Филологические науки / 8
Родной язык и литература
Д.ф.н. Хисамова Г.Г.
Башкирский
государственный университет, Россия
Русский национальный характер
в произведениях В.М. Шукшина
Русский национальный характер получил глубокое и
всестороннее освещение в произведениях
В.М. Шукшина. Национальный характер – это прежде всего проявление национальной
психологии в особенностях поведения людей. В.М. Шукшин сосредоточил свое внимание на неповторимости,
своеобразии человеческой личности. Отражением авторского поиска универсального
национального характера является приверженность писателя к особому
человеческому типу – обычному человеку с необычным складом души, «чудику».
«Чудикам» свойственна эксцентричность поведения,
импульсивность действия, логическая
непредсказуемость. Поступки «чудиков» противоречат «здравому смыслу», благоразумию. Монька Квасов мечтает построить вечный двигатель (рассказ
«Упорный»); Бронька Пупков любит рассказывать
всякие охотничьи истории, особенно «насчет покушения на Гитлера»
(рассказ «Миль пардон, мадам!»); Андрей Ерин приобретает микроскоп, чтобы
заняться изучением микробов для спасения человечества (рассказ «Микроскоп»).
«Чудикам» противопоставлены «античудики», «крепкие», «энергичные люди»: «свояк
Сергей Сергеевич», «крепкий мужик» Шурыгин, деревенский делец Баев, Малышиха,
«крепкая нравом» теща Зяблицкого Елизавета Васильевна. Особую модель поведения
представляют такие герои, как «вечно недовольный Яковлев», «непротивленец Макар
Жеребцов», «генерал Малафейкин», «профессиональный разоблачитель» Глеб Капустин. Этим героям свойственно гордое
сознание своей непогрешимости и неограниченного права всех обличать.
В.Шукшин дает готовые типы людей, характеры
которых в ходе развития действия не претерпевают эволюции. Проблемы духовной
жизни человека выявляются в ходе
беседы, спора, ссоры. Диалогическое столкновение позволяет выявить скрытый потенциал героев, нравственно противостоящих друг другу («Заревой дождь»,
«Свояк Сергей Сергеевич», «Волки», «Беседы при ясной луне»). Рассказ «Заревой
дождь» остро конфликтен и построен на драматическом диалоге между умирающим
колхозным коммунистом Ефимом Бедаревым и его давним врагом, когда-то раскулаченным мужиком Кириллом. Кирька
приходит в больницу, чтобы насладиться
местью, выговорить обиды. Спор Ефима и Кирилла - столкновение двух отношений к жизни, разное понимание ее смысла.
Драматическая ситуация реализуется через диалог:
- Охота понять: чего ты добивался в жизни? – терепеливо
пытал Кирька.
- Каждый человек чего-то добивается в жизни. Я,
к примеру, богатым хотел быть. А ты?
- Чтоб дураков было меньше. Вот чего я
добивался.
- Тьфу! – Кирька полез за кисетом <…>
- Богатым он хотел быть!.. За счет кого? Дурак,
дурак, а хитрый.
- Сам ты дурак. Трепач. Новая жись!.. Сам не жил
как следует и другим не давал. Ошибся ты в жизни, Ефим.
Дисгармония мироощущения героев шукшинских
рассказов часто приводит к дисгармонии общения, которое наполнено
коммуникативными неудачами. Герои В.М.Шукшина не поняты окружающими, в том
числе и близкими людьми. В бытовых
ситуациях они, как правило, терпят
поражение. Остановился «вечный двигатель» у Моньки Квасова. Отнесен
в комиссионку микроскоп женой Андрея
Ерина. А жена Броньки Пупкова
грозится сельсоветом «за искажение
истории». И его действительно
«несколько раз вызывали в сельсовет, совестили, грозили принять меры…».
Поэтому «чудики» в зоне фатического
общения тяготеют к конфликтным речевым жанрам, среди которых преобладает ссора,
перебранка, выяснение отношений. Яркий пример негармоничного диалога
представляет ссора Вени Зяблицкого с женой и тещей (рассказ «Мой зять украл
машину дров!»).
В диалоге
используются практически все
тактики внутрижанрового речевого поведения, характеризующие ссору (тактики
возмущения, колкости, насмешки, упрека, обиды, угрозы, обвинения и
оскорбления). Например:
- Молчать! – строго сказала Лизавета Васильевна.
– А то договоришься у меня!.. Молокосос. Сопляк.
Веня взмыл над землей от ярости… И сверху, с
высоты, скрутил ястребом на тещу:
- А ты чего это голос-то повышаешь?! Ты чего
голос-то повышаешь?! Курва старая…
Одной из ярких особенностей национального
характера является тенденция к
неприятию будничной жизни, «вечная русская потребность праздника». Шукшинский
праздник – это «праздник души». Душа – это человечность, доброта, это совесть.
Тончайший психолог, Шукшин проникает в самую глубину духовного состояния
человека. Мудрость жизни подсказывает шукшинским героям, что, пока жив, надо
жить и что она, сама по себе – просто жизнь, данная человеку, и есть праздник.
Многие из них, ценя жизнь, открывают для себя что-то новое, как, например,
художник Саша Неверов (рассказ «Залетный»), колхозник Алеша Бесконвойный
(одноименный рассказ). Писатель подчеркивает основную мысль, что человек
находит оправдание своего существования в согласии с самим собой, с внешним
миром, с людьми. Согласие и взаимопонимание приходит тогда, когда человек
раскрывает свои возможности деятельного
добра и любви, дарит людям свои духовные ценности.
Герои шукшинских рассказов всегда духовно поднимаются на
новую ступеньку познания себя и мира, сохраняя в себе главные качества русского
национального характера: доброту, открытость, доверчивость, естественность, душевную
стойкость и совестливость.