Филологические науки / 8. Родной язык и литература

Сильченко Г.В.

Ишимский государственный

педагогический институт им. П. П. Ершова, Россия

Мотив цветения как творческий процесс в лирике П. П. Ершова

В массовом сознании имя Петра Павловича Ершова (1815-1869) связано исключительно с известнейшей литературной сказкой «Конек-Горбунок», которая является образцовым сочинением в данном жанре и не перестает радовать читателей всех возрастов и по сегодняшний день. Однако литературное наследие Ершова не ограничивается данным произведением, сибирский поэт пробует свои силы в разнообразных лирических и лиро-эпических жанрах (элегия, дружеское послание, молитва, баллада, романтическая поэма и др.), обращается к драматургии («Суворов и станционный смотритель», «Кузнец Базим, или Изворотливость бедняка» и др.) и прозе («Осенние вечера»).

Как отмечает исследователь творчества поэта М. Ф. Калинина, недооценка лирики П. П. Ершова является прямым следствием «разрозненности, неполноты знаний и слабой изученности этой части его поэтического наследия» [2, с 75]. Углублению представления о творческой индивидуальности поэта способствует изучение основных мотивов его лирики, так как мотивная организация позволяет раскрыть не только специфику поэтики Ершова, но и характерные мировоззренческие взгляды автора. Лирика Петра Ершова при всей ее целостности на протяжении всего творчества прошла определенную эволюцию: «От романтического мироощущения и поэтики в лирике Ершова 30-40-х годов к реалистическим и сатирическим тенденциям в поэзии 50-60-х годов» [2, с 73]. Однако на всех этапах в поэзии сибирского литератора присутствуют сквозные темы, мотивы и образы, позволяющие говорить о специфике лирического наследия Ершова. К таковым следует отнести мотив цветения и его инварианты.

Данный мотив является одним из ключевых в стихотворениях Ершова, связанных с темой поэтического творчества, поэта и поэзии, вдохновения, творческого поиска. В сложившейся европейской культурной традиции к образам, символизирующим творчество, искусство относится гора Парнас, которая служит местом обитания Аполлона и муз, а «в переносном смысле Парнас – сообщество поэтов, парнасские цветы – стихи, парнасские сестры – музы» [3, с. 189]. Рождение стихов как процесс цветения можно рассмотреть на примере многих произведений Ершова, связанных с темой творчества. Например, в стихотворении «К друзьям» (1837) на упреки товарищей в том, что поэт больше не обращается к перу, следует ответ о необходимости подождать «воскресительного дня». Неминуемый приход вдохновения, которое заставляет лирического героя пережить сильное душевное волнение, воскреснуть, показан здесь посредством метафоры пробуждения сердца и его полета, которое:

С красным солнцем в небо снова

Устремит оно полет

И в час утра золотого

В сладкой песне расцветет [1, с. 285].

Надежды, связанные с возвращением к поэтической деятельности, оказались не напрасны: особенно интенсивно Ершов создает лирические тексты после знакомства с Серафимой Александровной Лещевой, которая станет впоследствии женой поэта. В цикле стихов, посвященных С. А. Лещевой, мотив цветения будет связан с творчеством и любовной тематикой. В стихотворении «К музе» (4 сентября 1838) показано, что пробуждению поэтического дара способствует состояние влюбленности лирического героя, поэзия и любовное чувство неразрывно связаны между собой:

Палящий жар течет в моей крови,

И сердце просит вдохновенья

Безмолвным трепетом любви [1, с. 287].

Возлюбленная в восприятии лирического героя – это «светлый ангел утешенья», она отрывает его от грустных мыслей, связанных с потерей родных, возвращает ему способность мечтать. Лирическая героиня и является той самой музой, способной побороть «чреду душевного недуга» и воскресить «солнце прежних дней», то есть обратить поэта к творчеству. Творческий акт в данном стихотворении представлен как сильное эмоциональное переживание, он позволяет забиться «сердцу в восхищеньи» и вызывает слезы радости у лирического героя. Поэзия даруется свыше, и поэтому она позволяет по-новому взглянуть на окружающий мир:

Внимая гордому сознанью,

Послушный звук со струн летел:

И речь вилась цветущей тканью,

И вдохновеньем взор горел [1, с. 286].

Мотив цветения в данном отрывке указывает как на процесс творческого акта: создание стихов здесь подобно цветению, произрастанию цветов, так и на характеристику самого лирического героя, который также «расцветает», обретает новые недосягаемые для других возможности и силы только в момент творческого акта.

Подобным же образом момент прихода вдохновения решен в стихотворении «Две музы» (12 сентября 1838), также посвященном С. А. Лещевой:

Тает грудь от наслаждений,

И роскошествуя в них,

Мощь цветущих песнопений

Бьет ключом стихов живых [1, с. 290].

Упомянутый в данном отрывке «ключ стихов живых» может быть понят как Кастальский ключ – источник вдохновения у подножья горы Парнас, то есть образы и мотивы, связанные с процессом творчества, в данном стихотворении взаимодополняют друг друга и создают целостную, яркую картину творческого процесса.

С середины 40-х годов П. П. Ершов все реже обращается к лирическим произведениям, и в стихотворных текстах данного периода можно увидеть, почему это произошло и как поэт оценивает свое творчество. Так в стихотворении «Ответ» (1845) лирическим героем перечислены основные темы, которые для него наиболее значимы: религия, «Отечество и Царь», мечта, надежда, вдохновенье. Нисхождение вдохновения на лирического героя в данном произведении также связано с мотивом цветения:

И думал я: пора придет –

Грудь переполненная хлынет,

И лавой огненной откинет

Богатых звуков водомет,

И разовьется песнь цветная,

Кипя, и грея, и сверкая [1, с. 328].

Анализируемый мотив в данном тексте дополняется мотивами огня, землетрясения, то есть процесс рождения стихов здесь представлен как акт, способный коренным образом изменить окружающий мир, ведь творчество – это действительно творение, создание чего-то нового, оно связано с божественным началом, духом Творца.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотив цветения в лирике П. П. Ершова может быть связан с темой творчества и вдохновения. Понимание процесса рождения поэзии как цветения, а стихов как цветов имеет античные истоки, и в творчестве сибирского литератора данная традиция взаимодействует с особенностями мироощущения поэта, его православным сознание, что углубляет семантику стихотворных текстов.

Литература:

1. Ершов П. П. Конек-Горбунок: избранные произведения и письма / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и примеч. В. П. Зверева. – М.: Парад; БИБКОМ, 2005. – 624 с.

2. Калинина М. Ф., Лукошкова О. И. Жизнь и творчество Петра Павловича Ершова: Семинарий. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006. – 240 с.

3. Мифологический словарь. – М.: Просвещение, 1965. – 300 с.