Янковская Л.В., Краснодар
Самоосуществляющаяся личность в русской культуре
Общеевропейская тематика всегда своеобразно
преломлялась во всех философских и культурологических школах и направлениях
России, осознанно стремящихся соединить наше отечественное своеобразие с
результативностью зарубежных методологических движений и подходов. В плане
«личности» это особенно проявлялось в попытках обоснования объединяющего все
слои российского общества мировоззренческого идеала, различающегося, правда, от
учения к учению, в целеустремлённых поисках его движущихся сил, среди которых
были не только социально-экономические противоречия, но также «герои и толпа»,
народные массы и личность. Героическая или практическая, духовная или
приземлённая, творческая или традиционная, устремлённая к вере или укоренённая
в делах и жизненных планах личность в нашей отечественной культуре была обычно
заметной и узнаваемой как в европейских, так и в национальных,
общечеловеческих чертах.
Спор о личности и её роли в истории российская отечественная
мысль превратила в один из главнейших вопросов теоретического воспитания
средствами культуры.
Находящаяся между небытием до рождения и небытием
после смерти личность, для атеистически мыслящего А. Герцена,
самоосуществляется в истории, изменяя её развитием своей свободы в
необходимости с помощью разума и воли, нравственных стремлений и идеалов,
неоднозначно проявляющих свои возможности в обществе.
В единстве с обществом, при определённом
дистантировании от него, рассматривает самоосуществляющуюся личность В.С.
Соловьёв. Она, являясь для него особой формой бесконечного содержания, несущей
в себе возможность для утверждения неограниченной действительности, способна
индивидуализироваться и расширяться в обретаемом единстве до Богочеловечества.
В нём, кроме индивидуальных личностей, вместе с Богом соучаствуют и «совокупные
личности», и «абсолютные личности», по разному, но безусловно осуществляющие
себя в любви на соборных началах.
В совершенной любви, заключающей в себе «больше, чем
всё», в философии С.Н. Трубецкого осуществляет себя человеческая личность как
цель в себе. Главное в ней – свобода.
Являясь соотносительными, личность и общество не
составляют, на что указывает П.И. Новгородцев, нерасторжимого единства. Первая
из них имеет собственный голос и руководствуется критерием нравственности,
вырастающим из своей совести. Вторая – лишь средство или препятствие для самоосуществления
личности по закону добра во «имя высшего объединения» в направлении к
безусловному идеалу свободного универсума. В нём право и благо – быть самим
собою – составляет самую сущность действительно самоосуществляющейся личности.
Для философии Н.А. Бердяева, плодотворно развивавшего
проблематику философской антропологии, персонализма и экзистенциализма в
метафизике богоподобия человека и вочеловечивания Бога, в которой история
продолжает миротворение силами человека – носителя свободы, «личность» -
главная категория нашего познания существования. В нём она предстаёт
самоценной, внемирной, укоренённой в божьем замысле и потому историчной,
включает в себя дух, душу и тело, но, участвуя в познании духовно, имеет
бессознательную (тёмную) основу, однако, поддающуюся контролю самосознания, и,
наконец, она – узел пересечения многих миров, открытый для другого. Такая
личность не может быть завершённой, и пик её самоосуществления – в творчестве.
Так с чем же связано это разночтение в понимании
личности, как основополагающего в постижении человеческого бытия в мире? – Во
многом с тем, что «личность» совсем не очевидное, требующее рассуждающего
осмысления и развёрнутых интерпретаций, фоном которых являются авторские
концепции личности в истории научной мысли с одной стороны, и общее для них проблемно-тематическое
поле исследования – с другой. В таком ракурсе проблемно-тематическм полем выступает
её самоосуществление, возвышающееся от природного к духовному в культуре и
обществе.
Высочайшее мастерство и творческий подход, глубокое
владение материалом и искусство убедительной аргументации в понимании личности
характерны для многих наших отечественных мыслителей. Сама многоплановость их
концепций, нередко выводящих нас из прошлого в будущее, из фактического в
умопостигаемое, из эмпирического в трансцендентное обусловлена действительной
сложностью общекультурных проблем и реальными противоречиями жизни личности в
обществе. Они и сегодня способны активизировать преемственность осмысления
приоритетов личности в развивающейся российской общественной мысли и культуре.
Литература:
1.
Бердяев Н.А. Царство
Духа и царство Кесаря. М.., 1995
2.
Герцен А.И. Письмо о
свободе воли //Соч. в 2 тт., М., 1986
3.
Новгородцев П.И. Об
общественном идеале. М., 1991
4.
Соловьёв В.С. Идея
сверхчеловека //Соч. в 2 тт., М.. 1990, т.2
5.
Трубецкой С.Н. О природе
человеческого сознания //Соч. М., 1994
Янковская
Людмила Васильевна, кандидат
философских
наук, доцент кафедры
социально-культурной
деятельности Красно-
дарского государственного университета
культуры
и искусств