К. ф. н. Гаджимурадова Т.Э.

Дагестанский государственный университет, Россия

К вопросу о сюжетостроении романа Георгия Лезгинцева

«Человек с гор»

Георгий Михайлович Лезгинцев – крупный учёный и известный писатель, доктор технических наук, адмирал. Известен и как талантливый писатель, автор романов «В таёжной стороне», «Инженер Северцев», «Рудознатцы». Особое место в художественном наследии Георгия Лезгинцева занимает роман «Человек с гор», посвящённый зарождению революционного движения в Дагестане. В центре внимания автора – судьба молодого горца Магомеда, который под влиянием местных революционеров и русского большевика Мирона приобщается к революционной борьбе.

Композиционно роман состоит из четырёх частей («Аул Штул»; «Дербент»; «Рудокопы»; «В путь»), знаменующих собой наиболее значимые этапы в судьбе героя.

Показательно, что Г. Лезгинцев предпосылает сюжетной линии романа дополнительные факты и комментарии к ним, касающиеся предыстории изображаемых событий. Он выносит их за предел непосредственной сюжетной линии произведения в виде лирических отступлений. Так, звучит в романе история кровной вражды семей Мусы и Курбана, рассказ о национально-освободительном движении в Дагестане, о Кази Мухаммеде и Шамиле, история Дагестана до покорения его арабами (по преданиям старинных армянских хроник) и т. д. Эти отступления делают картину изображаемых событий более масштабной, одновременно напоминая о закономерности происходящего.

Роман отличает многоголосие тем: родины, революции, трагической судьбы народа, любви, семьи и т. д. Из ведущих сюжетных линий можно назвать три: события, происходящие в ауле, события в Дербенте на рыбных промыслах, события на Южных шахтах в горняцком посёлке. Во всех трёх сюжетных линиях главным действующим персонажем является Магомед, прообразом которого послужил отец писателя, Магомед Гусейнов, известный общественный и политический деятель.

Сюжет в первой линии в целом строится на остром конфликте, имеющем социальную подоплёку. Здесь в столкновении находятся аул и ковха (мулла) Курбан. Конфликт развивается на фоне быта и жилища высокогорных лезгин, их обычаев и традиций. Автор обращает внимание на этнографические детали, адаты (обычаи), песенную культуру.

Во второй сюжетной линии события драматического противостояния получают дальнейшее развитие. В процесс социального противостояния вовлечено ещё большее число персонажей. Город несёт много искушений. Магомед остаётся человеком с гор, оказавшись и в долине, в большом городе.

Сюжет третьей линии связан с событиями на шахте и отражён в четвёртой главе, неслучайно названной «В путь». С самых первых страниц романа речь идёт о пути, исполненном блужданий, вопросов, борьбы во имя достижения жизненно важных целей. И Магомед, и другие юные герои романа находятся на распутье, принимают очень непростые решения. В самый тяжёлый для себя момент (в моральном, прежде всего, смысле) они задаются вопросами, пытаются найти ответы и ищут свой путь в жизни, судьбе.

Мастерски писатель изображает героя в процессе взросления, возмужания. Он многому учится у других людей, у жизни. Характер показан в его предельном выражении – как в развитии чувств, так и в напряженной работе сознания. И чувства, и размышления, и поступки героя представляются мотивированными, имеющими причинно-следственные связи. Отсюда – объёмность и цельность образа, сила которого в безусловной жизненной правдивости, строгости, простоте. Обыкновенный человек из народа сделал себя сам неустанными поисками, размышлениями, самообразованием. Он желает быть полезным своему народу, поэтому каждый прожитый им день воспринимается как воплощение мечты (в том числе и революционной).

Роман Г. Лезгинцева воссоздаёт художественные картины истории народа, даёт возможность почувствовать связь времён, связь поколений. Он написан в русле требований своего времени (метода социалистического реализма) – предельно достоверно, с делением героев на положительных и отрицательных. Акценты расставлены чётко и не допускают двоякого толкования. За небольшим исключением. Имеются в виду те персонажи, которые в ходе повествования меняют свои взгляды на жизнь, оценку тех или иных событий (образ Куликова).

Широкий охват жизни, умение мыслить масштабно, перспективными категориями, понимание переломной эпохи в конфликтах, столкновениях мнений, стремление вскрыть внутреннюю мотивировку в поведении как отдельной личности, так и людских масс в русле революционной борьбы отличают творческую индивидуальность писателя и позволяют это историческое полотно ставить в один ряд с лучшими произведениями дагестанских писателей о времени глобальных перемен, революционных преобразований.

 

Литература:

Лезгинцев Г. Человек с гор. – М.: Сов. писатель, 1983. – 367 с.