Наука
семейного права в контексте российской правовой истории.
В течение многих веков, семья, прежде чем достичь
современного состояния, прошла несколько
стадий своего развития, связанного с эволюцией государства и права. С течением времени появлялись и исчезали
различные формы совместного проживания, но, ни смотря, ни на что, семья, которая объединяет мужа, жену, детей
и других родственников, продолжает оставаться составной частью правовой системы. Поэтому проблема ответственности и видов санкций в
истории науки семейного права относится к числу наименее исследованных и в
качестве таковой требует отдельного рассмотрения.
Исходя из
истории науки семейного права можно сделать вывод о том, что:
- меры
семейно-правовой ответственности, включают лишение или ограничение права, но не
возложение новых обязанностей;
- всякое
принудительное лишение права виновного лица
независимо от того, воспринимает ли он такое лишение как наказание;
- одни и те
же последствия могут выступать в качестве санкций или таковыми не являться в
зависимости от наличия или отсутствия вины лица, к которому они применяются.
Всю свою историю семья являлась и является одним из
основных институтов социума, требующих своего правового регулирования, так как
она придает стабильность общественным
отношениям и способствует воспроизводству населения, поэтому государство
заинтересованно в контроле за ростом населения, проводя демографическую
политику. Как институт права семья
включает множество более частных институтов, а именно институт брака,
родства, материнства и отцовства, собственности, институт социальной защиты
детства и опеки и другие. С течением
времени меняется сама природа брака, порядок его заключения и расторжения,
подходы к браку, что требует их
правового обеспечения с учётом
приоритета защиты прав человека. Семья
для каждого человека - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В
семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости.
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде
всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье
первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные
качества. В юридической литературе
последнего десятилетия получило разработку конституционное право на защиту
брака и семьи. Составной частью этого комплексного по содержанию права должно
стать право на "биологическую защиту" брака. Учитывая, что в правовом
регулировании брака двойственность природы человека (как биологической особи и
социальной личности) приобретает особое значение, законодатель уделяет
определенное внимание правовому обеспечению реализации исследуемого права[1].
В
истории российского государства и права институт семьи играл важную роль, так
как в его основе лежали отношения, основанные на взаимных правах и
обязанностях членов семьи. «Семьей
называется сложный союз супругов между собой и родителей с детьми»[2]. Для создания семьи достаточно было одного из этих двух союзов: семьей
признаются муж и жена, не имеющие детей и
семью также может составлять один из родителей вместе с детьми. Но в
историческом, древнеславянском значении необходимы оба союза: так, союз
супругов, не имеющих детей, не выполнял функции семьи, и бесплодие было
причиной расторжения брака. По древним законам других славянских народов,
смерть одного из родителей прекращала родительскую власть, и дети освобождались.
Дети имели право на помощь своих родителей, а родители на помощь детей. Эти
взаимные права поддерживались и закреплялись в культуре народа.
Семья, являясь
ячейкой общества, получала защиту со стороны государства, которое было
заинтересовано в народонаселении, но не стремилось вмешиваться в демографические
процессы в отличие от некоторых других государств. На Руси не проводились
мероприятия по искусственному стимулированию или сокращению народонаселения. «Народная жизнь, — пишет известный русский цивилист В.Н.
Никольский, — не может вдруг переменить своей субстанции — это дело времени,
долгого исторического развития. Мы знаем, что христианство долго вело борьбу с
язычеством, особенно в семейном быту»[3],
что было оправданным, так как христианская традиция несла в себе черты более
высокой брачно-семейной культуры, впитанной им из истории древних цивилизаций.
Государство по средствам законодательства вторгается во все стороны
уклада семейной жизни, развивая и укрепляя положительные традиции, ставя
преграды произволу мужа в отношении жены и детей, упраздняя языческие обычаи,
противоречащие христианству, что было оправданным, так как христианская
традиция несла в себе черты более высокой семейной культуры, впитанной им из
канонического права. Основной чертой традиционной русской семьи являлось совместное
проживание разных поколений людей, то
есть семья и род были неразделяемыми понятиями.
Поэтому
институт семьи и брака необходимо рассматривать с точки зрения теории
государства и права и на протяжении
всей истории его правового обеспечения. Так как без этого нельзя понять и правильно оценить состояние и
перспективы его развития и тех перемен, которые происходят с наукой
семейного права на современном этапе истории отечественного государства и
права.
[1] запрещаются браки между близкими родственниками, с лицами недееспособными (ст. 14 СК РФ); предусматривается возможность - с согласия вступающих в брак - их добрачное медико-генетическое обследование (ст. 15 СК РФ).
[2] Владимирский-Буданов М. Ф., Обзор истории русского права» М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005
[3] Никольский В.Н.
Обзор главнейших постановлений Петра I в области личного семейного права.
Ярославль,1857г., С. 111.