Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования, преподаватель английского языка высшей квалификационной категории

Татьяна Викторовна Нестеренко

Екатеринбургское Суворовское военное училище

 

Визуальная среда на уроках иностранного языка

 

 

Современный урок является феноменом культуры, как минимум, в трёх плоскостях. Во-первых, само пространство класса, внешний вид учителя и учащихся, их речь, стиль общения должны являть собой образцы современной культуры. Этот аспект урока становится тем важнее, чем реже сталкиваются ученики с подобными проявлениями культуры в повседневной жизни.

К сожалению, следует признать, что сегодняшний семейный быт, стиль и манеры поведения взрослых и сверстников, речевой фон, формы общения – всё то,  с чем большинство наших детей не просто сталкиваются ежедневно, а что по сути является своеобразной «развивающей» и «воспитывающей» средой – не может не внушать ужас воспитателю.

Школа, урок, учитель остаются теми редкими (если не уникальными) явлениями нашей жизни, сталкиваясь с которыми, ученик не просто встречается с культурными образцами (как, например, в театре или музее), но активно взаимодействует с ними, осуществляя свою ведущую деятельность. Это даёт уроку, учителю уникальный шанс реализовать свою воспитывающую функцию несравнимо более эффективно, нежели на специальных «воспитательных» мероприятиях.

Во-вторых, содержание образования само является отражением социокультурного опыта. Между тысячелетним опытом человечества в той или иной сфере познания и учеником стоит реальный носитель этого опыта – учитель. И может так случиться, что такого эффективного посредника ученик не встретит за всю свою последующую жизнь.

Безусловно, культурное движение к знанию – не только и не столько цвет штор в классе или грамотная речь учителя, и даже не блестяще отобранный учебный материал, а само построение урока, его технология – вот главные проявления культуры на уроке. Однако, создание комфортной визуальной среды на уроке также занимает очень важное место в системе обучения.

Уже стало педагогической банальностью положение о том, что школа, период ученичества для ученика – это не подготовка к жизни, а сама жизнь, её самый значительный в плане самоопределения и самоактуализации этап.

Что же такое «комфортная» или «некомфортная» визуальная среда? Некомфортная – это такая среда, где создано агрессивное видимое поле. Агрессивные поля изобилуют прямыми линиями, клетками, полосками. Из такой среды хочется поскорее «выскочить». Когда к ней приближаешься, она наваливается и давит. Смотреть не на что, и раздражает глаз.

Теория видеоэкологии, созданная доктором биологических наук Василием Филиным, находит всё больший отклик в душах и сердцах людей самых разных специальностей: врачей, биологов, социологов, психологов и, конечно, учителей.

Москвичи рвутся на дачи, привычно продираясь через пробки и переполненные электрички. Непреодолимое стремление оказаться подальше от московской квартиры – не мода и не синдром массового помешательства. Это естественная потребность, вызванная желанием убежать от агрессивной визуальной среды, окружающей человека в городе. По данным социологических опросов, 32 процентам москвичей их район откровенно не нравится, 72 процента ответили, что готовы переехать оттуда куда-нибудь. Центральные районы гораздо престижнее – жители Бутова хотят переехать в центр, хотя воздух там намного хуже. Люди готовы жертвовать экологией, лишь бы получить комфортную визуальную среду.

Как же объяснить это явление с точки зрения физиологии? Глаза двигаются минимум 2 раза в секунду. Эти быстрые движения получили название «саккады» - от французского слова, обозначающего хлопок паруса. Они автоматические – как дыхание, биение сердца. Когда глаз после саккады не может на чём-то остановиться, это плохо. Так происходит, когда визуальная среда слишком однородная (гомогенная), в ней мало деталей или, наоборот, когда деталей много, но они одинаковые. Глаз не любит прямых линий. Клеточки, полосочки – это сильнейший зрительный раздражитель. Прямые углы – за них трудно зацепиться. За острый угол зацепиться легче, если он ещё обращён вверх – то совсем легко. То есть башенки в архитектуре имеют огромный смысл. Вредны большие плоскости. Если поверхность большая и голая, равномерно освещённая или окрашенная –  совсем плохо. Если глаз делает саккаду на голой стене – это бедствие. Огромный дискомфорт, похожий на ощущение, когда идёшь по улице, и нога вдруг куда-то проваливается. Агрессивная среда – сильнейший раздражитель, он в прямом смысле «бьёт по мозгам». Он в состоянии вызвать эпилептический припадок. В городах большое число близоруких людей, особенно детей. Если в окружающей среде допущены ошибки, резко повышается количество психических заболеваний, возрастает беспричинная агрессивность, подавленность, озлобленность, криминогенность.

Человек, живущий в типовом доме, ученик, обучающийся в типовом классе, получает все эти зрительные вредности в полном объёме, испытывает огромную нагрузку на психику. Таблицы, стенды, классная доска, даже интерактивная, экран монитора, портреты великих людей, жалюзи – всё это прямые линии. Подвесные потолки сокращают пространство, евроремонт – такая беда… Полосы панелей, линолеум в клеточку или такая же паркетная доска, одинаковые горшки для цветов, типовые стенды – всё это наносит непоправимый вред молодому организму.

Как же спастись от всего этого? Создать комфортную визуальную среду хотя бы внутри класса. Цветы, картины, оформление доски, выставки и яркие презентации, украшенная ёлка на Новый Год, яркие цветы весной, всегда что-то удивительное на уроке, новая, оригинально оформленная информация на стендах, сообщения об экзаменах на объявлении в виде цифры пять, поздравления с Днём Защитника Отечества с использованием кадетского креста, поздравления в день Святого Валентина в форме сердца, стенные газеты в виде башен Кремля, Биг Бен, Статуи Свободы – всё это в сочетании с тёплой, дружеской, деловой атмосферой на уроке, а также с применением инновационных педагогических технологий будет сопутствовать успеху в обучении. В такой класс ученики всегда будут приходить с радостью и вспоминать его будут только с удовольствием.