го лица среднего рода, что закрывает возможность
возникновения в позиции субъекта имени некоего мифологического существа, ибо в
этом случае грамматический род был бы более определенным – либо мужским, либо
женским. Постулируемая в некоторых концепциях исходная двусоставность
прототипических безличных предложений с verba meteorologica и verba sentiendi,
с заполнением позиции субъекта демоническим персонажем, таким образом, не
находит подтверждения в фактах языкового функционирования, - она, не смотря на
свою многолетнюю историю, все еще находится в статусе гипотез.
Литература:
1.
Золотова Г.А. Понятие
личности / безличности и его интерпретации // Russian Linguistics.
2000. Vol.24. No. 2. – Dordrecht, Boston, London: Kluwer
Academic publishers.
- pp. 103 - 115.
2. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию.
М., 1982.
3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении.
8-е изд. М., 2001.
4.
Потебня А.А. Из записок
по русской грамматике. т.3, М., 1968.
5.
Пупынин Ю.А. Безличный
предикат и субъектно-объектные отношения в русском языке // Вопросы
языкознания. №1. 1992. с. 48 – 64.
6.
Свинцова И.Ю. Русские
безличные глагольные предложения и их распространители: Автореф.дис. …
канд.филолог.наук. – М., 1993. – 16 с.
7. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М.: УРСС,
2001.