Философия / 4. Философия культуры

Канд. филос. наук.  Шаев Ю.М.

Пятигорский государственный лингвистический университет, Россия

 

К ВОПРОСУ О СЕМИОТИКЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Социальные сети являются в настоящее время одним из важнейших компонентов киберпространства. Мы рассматриваем киберпространство с позиций философии знака в качестве сложнейшего феномена, в рамках которого разворачиваются семиотические отношения.

Мы выделяем в рамках киберпространства следующие уровни семиозиса.

 Во – первых это уровень текстуально-отсылочный. Сюда можно отнести всю совокупность информации, представленной в традиционной текстовой форме, однако существующей в сфере киберпространства.

Во – вторых, это уровень перцептивно-семиотический. Данный уровень связан с развитием мультимедийных технологий, значимость которых усиливается в повседневной жизни.

В – третьих, можно выделить прагматический уровень, где  наряду со знаком, текстом появляется  и сам пользующийся знаками человек.

Стоит заметить, что выделенные нами три типа семиозиса и, соответственно три типа знаков и текстов могут присутствовать одновременно в том или ином феномене виртуальной реальности. Ярким примером соприсутствия трех выделенных типов семиозиса являются социальные сети, которые в настоящее время очень бурно развиваются.

 В социальных сетях представлено большое количество информации, структурированной по текстуально-отсылочному типу – это самое разнообразное текстовое (в традиционном понимании) наполнение и связанная с ним система гипертекстовых ссылок. Возможно, что именно этот аспект привлекает ту часть пользователей, которые по  тем или иным причинам не привыкли работать с мультимедийным контентом.

Последний тоже довольно неплохо представлен в социальнх сетях, особенно в настоящее время, когда широко используются flash-технологии (упрощающие поиск нужного контента и делающие работу или отдых достаточно комфортными) в плане просмотра видео или прослушивания музыки.

Одним из самых существенных моментов социальных сетей является развертывание семиозиса на прагматическом уровне – уровне использования знаков и текстов и детерминируемости ими самих социальных отношений. Анализу влияния социальных сетей и детерминации социальных процессов может быть посвящено отдельное специальное исследование по аналогии с анализом социального аспекта процессов потребления, проведенным Ж. Бодрийяром в ранних социологических работах [1], [2] мы же ограничимся  некоторыми важными моментами.

 Если рассматривать социальный статус того или иного пользователя, а точнее его представленность в сети,  то станет очевидным, что его фиксация– дело добровольное, более того, он может в известной степени конструироваться (или отдельные его компоненты, как части многогранного явления) и не всегда соответствовать реальному социальному уровню. Скорее то, что фиксируется в социальных сетях и относительно социального статуса, и относительно основной информации, касающейся пользователя – это дело вкуса и желания самого пользователя – каким именно образом осуществлять подобную самопрезентацию.

 Стоит отметить, что само отсутствие страницы в социальных сетях может говорить о достаточно высоком социальном статусе и отсутствии времени, которое  для деловых людей очень дорого, на подобные виртуальные «развлечения». Само отсутствие знака – наличия страницы как репрезентатора личности – является своего рода знаком социального положения, либо тех или иных взглядов, например открытого неприятия возможностей современных информационных технологий, неумения или нежелания работать с ними.

Здесь семиозис, выходя в социальную плоскость, не только фиксирует социальную статику, но и  динамику отношений, желания тех или иных социальных групп изменить свое социальное положение, повысить уровень дохода или приобрести большее количество друзей и знакомых из разных стран и городов. Можно осуществить даже опыт анализа семиотики контента в социальных сетях, который бы манифестировал, в бодрийяровском духе, не столько желание и стремление к изменению социальных характеристик, сколько консерватизм и скрытую семиотическую логику, коды, репрезентирующие различные аспекты идеологий и скрытых мотиваций пользователей.

Если рассматривать содержательный аспект сетевого общения, то станет ясным, что существенно возрастает уровень иконичности в плане представления информации и от пользователей требуется все меньшая степень осведомленности и компетентности при дешифровке знаков (слов естественного языка, специальных символов как элементов программного кода и т.д.), что само по себе значит увеличение степени открытости и повышения комфорта для работы в отношении людей, не являющихся специалистами в области информационных технологий.

Таким образом, социальные сети являются в настоящее время сложным и многогранным феноменом, репрезентирующим различные пласты семиозиса в рамках киберуниверсума. Анализ социальных сетей позволяет вскрыть не только семиотические аспекты, связанные с структурированием информации и текстуализацией различных сегментов виртуального пространства, но и зафиксировать прагматический аспект моделирования социальной реальности.

 

Литература:

1.     Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака. Пер. с франц. – М.: Библион-Русская книга, 2003. – 272 с.

2.     Baudrillard, J.  Simulacra and Simulation. Trans. from fran. – University of Michigan Press, 1995. – 375 p.