Белькова
А.В.
Донецкий областной краеведческий музей, Украина
Православно-языческое двоеверье
в Киевской Руси
Дохристианское мифологическое сознание не
знало разделения мира на естественный и сверхъестественный. Для него
существовал единый природный космос, который как мир порядка,
противопоставлялся хаосу, миру беспорядка. Фактически это было
противопоставление „свой” мир - „чужой” мир, освоенный мир - мир
враждебной неосвоенной природы. Четких
границ между человеческой и природной
сущностями не было. Всемирный порядок находит свое выражение в
образе дерева. Его крона
символизирует мир богов (Правь), ствол - мир людей (Явь), корни - потусторонний
мир (Навь). Космос мыслится созданным из четырех первичных стихий - ветра,
воды, земли и огня. Древнерусской культуре присуще отсутствие четкого
противопоставления души и тела,
которое характерно для
христианства. Проявлением этого является представление, что у человека
не одна, а четыре души. Душа, что „понимает” видимый мир отождествлялась с головой и в первую
очередь с глазами. Душа, что „ощущает” невидимый мир, связана с сердцем. Душа, как
вегетативная сила отождествлялась с „утробой” и, наконец, четвертая душа - это та, которая остается
после смерти. Отсутствие четкого разделения „душа – тело” отразилось на понимании акта
творения как акта упорядочивания, а не
сотворения всего из ничего.
Среди специфических черт мифологии
выделяется всеобщее очеловечивание
окружающей среды. Наши предки хорошо ощущали, что человек есть часть
природы. Обожествление природы - их важнейший мировозренческий принцип. Люди
поклонялись воде, огню, небесным
светилам, рощам, отдельным растениям и
животным.
Целостность мифологической системы была
разрушена при христианизации, но древние представления об упорядоченном мире, о
человеке, как единстве духовного и телесного начал, повлияли на характер
философской мысли на более высоком уровне развития общества.
Утверждение христианства на нашей земле –
сложный процесс, который растянулся на много веков. Одним из его этапов было
длительное сосуществование христианства и язычества. Это православно-языческий
синкретизм или двоеверье. Двоеверье определяется не только, как противостояние
и смена религий, но и как встреча двух вер, двух мировоззрений. Произошло
смешение (контаминация) христианских и языческих божеств. Например, Род слился
с Богом-отцом, Перун – с Ильей-пророком, Мокошь – с Богородицей. Многие
языческие праздники стали христианскими.
В раннехристианской культуре Киевской Руси
взгляд на бога был очень близок языческому, мифологическому. Образ Бога
максимально натуралистичный, он принадлежит „этому” свету и лишен признаков
сверестественности. Первые христианские храмы посвящались святой Софии.
Фактически она была сродни языческой богине. Например, в Софии Киевской сначала
были как христианские, так и языческие обряды.
Митрополит Илларион, Климент Смолятич и
другие теоретики киевского христианства пропагандировали христианство не как
знание истины, а как „жизнь в истине”, пропагандировали веру как „ощущение сердца”. Такой способ мировоззрения является
„софийно-гуманистическим” и опирается на платоновско-византийские традиции. Мир
мудрости, мир Софии мыслился как мир „преподобности”, уподоблению низшего
высшему. Мудрость при этом – постижение высшего, но не ради знания истины самой
по себе, а во имя бытийного вхождения в мир жизненных ценностей. Она не только
слово, но и дело.
„Софийное” мировоззрение было наиболее
подходящим древнерусской ментальности главным образом потому, что
ориентировалось на человека „как меру всех вещей”, на поиски правды,
диалектично помогало дальнейшему развитию языческих попыток одухотворения
материальной жизни и материализации духовного.
Сердце для теоретиков киевского
христианства – орган веры. В „Поучении” Владимира Мономаха и других памятниках
древнерусской письменности содержится призыв верить „всем сердцем и всей
душой”. Сердце выступает центром,
благодаря которому человек приобщается к Богу. Акцент на роли сердца становится
традиционным для украинской философской мысли [1,2].
В памятниках древнерусской литературы
человек понимается, как избранный Богом посредник между миром и Богом.
Способность думать объединяет его с Богом, а наличие тела – с материей. Человек
имеет две природы – телесную и духовную, человеческую и божественную. Однако
эти природы мыслились как единое. Человек не душа, ни тело. Он есть третье по
отношению к ним, он целостность, единство. „Изборник” 1073 года содержит учение
о теле человека, состоящего из четырех стихий (воды, воздуха, земли, огня), но
нельзя сказать, что тело – лишь огонь или вода, оно состоит из них. Душа –
простое неразрывное целое, не состоящее из элементов.
Высокое предназначение человека связано с
сотворением его по образу и подобию божьему. То, что человек создан по божьему
„подобию” означает свободу его воли и стремление к добру, по божьему „образу” – означает бессмертье и
нетленность. Человек бессмертен, как Бог, поскольку наделен божьей душой и
благодатью.
Таким образом, на нашей земле
сформировался синкретический христианско-языческий славянский вариант
религиозности. Это обусловило возникновение собственного, отличного от
западного и восточного религиозно-мировоззренческого идеала. Возникла софийная
картина мира, согласно с которой развивается общественная мысль.
Литература
1.
Горський В.С. Історія української філософії. Київ: Наукова думка.- 1996.-
285с.
2.
Тарасенко М.Ф. Історія філософії України. Київ: Либідь.- 1994.- 412с.