Гаухар Касымбекова

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМПАТИИ

 

Большинство исследователей эмпатию определяют как особый способ понимания другого человека, как способность одного встать на позицию другого, понимать и учитывать его точку зрения. При воз­действии людей друг на друга необходимо умение считаться друг с другом и взаимопонимание, без которых невозможно наладить совместную де­ятельность.

Вопрос о понимании позиции другого получил отражение в ра­ботах ряда психологов, социологов и ученых, исследующих проблемы этики взаимоотношений людей.

Психолог и социолог Вильгельм Дильтей считал, что предметом психологии является исследование "понимания". Согласно распрост­раненным в его время взглядам, понимать чужую мысль или событие может только тот, кто когда-то испытывал все это на себе» В результате "понимание" одновременно трактовалось и как процесс переживания. В.Дильтей вывел понятие "чужая психология" из наблюдений над собс­твенным внутренним миром /14/, /15/.

Такой подход был основан на том, что чужую психику (процесс, состояние) можно познать только пу­тем сравнивания и идентификации. Такой метод познания чужой пси­хики в то время был в какой-то мере оправданным, но стремление В. Дилътея вывести источник (генезис) продуктов психической деятель­ности, называемых культурой, исходя из анализа внутреннего мира субъекта, оказалось неудачным. Бесспорно, вся культура (включая и социальные нормы) является продуктом психической деятельности многих поколений, но восстановить генезис этого процесса почти не­возможно. В результате В. Дильтей был вынужден отказаться от этой позиции; он предпринял поиски понимания психики других людей в объективированных продуктах духа (т.е. знаках, социальных нормах, орудиях труда и др.). Под объективированными продуктами духа (т.е. тем, что принято называть иде альным, Э.В. Ильенков /6/), В. Дилъ-тей понимал некоторый эталон или третью духовную инстанцию. Для того, чтобы один индивид мог понять внутренний мир другого, необ­ходимо, до мнению В. Дильтея наличие третьей духовной инстанции многообразных продуктов,"... посредством которых объективируется в чувственном мире то общее, что существует между индивидами.../15, с.208/.

Таким образом, мир культуры каждый индивид познает тогда, когда он научится относиться к самому себе как к другому человеку. Тезис о познании чужой психики по аналогии с собственной дополняется возможностью познать ее путем сравнения себя с другими людь­ми.

Хотя позиция американского социолога Чарльза Хортона Кули и отличается во многом о г позиции В. Дильтея, однако, он также считает, что каждый человек познает себя через другого. Кули сформулировал теорию зеркального "Я", согласно которой представление человека о самом себе, идея "Я" складывается под влиянием мнений окружаю­щих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой оценивает меня и связанную с этим самооценку /16/.

Американский психолог Т.Шибутани отмечает, что Кули уделял исключительное внимание трактовке эмпатии, так как полагал, чтс эм-патия - это"... ключ к пониманию поведения человека в его взаимоот­ношении с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологи­ческом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком. /15, с.489/.

Подтверждение к вышеприведенным словам Ч.Кули мы нахо­дим в работах С.Л.Рубинштейна. «Обычное представление о субъекте познания как чисто индивидуальном, только единичном существе,- пи­сал он, - фикция. Реально мы имеем два взаимосвязнных отношения - человек и бытие, человек и другой человек (другие люди)». /11, с, 256/.

если первое отношение определяет существование человека, то второе - его сущность. Первое отношение становится человеческим только через отношение "человек-человек". Формирование человеческого "Я" в процессе реального взаимо­действия индивида с другими людьми было исследовано американс­ким социологом Джорджем Гербертом Мидом /16/, /108/.

Дж.Мид счи­тает, что самосознание - это процесс практического взаимодействия индивида с другими людьми."Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других членов дан­ной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он входит в свой собственный опыт как "Я" или как индивид не прямо и непосредственно..,, а только став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе дру­гих индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены" (цитируется по /5, с. 36-37/). Чтобы успеш­но взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть ре­акцию партнера по общению на то или иное свое взаимодействие.

Интересно отметить, что Л.Г. Ионин, в одной из своих работ /7с. 15-86/ рассматривая взгляды В.Дильтея, Ч.Куля и Дж.Мида на сущ­ность эмпатии в социально-психологическом плане, определяет их как представителей "понимающей социологии". С идеей В. Дильтея в той или иной мере созвучны взгляды аме­риканского психолога А. Маслоу, посвященные так назы­ваемой гуманистической психологии /2/, /33/.

Хотя представители дан ного направления не исследуют собственно эмпатию, но их положе­ние о том, что необходимо изучать психику в плане отношения одного индивида к другому, учитывать его мысли и психические состояния, представляется принципиально важным и для нашего исследования. Почти повсеместно эмпатия изучается преимущественно в плане межличностных отношений. Библиография поданному вопросу превы­шает сотни названий. (См. обзор, данный Т.П. Гавриловой/4/,/5/).

Совершенно очевидно, что все имеющиеся в этой области исследова­ния изучают собственно эмпатию, т.е. явление эмоциональной окра­шенности как сопереживание и сочувствие другому, как стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная приро­да ее проявляется в том, что ситуация другого человека не столько продумывается, а сколько прочувствуется. Исследователи, интересующиеся проблемами этики (А.Смит /11/ и др.) изучали, в основном, эмоциональную сторону эмпатии, т.е. взаимосочувствие и взаимосострадание людей друг другу. К.Роджерс, которого считают одним из тех, кто ввел понятие "эмпатия" в психоло­гию, пишет:"Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир друго­го человека и пребывание в нем "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, к страху или гневу. Это означает временную жизнь - другой жизнь..." /12/.

Что касается видов эмпатии, связанных с "пониманием", то этот вопрос почти нигде не освещается за исключением исследований Р.Даймонд /101/, Ю.Бронфенбреннера /13/ и С.Махони /14/ за рубе­жом, а также М.М.Муканова /9/, /10/ в отечественной психологии. Однако следует заметить, хотя указанные зарубежные исследовате­ли рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, предвидеть реакцию и предсказать ответы друг другу, в то же время отмечают, что свойства связанные с эмоциональной чувстви­тельностью облегчают процесс понимания. В частности, Р.Даймонд считает, что люди эгоцентричные, как правило, не обладают эмдатией. Кстати, такой же позиции придерживается и О.К.Тихомиров. Он скло­нен отнести все то, что противоположно эгоцентризму, к тому, что мы

называем эмпатией. /12, с. 140-150/.

Если считать, что для эгоцентризма характерна тенденция не принимать чужую точку зрения, то противоположный процесс следу­ет назвать "пониманием". Однако термин "понимание" слишком многозначен. С точки зрения А.А.Брудного, он насчитывает семь значений. Из них наиболее близким к смыслу термина "эмпатия" мы считаем второе его значение, т.е. способность прогнозировать. "Некто "У" высказал свои намерения, а "X" предположил, какие действия за этим высказывани­ем последуют. Если предположение "X" правильно, это означает, что он понял высказывание и намерения "У". /12 , с. III/. В подобном кон­тексте "понимание" следовало бы заменить более конкретным терми­ном "эпатия".

М.М.Муканов проблему эмпатии рассматривает в контексте ис­следования традиционального рассудка, что вызвано: во-первых, кри­тикой концепеции З.А.Лефевра и его последователей относительно природы рефлексивных процессов; во-вторых, потребностью обозна­чить ту сторону психики, которая противоположна эгоцентризму. В своих работах В.А.Лефевр и его последователи в качестве ил­люстрации рефлексии приводят примеры, которые в действительнос­ти, по мнению М.М.Муканова, не характеризуют это явление, а отра­жают эмпатию. М.М.Муканов за рефлексией оставляет содержание обращенности субъекта к своему внутреннему миру. Трактуя эмпатию в плане оценки морального потенциала человека он пишет, что дейст­вие индивида морально (или аморально), если оно вызывает ту или иную реакцию (оценку) окружающего./9/. Понятие "мораль" (по край­ней мере в психологическом плане) связано с оценкой деятельности, поведения и поступков людей. Каждый индивид может не только встать на точку зрения другого, но и одновременно оценивать его пози­цию, поступки и высказывания. Причем такая оценка осуществляется в плане соотвествующей морали. Чтобы обозначить это содержание эмпатии М.М.Муканов впервые в психологию вводит понятие "оценоч­ная эмпатия".

Оценочная эмпатия, в отличие от эмоциональной, относится к разновидности "понимающей" эмпатии, хотя имеет этическую окра­шенность,

Г.М.Андреева, рассматривая механизмы взаимопонимания в процессе общения, пытается развести близкие по содержанию поня­тия: идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация обозна­чена как один из самых простых способов понимания другого человека через употребление себя другому.

С таким определением идентификации согласны большинс­тво исследователей, хотя мы склонны думать, что идентификация достаточно сложный процесс.

"Любой чувственный или мыслительный процесс в другом орга­низме может быть выведен из структуры, ситуации, истории и пове­дения только тогда, когда подобный чувственный и мыслительный процесс связывается нами или был связан с подобной структурой, ситуацией, историей и поведением в отношении нас самих. И веро­ятность заключения будет пропорциональной степени их похожести"-считает Д.К.Адамс. Мы судим о поступках других людей по аналогии. У человека формируются обобщенные знания, постепенно накаплива­ется жизненный опыт, и как дальше пишет Д.К.Адамс, -"... всякий раз, когда один человек воспринимает другого, происходит сопоставление признаков, присущих воспринимаемому человеку с образцами - обоб­щениями, которые имеются в опыте воспринимающего"./3/ Видимо, простота способа понимания другого человека через уподобление себя к нему, как раз заключается в том, что выводы делаются обыч­ным силлогическим путем, не требуя сложных умственных действий. Подтверждение к сказанному мы находим и у С.Л.Рубинштейна: "... накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения, развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, и формирует у него способность к интуитивному познанию пос­ледних"/11, с. 180/.

Что касается рефлексии, то нередко обнаруживаем разночте­ние. "В социальной психологии, - пишет Г.М.Андреева, - под рефлек­сией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению"./5, с. 145/.

Рефлексия ею рассматривается как сложный своеобразный удвоенный процесс зер­кального отражения друг друга. Другой исследователь И.С.Кон рас­сматривает ее как "глубокое последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, о отражается внутренний мир первого "исследователя" /8, с 110/.

Е.Э.Смирнова и АЛ.Сопиков рефлексию рассматривают как от­ражение внутреннего мира другого человека и этот внутренний мир сам уже не может содержать чей-либо внутренний мир. Но указанные авторы при этом приводят примеры, чаще всего характеризующие эмпатию. /11/.

Большой интерес для нас представляет взгляд Г.М.Андреевой на природу эмпатии. Она считает, что эмпатия это "не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоцио­нально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противо­поставлена пониманию в строгом смысле этого слова; слово «пони­мание» используется в данном случае лишь метафорически : эмпатия есть эффектное "понимание". /5/.

Как видно из определения, Г.М.Андреева делает основной упор на эмоциональную сторону эмпатии. Сравнивая механизм эмпатии, с механизмом идентификации подчеркивает не только сходство, но и их различие. Сходство заключается в том, что "и там, и здесь присутству­ет умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения". Далее указывается на их различие. "Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения, не обязательно означает отождест­влять себя с этим человеком" /5, с. 144/.

Обсуждая вопрос как конкретно проявляется идентификация и эмпатия по отношению к другому, Г.М.Андреева разъясняет: "Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело понять партнера по общению, встав на его позицию, дейс­твуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему»./5, с. 145/,

Мы привели на­иболее информативную для нас часть высказываний Г.М.Андреевой, чтобы еще раз подчеркнуть, что она так же как и многие другие выше указанные исследователи, не обозначает более четко границы поня­тий «идентификация», и "эмпатия". В приведенных рассуждениях речь скорее всего идет об эмпатии как сочувствии и эмпатии, где момент сочувствия и сопереживания может отсутствовать. Так как идентифи­кация - это, в конечном счете, отождествление себя с другим (други­ми), думается для нее наиболее характерно рассуждение: "Я такой же как другой», либо "Тот, другой такой же как я". (Или "Я подобен ему", "Он подобен мне").

Вышеприведенный краткий анализ литературы позволяет утверждать, что проблема эмпатии изучена недостаточно. Способ­ность к эмпатии является непременным условием понимания, позна­ния и взаимодействия между партнерами по общению в их совместной деятельности.

Хотя проблема эмпатии становится все более актуальной, до последнего времени никто не попытался классифицировать разные ее виды. Нами предприняты первые шаги в этом направлении. Классификация и характеристика отдельных   видов эмпатии. Исходя из психологической природы эмпатии, ее можно класси­фицировать следующим образом:

1. В зависимости от того, к какой стороне (или компонентам) пси­хики другого человека относится эмпатия, ее можно делить на:

а)  эмоциональную или собственно эмпатию. Она, в свою оче­редь делится на эмпатию как сопереживание, эмпатию как сочувствие. Как показали исследования Т.П.Гавриловой, в дошкольном и младше-школьном возрасте преобладает сопереживание, а с подросткого воз­раста интенсивно развивается сочувствие /22/. Значительной заслугой Т.П.Гавриловой является то, что она дала обстоятельный анализ по данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии /21/.

б)  Когнитивную эмпатию - способность одного человека пред­видеть замысел другого. Этот вид эмпатии был исследован Даймонд /101/, М.М.Мукановым /10/. Иногда когнитивную эмпатию обозначают как эмпатию познавательную /12/.

в)  оценочную эмпатию - способность одного оценивать свои действия, высказывания или личностные качества с позиции друго­го. Наличие оценочной эмпатии, как уже сказано ранее, обосновано М.М.Мукановым /9/.

2.   Эмпатию можно различать по глубине протекания. Оцен­ка действий или поступков другого человека (это можно сказать и о собственных действиях и поступках) с позиции "Я" или "Я так ду­маю" есть простой случай эмпатии (первый уровень глубины). Но если такая оценка сама уже включает оценку другого, то глубина увеличивается. Это уже не просто знание или понимание другого, а понимание и того, как этот другой, в свою очередь понимает его самого, М.М.Муканов изучал когнитивную и оценочную эмпатию до трех уровней ее глубины /9/,/10/,/11/. Наличие эмпатии более чем первого уровня глубины (второй и третий) может быть признаком раз­витой способности к эмпатии.

3.  Эмпатию можно различать по длительности протекания. Она может быть:

а. кратковременной (или ситуативной);

б. долговременной (или длительной).

Кратковременная эмпатия рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в ходе которого человек встает на позицию или ставит себя в положение другого. Долговременная эмпатия протекает в течение сравнительного долгого времени и ее осуществ­ление может потребовать от человека долгого размышления (обдумы­вания доводов "за" и "против"). Долговременная эмпатия может сос­тоять иногда из множества действий, подчиненных одной цели.

4. Характер деятельности человека, в том числе профессио­нальной, накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения людей, вырабатывая специфические особенности эмпатии. Деятель­ность состоит (складывается) из множества ситуаций, в которые вклю­чен человек. Например, деятельность руководителя, юриста, педагога и других. В таких случаях можно говорить о профессиональной способ­ности к эмпатии.

Большинство руководителей выступают не только как админист­раторы, но и как наставники и воспитатели, знающие душу своих подчиненных, способные прийти на помощь. Несомненно, умение ру­ководителя встать на позицию подчиненного, понять и учитывать его точку зрения, даст возможность оптимально использовать его знания и способности, что способствует успеху служебного общения и взаи­модействия между ними.

Итак, специфика эмпатии руководителя связана с учетом сос­тояния, позиции, интересов и точки зрения подчиненных для управ­ления их деятельностью и мобилизации на выполнение производст­венных задач.

Действие работника в области юриспруденции, в частности, следователя, напоминает в известной мере описанный случай, однако своеобразие эмпатии следователя состоит в том, что он прежде чем прийти к определенному выводу относительно характера содеянного, должен понять замысел допрашиваемого лица, мотивы его поступка, в этом случае эмпатия следователя направлена на установление исти­ны и представляет собой сложный интеллектуальный акт.

Эмпатия педагога также имеет свою специфику. Эта специфи­ка состоит в том, что работа педагога связана с воздействием на вос­питанника с целью формирования его личности. Действенность и ре­зультативность обращения педагога к воспитаннику зависит не только от характера обращения, от предыдущих взаимодействий с ним, но и от того, что С.Л.Рубинштейн называл "внутренними условиями». Пе­дагог строит свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения, считаясь с его внутренней позицией.

В каждой из названных (и множество не. названных, включая различные виды кооперативной и конкурирующей игр) сфер деятельности, эмпатия имеет свой оттенок, свою специфику. Существенное отличие эмпатии в сложных формах деятельности человека заключа­ется в том, что ее проявление будет зависеть от конкретной ситуации. Таким образом, мы попытались классифицировать различные виды эмпатии и охарактеризовать их. Но ни в коем случае не пре­тендуем на то, что сумели охватить все ее виды. А также допускаем возможность классификации эмпатии по другим критериям./1./

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1)     «Личность» «Тұлға» пс.ғ.к., профессор Р.Б. Қарамұратованың 60-жылдығына арналған жинақ. Өскемен, 2007-243б.

2)     Анциферова Л.И. Психология самоактуализирущейся лич­ности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии.-1973.- №1 -С.173-180.

3)     Брудный А.А. Понимание как филосовско-психологичес проблема // Вопросы философии.-1975.- №10.- С.109-117.

4)     Гаврилова Т.П. Понятие эмпатия в зарубежной психолог Вопросы психологии. -1975. - №2. - С. 147-159.

5)     Дильтей В. Понимающая психология. Мысли об описат* ной и расчленяющей психологии // Хрестоматия по истории психе гии. - МГУ. - 1980. - С. 258-285.

6)     Ильенков Э.В. Проблема идеального// Вопросы философия, -1979.№6. - С. 128-140.; -№7.-С.145-158.

7)     Ионин Л.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ.-М., 1979.

8)     Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978.

9)     Паск Г. Обучение как процесс создания системы управления// Сборник "Кибернетика и проблемы обучения".- М.-1970.-С. 25-85.

10)Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.

11)Спенсер Г. Основание психологии.- Спб.-1876.- Т. 3-4.

12)Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологи (перевод с английского). - М., 1930.

13)Maslow A.H. Existential Psychology - What is in it for Us? // In "Existential, Psychology". - N.Y. - 1969.

14)Mahoney S.C. The literature empathy test development of a pro­cedure for diferentiating between "good empathizers" and "poor empathiz-ers'7/Diss. ab. str., -1960

15)Mead A.H. The philosophy of the present. - Chicago, London. 1932.