Философия / 3. Философия культуры
Тихая Е.В.
Государственная
классическая академия имени Маймонида
Проблемы эстетического восприятия и
познания
в культуре XXI
века
Из-за специфики культуры XXI, обусловленной развитием революционных технологий,
существенно деформируются механизмы восприятия и познания. Визуальная составляющая в синтезированных
музыкально-художественных представлениях также прошла свой эволюционный путь от
марлевых экранов на премьере сочинения А. Скрябина «Прометей: Поэма огня» в
Карнеги-Холле (США) 20 марта 1915 года до современных огромных светодиодных и
проекционных экранов, соединенных с передающими видеокамерами, лазерных
установок, устройств для создания специальных световых эффектов типа
стробоскопа. По мере возникновения и
развития новых технологий в области визуальных устройств стало возможным осуществлять не только ритмическую смену
цвета, но и образовывать сложные пространственно-графические световые
проекции. Их сочетание с музыкой позволило авторам не просто дублировать
музыку, а осуществлять взаимодействие, образное единство, равноправный синтез
музыки и красочного свето-живописного материала. Стало возможным транслировать
как изображение действа, происходящего на сцене, так и непосредственную реакцию
зрителей, на большие экраны, размещенные в разных местах, в том числе и вне
места действия, в различных ракурсах и планах, в том числе с эффектом
симультанности.
В современных массовых
музыкальных представлениях нашли широкое применение лазерные и пиротехнические
эффекты, с компьютерной системой управления ими, что позволяет точно попасть в
любую долю музыкальной композиции.
Как правило, в синтезированных
музыкально-художественных представлениях, рассчитанных на многотысячную
аудиторию, отсутствует и прямой визуальный контакт, так как с верхних ярусов
стадиона или с периферии городской площади невозможно рассмотреть лица
исполнителей, и «картинку» для зрителей формирует на больших экранах
видеорежиссер, то есть экран становится
специфическим средством художественной выразительности в синтезированных
музыкально-художественных проектах.
Сущностное понятие современной техники
содержит в качестве основного элемента идею бесконечного развития,
усовершенствования уже существующего. Именно по этой причине инновации имеют
культовое значение для современной цивилизации, олицетворяют все возрастающее
ее могущество.
С изменением бытия человека в новом,
высокотехнологичном мире деформируются механизмы восприятия и познания. В
отличие от классического типа мышления современная парадигма мышления и восприятия
не предполагает истины – вместо нее информация и коммуникация, все меньше связь
с созерцанием и предметной реальностью – вместо них мыследеятельность и исчисляюще-сортировочное
мышление, нет культурных ценностей, регулирующих общественную жизнь – вместо
них социальные технологии.
Состояние современного общества обычно в
научной литературе характеризуется сквозь призму категории «антропологический
кризис», который заключается в осознании пагубных последствий научно-технического
развития для экологии, личности человека и выживания человеческого вида в
целом. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы,
которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем
больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные
факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие
человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. В числе таких «издержек», помимо
последствий для экологии и совершенствования оружия массового уничтожения,
можно выделить проблемы деформации человеческой телесности, психической деятельности,
а также процесса социализации личности. Во многом это связано со все
возрастающими нагрузками на человеческую психику: интенсивный информационный
обмен, включение в многообразные социальные связи и отношения, ускоряющийся
ритм жизни и т. п. Также речь идет об оценке последствий новых научных открытий
для человечества в целом: клонирование, генная инженерия, «улучшение»
человеческой природы при помощи нанотехнологий и др.
Базовую функцию медиа в историческом процессе
можно резюмировать в следующем тезисе: в своем функциональном историческом
измерении любое медиа есть не что иное, как метафора. Расширяя определенную
способность человеческой психики или тела, любое средство коммуникации
препятствует прямому распознанию этого расширения, самоампутации, но в то же
самое время провоцирует это распознавание косвенным путем, через активизацию
других способностей или воображения в целом – в первую очередь, в поэзии,
философии или изобразительных искусствах.
Наступление имиджевых коммуникаций происходит
параллельно с разрушением перспективного видения, которое было присуще
визуальной, ориентированной на линейные формы восприятия печатной культуре.
В погоне за массовостью реализации
художественного продукта используются художественные методы, способные привлечь
большую аудиторию, как правило, не имеющую развитого эстетического вкуса. Это
сказывается в итоге и на качестве художественной продукции, и на снижении той
гносеологической и дидактической функции, которую традиционно выполняет
искусство. Возврат искусства к традиционному синтезу с аксиологией и этикой
позволит ему стать спасительной альтернативой техногенной цивилизации. Только
при этом условии станет возможным на основе современных возможностей
медиакультуры и современного искусства создать «Homo synaesthesis» – человека,
умеющего воспринимать мир и искусство целостно, имеющего силы противостоять деструктивным
тенденциям современности. В искусстве XXI века
синестезийная основа эстетического восприятия и художественного мышления
выполняет роль одного из главенствующих свойств эстетического восприятия и
художественного мышления. На основе синестезии выстраивается новая концепция
искусства, разрабатываются новые способы эстетического восприятия, ведется
поиск универсального художественного языка.