Мурзалинова А.Ж., Агзамова А.
Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева,
Республика Казахстан
Л.Н.ГУМИЛЕВ
В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Сегодня мир единодушен в признании научных
достижений Л.Н.Гумилева: «О нынешней распространенности книг Л.Н.Гумилева можно
говорить как о феноменальном явлении, высветившем необходимость присутствия
Гумилева в современной интеллектуальной Галактике» [1, с. 103].
В книге Н.А.Назарбаева «В потоке истории» имеются
интереснейшие цитаты-зарисовки из трудов Л.Гумилева, подтверждающие, насколько
точно носитель русской культуры и человек другого времени разбирается в
этнопсихологии близких нам по духу народов :
- «С оазисами в Средней Азии они (арабы)
справились довольно быстро, но как только вышли в степь, то столкнулись с
кочевыми тюрками и тюргешами (тюргеши – это одна из разновидностей западных
тюрок). И тут их продвижение остановилось. Хотя арабы предлагали им принять
веру ислама, но те отвечали гордо. Хан тюргешей Сулу говорил: «У меня все люди
воины, а у вас кто? Ремесленники, сапожники, купцы. Мы же ведь этого делать не
умеем, и ваша вера нам не подходит» (Гумилев Л.Н. География этноса в
исторический период. – Л., 1990. С. 60)» [2, с. 89].
- «Впоследствии мусульмане, сталкиваясь с
тюрками, отметили их удивительное умение находить общий язык с окружающими
народами. Эти качества тюрки проявляли вне зависимости от того, приходили ли
они в новую страну как победители или как гости, как наемники или как
военнопленные рабы; в любом случае, они делали карьеру с большим успехом, чем
представители других народов» (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1993. С. 149)»
[2, с. 96].
Н.Назарбаев – один из ярких приверженцев теории
евразийства. В этой связи интересны воспоминания профессора Гадильбека
Шалахметова, знавшего лично Л.Н.Гумилева:
«В 1986 году на телевидении мы вели
рубрику «Экран дружбы», где вели рассказ о республиках Средней Азии. Тогда в
Таджикистане случился большой сель. Мы полетели помогать таджикам и там прошло
совещание председателей правительств стран Центральной Азии. В то время
Нурсултан Абишевич Назарбаев был председателем Совета министров КазССР. Мы
летели с ним в самолете. …я сидел с ним рядом и читал книгу, которую мне
прислали из Москвы. Это была впервые изданная книга, ее прислал Лев Николаевич
Гумилев – «Этногенез и биосфера земли». Нурсултан Абишевич спросил у меня, что
я читаю. Я ответил, что читаю книгу историка Гумилева. Он сказал: «Ну что за
ерунда? Какая-то древность. У нас сейчас Горбачев, перестройка. Поэтому тебе
надо интересоваться перестройкой». Я в ответ: «Перестройка может и кончиться
когда-нибудь, а вот то, что написано в этой книге, будет полезно нам всем». Он
взял у меня книгу, и я могу сказать, что именно с 1986 года Нурсултан Абишевич
начал интересоваться творчеством
ученого и, наконец, в 1994 году выступил в МГУ с лекцией о Льве Николаевиче
Гумилеве и евразийстве. Это была знаменитая, глубокая лекция нашего Президента»
[3, с. 166].
Интересно, что в «Советском
энциклопедическом словаре» 80-х гг. об евразийстве не было ни строчки, тогда
как для Л.Н.Гумилева – это «самая близкая научная школа, манера мышления,
источник постоянного вдохновения, стимул к работе на протяжении долгих
десятилетий» [1, с. 195]. И еще – главный завет Л.Н.Гумилева – судьбы мира в
XXI веке решаются на евразийском пространстве.
Одна из целей национальной политики в
Казахстане – нахождение точек соприкосновения разных культур в пределах одного
государства. В ее реализации важнейшую роль играет феномен евразийства.
В практически-политическом смысле феномен
евразийства в Казахстане проявился в том, что имевшие место конфликты
1989-1992гг., как отмечают аналитики, носили здесь локальный характер и по
большому счету были основаны не на этнических, а на социально-экономических
противоречиях. «В этой связи можно смело утверждать, - пишет Т.Ж.Абайдильдин, -
что ожидаемые /с позиций западных наблюдателей/ масштабные межэтнические
конфликты между основными этносами в Казахстане /казахами и русскими/ не произошли по причине общих культурно-ценностных
установок большей части населения. Совместное проживание и взаимодействие
этносов в пределах одной страны принесло свои плоды: появился особый
казахстанский [евразийский] менталитет, особое духовное состояние, выражаемое в
неприятии обособленности националистических крайностей» [4, с.14].
Верным индикатором научности теории
является факт наличия ее последователей. После Л.Н.Гумилева евразийством
интенсивнее многих занимается А.Дугин. Современного автора особенно интересует
в наследии евразийцев геополитика.
В глобализирующемся мире, в котором многие
границы утрачивают свое былое значение, а региональная интеграция стран
увеличивается, понять иное сообщество крайне необходимо. Ведь в условиях
глобализации традиционное понятие «нация – государство» приобретает новое
значение и нуждается в переосмыслении, что не означает конца существования
национальных государств и национальной культуры: речь идет об их трансформации.
И политические, экономические, нравственные решения следует принимать, учитывая
сложность отношений между обществами в условиях глобализации.
Научное наследие Л.Н.Гумилева безгранично:
понадобятся долгие годы, чтобы освоить его. Но уже сегодня поражают этика
ученого, его высокая избирательность и требовательность к собственной научной
деятельности, преданность науке. Приведем
показательный пример: «…Лев Николаевич
просил различать его и академика Бромлея, которого называл этнографом, а себя
этнологом… А Л.Н.Гумилев отдавал себе отчет: этнография – описание этноса – еще
даже не наука, а этнология – учение об
этносе, народоведение» [1, с.104].
По
Л.Н.Гумилеву, этнос – не раса. Зато шесть расовых типов положили начало бессчетному
количеству этносов, а этносы – это сообщества, составляющие человечество. До
последнего времени в науке по большей части применялся термин «нация». Однако
Л.Н.Гумилев считает этот термин социально-экономической характеристикой,
оставляющей в стороне этнические параметры. Этническая характеристика лучше
воспринимается и улавливается в больших массах, чем в единичных случаях. Этнос
– это форма существования того или иного вида, причем, как отмечал Л.Н.Гумилев,
«монорасовых этносов не знаю ни одного». Все человеческое сообщество,
называвшееся ранее антропосферой, он назвал «этносферой». И вновь открытие
Л.Н.Гумилева работает на человечество, его будущее: «Этнология подобна
метеорологии, сейсмографии, геологии и гидрологии. Она не может изменить
закономерностей этногенеза, но может предостеречь людей, не ведающих, что
творят». Этнология объясняет во многом феномен евразийства. «Закономерности
этногенеза как природного процесса подтверждены историей контакта Древней Руси
и Великой степи», - писал Л.Н.Гумилев [5, с.684].
Есть еще одно открытие Л.Н.Гумилева - пассионарность. Термин «пассионарность»
введен в научный обиход именно Л.Н.Гумилевым и объяснен в книге «Этногенез и
биосфера Земли»: «пассионарность – это биологический признак; а первоначальный
толчок, нарушающий энергию покоя, - это появление поколения, включающего
некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования
нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами,
без увлекающей их цели» [6, с.272].
Л.Н.Гумилев убежден: «Высшая степень
пассионарности, которой может обладать человек, - это быть самим собой,
неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу, как, например,
Исаак Ньютон посвятил свою жизнь науке – все остальное ему было просто
неинтересно» [7, с. 88]. К подлинным пассионариям Л.Н.Гумилев относил бескорыстных людей, свершивших
деяния, изменившие человечество. Поэтому появление пассионарных личностей
«продвигает» историю сквозь века и страны. Вместе с тем пассионарные личности
реализуют себя в большом пространстве – полиэтническом, многоконфессиональном,
мозаично-культурном мире, где «право
выбора пути всегда принадлежит этносу», где есть разумные и образованные
правители.
Сегодняшние постсоветские государства лишь
в той степени останутся суверенными, в какой сумеют изучить и осмыслить
противоречивый и поучительный опыт истории, о котором точно, проницательно и с
безусловным прицелом на практическое использование писал Л.Н.Гумилев.
Литература
1. Фроловская Т. Евразийский Лев.
Библиотека журнала АМАNАТ. – Семей, 2003. – 248с.
2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. –
Алматы: Атамұра, 1999. – 296с.
3. Живя в чужих словах. Лев Гумилев.
Беседовала Зарина Асанова // 2012. - №1. – С. 166-167
4.
Абайдильдин Т.Ж. Принципиальная оценка устаревших постулатов – веление времени
/Дом дружбы. Восточный Казахстан. – Усть-Каменогорск, 2003. – 232с.
5. Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1989
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера
Земли. – Л., 1989
7. Гумилев Л.Н.Чтобы свеча не погасла. –
М.: Айрис-Пресс, 2002. – 560с.