Н.Н. Коншин, к.п.н.
(г. Смоленск)
Архив
Смоленской области (ГАСО): малоизвестные факты биографии
С.
А. Рачинского
В период
формирования новой аксиологии бытия, актуальной на данном историческом этапе,
эффективному решению практических задач духовно-нравственного обучения и
воспитания может помочь всестороннее осмысление педагогического наследия
прошлого. В конце XIX века одной из ключевых фигур в
развитии духовно-нравственного воспитания был Сергей Александрович Рачинский
(1833–1902) – ученый-ботаник, профессор Московского университета, публицист и
переводчик, учитель Татевской школы для крестьянских детей в Бельском уезде
Смоленской губернии, автор книги «Сельская школа».
Как
свидетельствуют архивные документы от 18 марта 1904 года, народное образование
в Татеве, благодаря просвещенным заботам господ Рачинских и особенно Сергея Александровича Рачинского, было
поставлено очень высоко. Он всегда со всеми своими силами, спокойствием и
всякими средствами принадлежал школе…» [1].
Основные документы семьи
Рачинских хранятся в РГАЛИ, ОР РНБ, ЦИАМ и являются достаточно изученными.
Данное сообщение основано на материалах архива Смоленской области и
приоткрывает некоторые малоизученные стороны жизни и творческой деятельности
С.А. Рачинского.
Формирование
духовно-нравственных представлений и становление педагогических взглядов С.А.
Рачинского прошли несколько этапов, о чем
свидетельствуют автобиография учителя, его публикации, факты биографии
педагога, архивные материалы.
Изученные
нами документы позволяют констатировать, что детей семьи Рачинских, в том числе
и Сергея, крестили во младенчестве в церкви Пророка и Крестителя Иоанна
Предтечи («Ивановской») села Татева, обряд совершил священник прихода Николай
Павлович Макаревский, служивший в этом храме с 1812 по 1851 гг. [2].
Основы
духовно-нравственных представлений родители Сергея Александровича
закладывали в своих детях с малых лет,
о чём свидетельствуют архивные документы [3],
позволяющие также утверждать, что семейной традицией Рачинских являлась
благотворительность.
Занимаясь
Татевской школой, педагог тратил все свои средства на школьное дело, считая,
что «тратить что-либо на себя было бы просто преступлением. Особую поддержку
С.А. Рачинский оказывал детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На протяжении всей своей жизни С.А.
Рачинский не оставлял благотворительной деятельности, а также привлекал
меценатов к делу устройства сельских школ. Анализируя архивные источники, мы
обнаружили, что большую помощь народному просвещению и школам С.А. Рачинского
оказывало семейство Касаткиных [4]
особенно И.Д. Касаткин, будущий архиепископ Николай Японский [5]. Татевский учитель, в свою очередь,
стал попечителем и жертвователем японской церкви. Необходимо сказать, что в
школе С.А. Рачинского обучались дети разных национальностей (русские, японцы,
латыши, поляки), поэтому педагог заботился о воспитании в своих учениках
толерантности, что сегодня является весьма актуальным.
Ко второй половине XIX века педагогические идеи С.А.
Рачинского окончательно сформировались в педагогическую систему. Свою задачу он
видел в воспитании «сердца» ребёнка, в направлении всех его стремлений по пути
«добротолюбия». Реализовать свою педагогическую систему Сергей Александрович
смог в Татеве. Университетский профессор стал школьным учителем и до самой
кончины служил делу народного просвещения
[6].
Педагогическая
деятельность С.А. Рачинского в Татевской школе продолжалась более 25 лет. Его
заботила и проблема учительских кадров в сельских школах.
Идеальной
моделью педагога для С.А. Рачинского являлась его мать – Варвара Абрамовна, а
семейное воспитание ею детей служило действенным ориентиром в педагогической
деятельности сына. Личные качества матери: доброжелательность, милосердие,
любовь к детям, глубокая вера в Бога – служили образцом для подражания, их
С.А. Рачинский взял на вооружение в своей педагогической системе [7].
Его отец, Александр Антонович, научил сына самодисциплине, любви к труду,
уважению к крестьянам, умению ценить народные традиции [8]. Приём
личного примера учителя в Татевской школе органично переходил в традицию
преемственности учительской профессии. С.А. Рачинский сам готовил учителей в
своей школе. В летние или зимние каникулы он проводил с ними общие беседы –
своеобразные педагогические лаборатории, где происходило обсуждение результатов
педагогического опыта начинающих учителей, что поддерживало их, способствуя
самоусовершенствованию.
Важным
положением в педагогической системе С.А. Рачинского являлось участие в
учебно-воспитательном процессе священника – законоучителя. По его мнению, школа
неразделима с церковью и, прежде всего, внушает детям любовь к богослужению,
участию в церковной службе, церковном чтении и пении. Как свидетельствуют
архивные документы [9], в пору
педагогической деятельности С.А. Рачинского в местной церкви с 1851 г. по
1899 г., то есть 47 лет, служил протоиерей Петр Григорьевич Марков, который
плодотворно сотрудничал со школой. После него священником был Петр Лукич
Крылов, служивший в Татевской церкви с 1899 по 1911г. и также много сделавший
для духовно-нравственного воспитания детей.
Научно-методическая
деятельность С.А. Рачинского связана с педагогической публицистикой,
сотрудничеством в журналах «Народное образование», «Русский вестник», «Русское
обозрение», «Смоленские епархиальные ведомости». Главным трудом стала книга
«Сельская школа», выдержавшая четыре прижизненных издания автора. Татевский
учитель разработал собственные методы обучения русскому и церковно-славянскому
языкам, чтению, арифметике, изобразительному искусству, пению в начальной
школе.
Общественно-просветительская деятельность
С.А. Рачинского включала в себя строительство новых школ, а также
общежитий. Не обратил на себя
внимания исследователей тот факт, что С.А. Рачинским были открыты библиотеки
при школах. Методические рекомендации Учёного Комитета Святейшего Синода
касались развития навыков самообразования учащихся церковно-приходских школ, в
связи с чем остро стоял вопрос о наличии в школах библиотечного фонда. Книги
приобретались на казённые деньги, а также на частные пожертвования. В Татевской
школе библиотека формировалась и содержалась в основном на средства С.А.
Рачинского. Так, по свидетельству священника П.Л. Крылова [10], в Татевской школе была «хорошая
библиотека для чтения, в которой, кроме книг, находились выписываемые недорогие
газеты и журналы: "Сельский вестник", "Деревня",
"Русское чтение"». По мнению С.А. Рачинского, чтение давало детям
необходимый духовный опыт, являлось духовно-нравственной ценностью, благотворно
влияющей на душу ребёнка. Отметим, что библиотеки школ комплектовались такими
изданиями, которые полезны читателям любого уровня развития. С.А. Рачинский
считал своим долгом просвещать не только «отроков» школы, но и взрослое
население деревни. Как свидетельствуют архивные документы, обнаруженные нами, татевский учитель не только рекомендовал, что читать, но и
регулярно проводил «богослужебные чтения», «чтения назидательных статей и
рассказов», устраивал беседы по поводу прочитанного или предложенного
слушателями вопроса. Во многом процесс формирования и развития представлений
школьников о мире осуществлялся и с помощью этих бесед. Кроме этого,
формировались читательский интерес и читательские способности.
Также С.А. Рачинским
была составлена карта-проект всеобщего образования в Гжатском уезде Смоленской
губернии для Авраамиевского общества (1896 г.). В Бельском уезде Сергей
Александрович постоянно вёл учёт детей школьного возраста, сирот,
детей-инвалидов. Татевский учитель занимался благотворительностью, а также
привлекал меценатов к делу устройства сельских школ.
Общественно-просветительское направление его деятельности включало в себя
проведение воскресных чтений, участие в выставках и ярмарках. Педагог занимался
и организацией обществ трезвости, а также высказывал в прессе своё негативное отношение
к оккультным явлениям, наносящим вред духовному здоровью молодёжи, что сегодня
заслуживает особого внимания и изучения.
Исследователи подробно не
анализировали роль «Домостроя» в
педагогической системе С.А. Рачинского, а ведь именно через его основы (домашний
быт, его порядок, общественный уклад жизни, нравственное начало, народные
традиции) татевский учитель строил свою педагогическую систему, обращённую к
духовным ценностям и морально-нравственным традициям прошлого. Не идеализируя
«Домострой», С.А. Рачинский использовал в своей педагогической системе
некоторые его положения –
религиозные, семейные, хозяйственные, способствовавшие воплощению в жизнь идеи
семьи, подготовке учащихся к будущей самостоятельной семейной жизни и
профессиональной деятельности, умению применять полученные в школе знания и
навыки на практике. Вместе с тем, принцип «Домостроя» (человек – труд –
нравственность) помогал в постижении духовных и нравственных приоритетов,
формировании духовно-нравственных ценностей личности учащегося. Это касалось и
одежды детей, и пищи, их здорового образа жизни, ведения хозяйства. Таким
образом, ученики С.А. Рачинского входили в самостоятельную жизнь со сложившимся
мировоззрением, со знанием своих обязанностей и прав по отношению к семье,
обществу, государству; у них были сформированы такие нравственные ценности, как
долг, достоинство, честь, патриотизм, скромность, ответственность, трудолюбие,
уважение к другим людям и др. Об этом свидетельствуют статьи самого Сергея
Александровича («Заметки о сельских школах», «Из записок сельского учителя»,
«Церковная школа», «Начальная школа и сельское хозяйство»,
«Церкви и школы», «Школы летом», «Учителя и учительницы»), а также обнаруженные
нами архивные документы, в частности, неопубликованные ранее фрагменты «Отчёта священника
Татевского храма П.Л. Крылова» [11], который пытался выявить
истоки нравственности в учениках С.А. Рачинского. Он писал, что школа
формировала «твердое нравственное воспитание». Характеризуя своих прихожан как
людей нравственных, о. Пётр отмечал простоту их нравов, «жизнь дедовскими
обычаями и преданиями». По признанию священника, население Татева жило
«авторитетом отцовской власти»: «семейные узы крепки», «весьма редки случаи
измены супругов и расходы их», «случаев незаконнорождений почти не бывает»,
«пьянства, в полном смысле этого
слова, нет», «все живут мирно, спокойно,
не обижая друг друга».
Этот
архивный документ важен для общей оценки педагогического наследия С.А.
Рачинского, так как священник говорит о своих прихожанах, бывших учениках Татевской
школы, их родителях и детях, характеризуя их как высоконравственных людей.
Учитывая, что Сергей Александрович начал учительствовать с 1875 года, то его
бывшим ученикам в 1904 году могло быть в среднем от 18 до 40 лет. Среди
выпускников было много талантливых людей: учителей, художников, врачей, священнослужителей.
Таким образом, выявленные нами документы, хранящиеся в ГАСО, свидетельствуют о связи педагогической деятельности
татевского учителя со становлением отечественной педагогической науки, а его
жизнь – пример преданности делу просвещения и воспитания крестьянских детей.
Дальнейшее исследование архивных материалов может
быть связано с изучением и научной
разработкой отдельных сторон деятельности С.А. Рачинского как поэта,
переводчика, публициста.
Источники:
1.
Государственный
архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 391. Оп. 1. Д. 2. Лл. 165 об. – 166
об.
2.
ГАСО.
Ф. 391. Оп. 1. Д. 2. Лл. 174, 177.
3.
ГАСО.
Ф. 391. Оп. 1. Д. 2. Лл. 160 – 160 об.
4.
ГАСО.
Ф. 391. Оп. 1. Д. 1. Лл. 23 об., 28, 38 об.
5.
Там
же. Лл. 23 об., 41.
6.
Там
же. Лл. 155, 157, 157 об., 158, 159, 160-161, 165 об., 166-166 об., 172 об.
7.
ГАСО.
Ф. 391. Оп. 1. Д. 2. Л. 160 об.
8.
Там
же. Лл. 160.
9.
Там
же. Лл. 165, 178.
10. Там же. – Л. 168.
11. Там же . – Лл. 165, 168, 177 об., 178 об.