Педагогические
науки/5. Современные методы преподавания
Гаджиева З.Ш.
Даггоспедуниверситет, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
О сущности
музыкального искусства и механизмах его воздействия на природу человека задумывались
еще в Древней Греции. Античные философы
в своих трактатах передали нам свое представление о значении музыки и ее
функциях в обществе. Создать мелодию в верном ладу и ритме и дать ей жизнь
посредством верно подобранного инструментария – значило осуществить первый шаг
к гармонии с самим с собой, с другими и с окружающим миром. Обретению понятия
катарсиса, как очищения души искусством, мы также обязаны им.
Активное
развитие музыкально-психологической теории и практики началось в 20 веке. Одним
из наиболее значимых стало исследование
Э.Курта «Музыкальная психология. Области и границы музыкальной психологии».
Согласно авторской позиции,
определяющими для развития психических функций, являются различные
проявления звуковой материи (2).
Большое значение
для дальнейшего развития научной мысли, в частности в вопросе изучения влияния
звуков на физиологические характеристики человека, имела тонпсихология
(Г.Гельмгольц, К.Штумпф).
Позже
французские исследователи М.А. Гильо и Ж. Жоста доказали, что общение с музыкой
развивает слух, прививает наблюдательность, активизирует воображение.
В русле
применения музыки как стимулирующего и регулирующего психическую деятельность
компонента работали такие ученые, как Ж.Альвин, В.Н.Мясищев, А.С.Готсдинер и
др.
В работах
Б.М.Теплова, Г.С.Тарасова, Н.В.Ветлугиной было показано, что исходное отношение
личности к музыке есть отношение к ней как эмоционально-содержательной речи, а
не как к чисто акустическому явлению.
Воздействие
музыки на психическое состояние человека раньше других искусств было
подвергнуто научному исследованию. Музыка – искусство прямого и сильного
эмоционального воздействия. «Музыкальное произведение вызывает в человеке,
который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение
и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую
основу искусства музыки», - говорил Л.С.Выготский (1). Однако эмоциональное в
искусстве не отделимо от познавательного. Помимо интонаций, музыка обладает
логической формой, структурой и развитием которой управляют общие законы
логического мышления. Поэтому музыкальное воздействие характеризуется единством
эмоционального и познавательного элементов.
Возможности
музыкального искусства в коррекции различных нарушений как психического, так и
физиологического характера всегда привлекали внимание исследователей.
Сегодня мы можем
констатировать возрастание интереса к области арттерапии, музыкотерапии и
объяснение этому в первую очередь связано с осознанием неограниченного
потенциала музыки в воздействующем влиянии на психофизиологию человека. В
настоящее время выделяется два основных подхода применения музыкальных
произведений в психотерапии: функциональный и рецептивный. Сущность первого
состоит в том, что музыка выступает фоном для лечебного воздействия, с целью
усиления психотерапевтического эффекта. Музыкальное воздействие здесь связано с
возможностью повышения внимания, достижения состояния релаксации, снижения
эмоциональной напряженности, расцвечивания палитры настроения и др. Второй подход
связан с целенаправленным восприятием музыки в различных условиях, что
способствует пробуждению самосознания личности. Используемый в этом подходе
прием вызывания перемен в физическом состоянии получил название
«звукосмыслотерапии».
Музыкотерапия
используется и как вспомогательное средство, и как самостоятельный вид лечения.
Она выполняет регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную,
воспитательную и т.д. функции. Благодаря своей полифункциональности,
музыкотерапия способна оказывать комплексное
воздействие на человека.
В широком
спектре исследований, связанных с коррекционными возможностями музыкального
искусства, целесообразно выделить ряд обособленных направлений:
- использование
музыки в коррекции различных психологических состояний;
- релаксирующее
и, напротив, тонизирующее воздействие музыки;
- коррекция и
реабилитация различных нарушений психофизиологичес-кого развития детей;
- коррекция
личностных нарушений, эмоционально-волевой сферы, отклоняющегося поведения и
т.д.
Особенно актуальной
представляется разработка проблем связанных с использованием музыки в
коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По различным
статистическим данным в системе общего образования России таких детей
насчитывается от 11% до 25% от их общего числа. Особые образовательные
потребности этих детей предполагают индивидуальный дифференцированный подход в
процессе организации музыкальных занятий с ними, в применении форм и методов
музыкальной работы.
Отдельной
строкой в системе образования должны быть выделены школы-интернаты I-VIII видов, для детей с нарушенным развитием. Специфика образовательного
пространства школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии предъявляет особые требования к музыкальным
занятиям с учащимися. Музыкотерапия в таких образовательных учреждениях может
использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе в разных формах:
простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных
случаев, прослушивание музыки с последующим ее обсуждением в группе и т.д.
Вполне приемлемы также такие формы активной музыкотерапии, как исполнение
музыки на инструментах, пение (вокалотерапия), исполнение танцев под музыку,
сочинение музыки (терапия творчеством). Одним из действенных методов в работе с
нетипичными детьми, является метод музыкальной графики – рисование под музыку,
который улучшает внимание, активизирует самостоятельность, успокаивает.
Ширится сеть
центров реабилитации и коррекции нарушенного развития детей и подростков.
Музыка в системе реабилитационных мероприятий
в таких заведениях подчас становится единственным каналом коммуникации
для малолетних пациентов с грубыми и множественными нарушениями развития.
Краткий экскурс
в обозначенную проблематику позволил обозначить некоторые акценты в дальнейшем
исследовательском поиске. Сегодня мы
стоим на пороге человеческого знания о возможностях, сущности и механизмах
коррекционного воздействия музыкального искусства на природу человека.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Выготский Л.С.
Психология искусства. – М., 1988. – 211 с.
2.
Курт Э.
Музыкальная психология. Области и границы музыкальной психологии // Homo musicus 95. – М., 1995. – С.12-19.