Батыржан Мансуров

Казахский национальный университет им. аль-Фараби  / Казахстан

 

Собрание хадисов, повествующих о жизни пророка Мухаммеда: век «Кутубу ас-ситта»

Введение

Изложение хадисов в письменном виде началось с раннего периода истории Ислама. Мусульмане с должным вниманием отнеслись к тому, чтобы разрозренные хадисы собрать в единый сборник. Таким образом, в истории науки о хадисах по календарю хиджры во 2-м веке, по календарю милади в 8-м веке хадисы были систематизированы по разным темам и начали постепенно выходить в свет. В основном они были разделены на следующие 5 тем:

1.     Биография и походы(сира) Пророка

2.     Книги сунны

3.     Сборники

4.     Главы (мусаннаф)

5.     Книги написанные на определенные темы [1/208].

Все вышеперечисленные книги написаны на основе хадисов Пророка и включают в себя темы о религии и шариате. Собрание истинных хадисов Пророка было объединено в одну книгу в IX веке. Этот период стал золотым веком в истории хадисов. Имамы Аль-Бухари (810-871), Муслим (832-889), ан-Насави (844-932), Абу Даут (830-907), ат-Тирмизи (837-907) и ибн Мажа выпустили книги, известные как «шесть сборников хадисов». Хадисы считаются после Корана надежным источником ислама. На арабском языке эти книги известны под названием «кутубу ас-ситта», что в переводе означает «6 книг», так как над ними работали 6 имамов.

Давайте рассмотрим каждую книгу в отдельности:

1. аль-Бухари. Настоящее имя Мухаммед ибн Исмайл ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах аль-Бухари аль-Угфи. Имам родился в городе Бухаре, в связи с этим его назвали Бухари. Сборник хадисов Имама Бухари считается самой правильной книгой после Корана. Все сборники его хадисов были одобрены мировым сообществом мусульман и получили большое признание. Самая большая книга Бухари называется «аль-Жамиъу ас-Сахих». В народе ее прозвали «Сахихи Бухари». Полное название книги «аль-Жамиъу аль-Муснаду ас-Сахиху аль-Мухтасару мин умури Расулиллахи салаллаху алайхи уа саллам уа сунанихи уа айямих». Эта первая книга имама Бухари из его сборников хадисов. Бухари собрал 600 тысяч хадисов для книги «сахих» и потратил на это 16 лет своей жизни. Если с особой тщательностью отобрать и подсчитать повторяющиеся хадисы, то их число достигает 7275 хадисов, если же не считать повторяющихся, то их примерно около 4000 хадисов.  Вместе с тем, известный мухаддис ибн Хажар аль-Аскалани в своей книге указал, что общее число хадисов составляет 9082. Бухари записывал хадисы по рассказам людей, после того как изучил все правильные и неправильные стороны их жизни. Он написал хадисы со слов тех людей, которые вызывали полное доверие и говорили, что слышали  это из уст Пророка. Поэтому в «сахихах» Бухари нет слабых, не вызывающих доверия хадисов. В книге есть 97 глав (их назвали книгами). Например, книга о намазе, книга поста и т.д. Книга состоит из 3730-ти разделов. Помимо этого, имам Бухари оставил такие ценные книги, как:  «Адабу аль-Муфрад», «Китабу аль-хиба», «аль-Кираату халфал имам», «Рафъул ядайни фиссалати», «Халку афдалил-Ибад», «Тариху аль-Кабир», «Тариху аль-аусат», «Тариху ас-сагир», «аль-Жамигу аль-Кабир», «аль-Муснаду аль-Кабир», «ат-Тафсиру аль-Кабир», «Китабул-ашриба», «Китабул-илал», «Асмаус-Сахаба», «Китабу аль-Уиждан», «Китабу аль-Мабсут», Китабу аль-Куна», «Китабу аль-Фауаид», «Бирру аль-Уалидайни» и  т.д. «Аль-Жамиъу ас-Сахих» является одной из самых известных книг. Книга «аль-Жамиъу ас-сахих» была прочтена 10-ю тысячами учеников Бухари. Из них примерно 1000 учеников сделали книгу «аль-Жамиъу ас-Сахих» риуаятом[2/6]. Среди них известны имена лишь 5-ти учеников: аль-Фирабри (932), ан-Насафи (907), ан-Насави (902), аль-Баздави (904) и аль-Махамилин (941) [3/82].

Спустя век п          оявились пояснения к труду Бухари «сахих» (в IX веке), которые назывались шархами. Первый шарх выпущен под названием «Иъламус-сунан» аль-Хаттаби (998 г.). В общей сложности, к книге имам Бухари «аль-Жамиъу» написали около 100 шархов. На сегодняшний день в используются следующие: Книга Кирмани (1384 г.) «аль-Кавакибуд-дарар», ибн Хажар аль-Аскалани (1448 г.) «Фатху аль-Бари», Айни (1451 г.) «Умдатул-кари» и Касталлани (1517 г.) «Иршадус-сари»    [4/114-123].

2. Муслим. Полное имя Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хажжаж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Нисабури. Он родился в Хорасане в городе Нисабур. Книга имама Муслима тоже называется  «аль-Жамиъу ас-Сахих». По своей ценности эта книга идет после сборника Бухари. Знания имама Муслима были очень обширные. В свое время современники считали его самым просвещенным ученым в познании хадисов. В свой сборник «сахих» он отобрал около 4000 хадисов из 300000, если считать повторяющиеся хадисы – то 12 тысяч. Сборник состоит из 54-х глав, 1322 разделов. Так как в сборнике Муслима были приведены главы-комментарии к текстам религиозной книги,    вместо названия «аль-Жамиг» некоторые ученые назвали ее «аль-Муснаду ас-Сахих».

Помимо известных сборников сахих хадисов имам Муслим оставил такие ценные работы как: «ат-Табакат», «аль-Асма уа аль-Куния», «ат-Тамииз», «аль-Илал», «аль-Афрад», «аль-Акран», «Афраду аш-Шамини», «Ауладу ас-Сахаба», «Ауһаму аль-Мухаддисин», «аль-Мухадрамун».

К книге имама Муслима «ас-Сахих» были написаны несколько толкований. Их варианты (2 варианта) дошли до нас благодаря рауаи (послы) – Абу Исхак Ибрахим ибн Мұхаммад Суфиян (920 г.) и Абу Бакир Мухаммад ибн Али аль-Каланисид (994 г.). Кроме того, в книге «Кашфу аз-Зунун» были написаны 15 толкований этой книги. Среди них самой знаменитой является книга-толкование имама ан-Наваи (1277 г.) Вариант, которого придерживался имам ан-Наваи были переданы этими шестью людьми:

1.        Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммед ибн Суфиян (920 г.)

2.        Абу Ахмад Мухаммед ибн иса бин Амруа аль-Жулуди (978 г.)

3.        Абдулгафир ибн Мухаммед (1056 г.)

4.        Абу Абдуллаһ Мухаммед ибн Фадл аль-Фурауи (1135 г.)

5.         Абу аль-Касим Абу аль-Фатх Мансур ибн Абдулмуним аль-Фурауи (1211 г.)

6.        Абу Исхак Ибрахим ибн Мудар аль-Уасити (1265 г.).

В настоящее время в арабских хадисах или в религиозных книгах о шариате, где говорится о хадисах, к ним прибавляют термины на арабском языке, называя как «муттафакун алайхи» или «иттафака алайхи». Эти слова означают, что оба имама сделали риуаят к хадисам и переводятся как «с согласия, с поддержкой и подтверждением» Бухари и Муслима.

3. Абу Дауд. Настоящее имя Сулеймен ибн аль-Ашъас ибн Башир ибн Шаддад ибн Амр ибн Имран аль-Азди ас-Сижистани. Родился в Иране в крае Систан. Слову «Систан» в книге «Камус аль-Мухит» Файрузабади дал  следующее толкование: Систан – по-арабски  «сижистан», первоначальное значение «сакстан»- земля, где обитали сакские племена.

Абу Дауд с ранней молодости придавал большое значение изучению хадисов, и для создания своего сборника хадисов он объехал Хорасан, Ирак, Египет и Хижаз, чтобы послушать хадисы местных ученых. Он был достоин похвалы со стороны своих современников. Даже Муса ибн Харун сказал: «Он был создан для хадисов в этом мире, и для рая в мире ином». Его самая знаменитая книга называется «ас-Сунан». Имамом было написано: В «ас-Сунан» было собрано 300 тысяч хадисов, из них я отобрал в свой сборник только 4800, и я собрал только те хадисы, где были заповеди шариата. Книга Абу-Дауда «ас-Сунан» была передана его учениками. «ас-Сунан» была опубликована в 1280 году в Каире, в 1283 году в Далхе, в 1840-1888 годах в Лакнауе и в 1321 году в Хайдарабаде. Вместе с этим «ас-Сунан» была подготовлена в кратком содержании под названием «аль-Мужтаба» Абу Мухаммед Абдилазим ибн Абдилкауи аль-Мунзири (1258 г.). Она была издана в 1342 году в Хайдарабаде. Кроме того, ибн Кайюм аль-Жаузи (1350 г.) опубликовал эту книгу под названием «Тахзибу Сунани Абу Дауд».Те, кто сделал шарх ас-Сунану и дал толкование:

1.Абу Сулеймен аль-Хаттаби (998 г.) написал толкование к книге «Маъалимус-сунан». Она была издана в двух томах (1932 г.)  в городе  Алеппо.

2.Книга под названием «Аунул-маъбуд шарху Сунан Абу Дауд» написанная Абу ат-Тайиб Мухаммед Шамсул-Хак Азим Абадием. Это произведение состоит из 13 томов.Было создано в 1322 году в городе Далх.  Эта одна из самых распространенных книг-шархов.

3.Книга, именуемая «аль-Манхалул азбул мауруд шарху Сунан имам Аби Дауд» написана Махмудом Мухаммед Хаттабом ас-Субки (1933 г.).

Здесь представлены мнения четырех мазхабов (четыре практико-правовые школы). Книга состоит из десяти томов.

4.Книга  «Базлу аль-Мажхуд фи халли Аби Дауд» написана Халилом Ахмад ас-Сахаранфурием (1927 г.). Этот труд был опубликован в двадцати томах с ссылкой Мухаммеда Закария аль-Кандахлави.

4. Ат-Тирмизи. Полное имя Абу Иса Мухаммед ибн Иса ибн Саура ибн Муса ибн ад-Даххак ат-Тирмизи. Родился в пригороде Тирмиз расположенном на берегу Амударии  (Джейхун) в ауле Буг. Имам Тирмизи  слушал хадисы у знаменитых ученых-хадисоведов того периода. Он удостоился похвалы ученых-хадисоведов в свой адрес. У него была феноменальная память. После смерти имама Бухари в Хорасане не было ученых, которые могли бы сравниться с ним. Народ чтил его способность рассказывать хадисы наизусть.

Книга Ат-Тирмизи «Сунан» охватила темы фикха (исламское право), в связи с этим книга была известна под названием «аль-Жамигу ас-Сунан». Различие   ас-Сунан Ат-Тирмизи в том, что подтверждая статус хадисов, использовались некоторые термины как сахих, хасан и гариб.

Книга Ат-Тирмизи  «аль-Жамигу ас-сунан» состоит из 46 главных тем (они использовались как книга.) и 2492 заповедей. В издании, которое подготовлено к печати знаменитым мухаддис Ахмад Мухаммедом  Шакиром (1958 г.) было 3956 хадисов [5/735].

Книга ас-Сунан, написанная Ат-Тирмизи, была напечатана в 2-х томах  в 1292 году в городе Булак (Знаменитая большая библиотека в Египте), а вместе с книгой шархом написанным Мубаракфури в 1341-1353 годах была издана в 4-х томах в городе Далхе.  В дополнение к этому, первые два тома были изданы  А.М. Шакиром (1958г.), 3-й  том М.Фавадом Абдулбаки, 4-й и 5-й том Ибрахимом Адвой Аудом в Египте (в 1937 г.). Помимо этого,  подготовленная к изданию Иззетом Убайдом ад-Дуаси в 1965-1968 годах  в Сирии, она была напечатана в 10-ти томах. Кроме этого, у него были и другие книги. Одна из них «Китабу аш-шамайл».

5. Ан-Насаи. Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шугайыб ибн Али ибн Синан бин Бахр ибн Динар аль-Хорасани ан-Насаи. Родился в городке Ниса в Хорасане. Ан-Насаи тоже слушал хадисы у передовых ученых своего времени. Его первой книгой является «ас-Сунан аль-Кубра». Позже переработав ее, он выпустил книгу под названием «аль-Мужтаба». Этот сокращенный вариант сборника хадисов был известен своей достоверностью среди ученых- хадисоведов. Книга Ан-Насаи «Ас-Сунан» была передана нам через Абу Бакира Ахмада ибн Мухаммеда ибн Исхака.  Когда мы говорим о книге Насаи «ас-Сунан» мы должны понимать что говорим о «аль-Мужтабе». А книга «ас-Сунан» под руководством аль-Масуди было написана в 1312-м году в 8-ми томах в Каире.

Следует отметить, что она была переиздана в третий раз издательством «Дарул-Ислам лин-нашр уат-таузигом». В 2000 году вышла в свет как пятая книга в сборниках  хадисов «Кутубу ас-ситта», организованных в Италии. В 915 году Ан-Насаи умер в Рамле города Палестины.

6. Ибн Маджа. Абу Абдуллах ибн Мухаммед ибн Язид ибн Маджа аль-Казуини. Книга хадисов Ибн Маджи стала известной под именем «ас-Сунан». К тому же, эта книга не была включена в список пяти сборников хадисов. На самом деле после написания «Шуруту ал-Аймма ас-ситты» (что означает «Условия шести имамов» сунны ибн Мажи) была включена в ряд пяти книг «Абу аль-Фадыл ибн Тахир аль-Макдиш». После этого книга ибн Мажи «ас-Сунан» стала называться в ряду известных книг. Тем не менее, некоторые ученые не включали в ряд известных книг «ас-Сунан» книгу ибн Мажи, вместо этого они считали среди пяти книг хадиса шестой книгой «аль-Муатту» книгу имама Малика и «ас-Сунан» книгу ад-Дарими.

Несмотря на это, книга «ас-Сунан» ибн Мажи была принята как шестая книга, поскольку в ней были изложены многие сведения, посвященные шариату.

Ибн Мажа в книге «ас-Сунан» собрал 37 глав, 1515 заповедей и 1339 хадисов. Один из лучших учеников ибн Мажи Абу аль-Хасан аль-Каттан сделал риуаят сборника «ас-Сунан»[6/202].

Книга ибн Мажи «ас-Сунан» в 1233, 1273, 1889, 1905 годах была издана в Далхе. В Лахаре (на арабском Луксур) издано в  1311 году, в Каире издано в 1313 году. Нынешнее издание в двух томах было опубликовано М. Фуад Абдулбаки в 1952 году в Египте. И как было выше сказано, сборник «Кутубу ас-Ситты», изданный в Италии (2000г.), был шестым изданием книг хадисов шести имамов.

Таким образом,  ІХ век в истории Ислама был назван веком хадиса. Книги хадисов не потеряли ценность до сегодняшнего дня. Напротив, каждый народ пытается сделать перевод на свой родной язык. В Аравии и в других странах люди, изучающие религию, полностью опираются как на источник на эти шесть книг, поскольку, в данных книгах подробно написаны хадисы Пророка, к тому же, самые достоверные хадисы собраны в этих книгах. В наше время книги хадисов, издающиеся на арабском языке, также   ссылаются на эти книги, и в ссылках указывают имена шести имамов. Собрание хадисов «Кутубу ас-ситта» после священного Корана является важным источником ислама.

Литература

1.Проф. Док. Талат Кочигит. Хадис тарихи. – Анкара: Түркия диянет вакфы яйынлары, 1998 г. 295 с.

2.Кады Ияд. Машарикул-ануар. – Кахира: І т., 6 с.

3.Проф. Док. Исмайл Лутфи Чакан. Хадис Едебияти. – Истанбул: 2011г. 346 с.

4.Проф. Док. М.Я.Кандемир. әл-Жамиъус-сахих. – Истанбул: 1997 г. DIA, VII т., 114-123 стр.

5.А. М. Шакир. Сунан ат-Тирмизи, 2 изд. 1978 г. V т., 735 с. 

6.Абдулазиз ад-Дахлауи. Бустанул-мухаддисин. Перевод на Турецкий язык А.О. Кочкузу. – Анкара: 1986 г.