Философия /2.Социальная философия

 

К.филос.н. Дьяченко Л.И.

Институт экономики управления и права (г. Казань), Россия

 

«Образование – через всю жизнь» как тенденция современного общества.

Одно из последствий происходящих перемен – старение трудовых ресурсов: соотношение младших и старших рабочих возрастов меняется в пользу старших. При нынешних темпах развития науки и техники знания, полученные во время учебы в молодости, неизбежно устаревают с очень большой скоростью. А доля носителей таких устаревших знаний при новой возрастной структуре увеличивается. Устранить это противоречие невозможно, необходимо искать какие-то адаптивные формы его разрешения. Возможно, это должна быть регулярная, всеохватывающая и общедоступная система обновления знаний, рассчитанная на людей средних рабочих возрастов. Развитие такой системы становится важнейшей задачей современного образования. В современном обществе периоды  обучения и образования становятся более длительными и не являются более исключительной прерогативой детского, юношеского и молодого возрастов. Речь идет об образовании в течение всей жизни. Скорость прогресса такова, что человек постоянно сталкивается с неизвестными ситуациями, не имеющими аналогов в прошлом. Неизменная личность с фиксированными обязанностями, которая в предшествующие времена была находкой для общества, в будущем может представлять собой социальную аномалию. Возникает необходимость образования в зрелом возрасте для сохранения профессиональной пригодности в старости. Объективная ситуация такова, что человек для того, чтобы не стать аутсайдером, должен постоянно учиться. Так, в Швеции пожилые люди занимаются на курсах иностранного языка, литературы, посещают компьютерные классы, пожилые одинокие мужчины охотно овладевают кулинарным искусством. Существенное повышение мобильности кадров неразрывно связано с необходимостью смены рода и вида занятий. Это предполагает гибкую систему переподготовки и повышения квалификации пожилых людей.

Традиционная советская, а затем и российская системы образования оставляют вне поля зрения пожилое население. Обсуждаемая в мире концепция непрерывного образования (образования на протяжении всей жизни человека) в нашей стране имеет выраженные возрастные границы – до шестидесяти лет.

В то же время за рубежом проблемой обучения представителей старшего поколения занимаются уже несколько десятилетий. Как показывают исследования, способность людей к учебе к шестидесяти годам возрастает. Главным фактором при этом является значительный опыт во всех областях жизни, который порождает структуры, позволяющие пожилым людям интегрировать новую информацию. Такие структуры тем шире, чем больше жизненный опыт.

Задачей общества, государства является помочь пожилому населению приобрести новое знание, создать условия для реализации образовательного процесса и определиться с тем, в каком направлении совершенствовать свои знания, чтобы в последующем включиться в общественно-полезный труд. Необходимо осознание того обстоятельства, что люди всех возрастов представляют общественную ценность. Это особенно важно в отношении старшего поколения. С экономической точки зрения, пожилые люди, с одной стороны, уже внесли вклад в экономическое развитие общества, с другой, при условии сохранения и поддержания их потенциала они могут еще достаточно долгое время оставаться участниками социально-экономических процессов при учете их мотивации.

Больше образованных людей, в том числе пожилых – это больше возможностей для экономического роста, так как в условиях демографического старения пожилые люди с высоким уровнем образования и мотивации занятости представляют собой фактор устойчивого экономического развития общества и личностной самореализации. В связи с этим, требует более пристального внимания подготовка программы образования и повышения квалификации стареющей рабочей силы.

Не следует рассматривать проблему образования пожилых людей исключительно с экономической точки зрения, то есть как лишнее финансовое бремя для государства. У этой проблемы есть и другая, не менее важная сторона – гуманистическая, выражением которой может стать успешная реинтеграция пожилого человека в общество и семью.

Приведем в этой связи один из пунктов «Гамбургской декларации об обучении взрослых»: «Сейчас доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности» (3).

Далее. У проблемы «Образование и старые люди» есть и другой аспект, а именно – роль и место пожилых (старых) носителей знания в системе современного образования. Не секрет, что достижение высших научно-образовательных квалификаций (ученых степеней и званий) требует достаточно длительного периода жизни и приходит к большинству соискателей в зрелом и пожилом возрасте. К этому следует добавить наблюдающееся в нашей стране в последние два десятилетия неуклонное старение преподавательского состава, в первую очередь носителей высшей квалификации (профессоров, докторов наук), являющееся следствием просчетов государственной политики в области науки и образования. В результате, за кафедрами вузов стоят все больше пожилых и старых преподавателей.

В условиях конфигуративного развития ситуация «юный учащийся – пожилой преподаватель» было нормой. Сегодня, по мере утверждения префигуративного типа культуры, ситуация кардинально меняется. Исследователи отмечают, что в условиях инновационного развития и, соответственно, инновационного образования пожилые преподаватели по вполне понятным причинам, связанным с их возрастным психофизиологическим состоянием, объективно теряют способность передавать стремительно меняющееся содержание знаний учащейся молодежи (103; С. 124-133). «Сегодня вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ» (6; С. 8).

Конфликт поколений – это историческое приобретение, вызревавшее тысячелетия. Проблема поколений возникла как социальная проблема фактически лишь в условиях модернизации современных обществ. В такие периоды идет социальная ломка устоявшихся привычных укладов, порожденных естественно-исторической логикой общественного развития и несущих ответственность за социализацию молодежи. Когда  динамика социальных процессов оказывается значительно выше скорости социально-адаптивной деятельности, что происходит в эпохи революций и модернизаций, то традиционная машина социализации теряет свою былую эффективность, поскольку старшее поколение оказывается недостаточно мобильным и неспособным предложить готовые модели деятельности, адекватные новым условиям. Без специального регулирования процесса постепенной смены базовых ценностей на уровне идеологии и институтов социализации  можно обрести или, более того, спровоцировать, конфликт поколений.

В настоящее время в обществе наблюдается нарушение соотношения традиций и инноваций. Инновационный пласт в культуре самоусиливается. Расширяется рассогласованность между социокультурными институтами, с которой столкнулось современное общество. Налицо изменение темпоритма культурогенеза, резкая смена привычных для общества форм социокультурного взаимодействия. Французский социолог Кюблер-Росс в этой связи отмечает: «Парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой...» (1; С. 84-85).

Нарастает тенденция ослабления межпоколенческого общения как формы трансляции социально-культурного опыта от человека к человеку. Теряют свое былое значение традиционные способы передачи знаний, неспособные справиться с возрастающим информационным потоком. На первый план выходят средства массовой информации, компьютерно-информацион­ные сети, формирующие новую целостность социально-культурного пространства, генерируемую одним параметром – мгновенным доступом к любой информации.

Конфликт старшего и младшего поколения трансформируется в противопоставление старого опыта новому знанию. Само воспитательное воздействие старшего поколения на молодежь понимается в негативно-нигилистическом, а не в традиционно-положительном смысле.

Мы далеки от мысли зачислять всех пожилых преподавателей по ведомству ретроградов-консерваторов, тем более что существует немало примеров плодотворной и эффективной работы представителей старого поколения на вузовской стезе (4). Тем не менее, проблема пожилых кадров профессорско-преподавательского состава не снимается с повестки дня и требует комплексного решения.

В современном российском социуме отношения между традиционными и инновационными культурными паттернами приобретают характер жесткой конкуренции, приводящей к вытеснению первых вторыми. «В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение и интенсификация социокультурной реальности, сопровождающиеся ломкой традиций и норм, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса личности» (2; С. 57).

Можно ли представить себе стабильным общество, где взрослые, адаптируясь к меняющемуся миру, учатся у своих детей освоению новой бытовой техники, новым знаниям, некоторым новым ритуалам, наконец, более современному стилю жизни? Наверно, можно. Однако общество, в котором дети не наследуют некоего набора ключевых ценностей у старшего поколения, перестает быть обществом в обычном смысле слова.

 

Литература:

 

1.     Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д. Альперович. – М.: Изд-во ПРИОР, Экспертное бюро, 1998. – 272 с.

2.        Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бобахо, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56–65.

3.     Документы по проблемам образования взрослых [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.znanie.org/AEdocs/AEdocs.htm, свободный. – Проверено 28.09.2009.

4.     Ермилов В.А. Долголетие и творчество / В.А. Ермилов. – М.: Наука, 2003. – 203 с.

5.         Наливайко Н.В. Философский анализ системы образования в трансформирующемся обществе / Н.В. Наливайко, Е.В. Ушакова // Философия образования. – 2009. – № 1 (26). – С. 124–133.

6.            Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности / Н.А. Рыбакова. – СПб.: Алетейя, 2006. – 288 с.