Педагогические
науки/5 Современные методы преподавания
Джалилова З.З.
Дагестанский государственный педагогический
университет, Россия
(кафедра теории и истории музыки и методики
музыкального образования)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Проблема общения как проблема
воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга,
умения откликаться на переживания другого человека становиться в настоящее
время предметом пристального внимания педагогической науки и образования.
Организация и методика общения на
уроках музыки является одной из актуальных проблем и мало разработанных
педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что сам феномен общения
является предметом многих наук – психологии, педагогики, педагогики искусства.
Для предмета «музыка» общение –
одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и
учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроках
музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя,
направленную на раскрытие жизненного содержания музыки.
Музыка, оказывая преобразующее
воздействие на личность человека, становиться одновременно источником,
предметом и одной из сторон общения на уроке. Уровни «контакта» с музыкой могут
быть разные: могут передаваться только образы-настроения, могут – образы-идеи.
Здесь важно, насколько глубоко учитель сам проник в содержание музыки, чтобы в
последующем процессе общения с детьми не разрушить, а углубить ее влияние.
Общение с музыкой. В
его основе – образ интонация. Через интонацию исполнитель и слушатель способны
проникнуть в мир чувств, переживаний и идей композитора.
Специфика художественного
процесса такова, что образ как целое оказывается для ребенка простым и
доступным. Поэтому ребенок легко воспринимает музыкальный образ, как
выразительное целое, легко определяет характер, настроение музыки и с трудом
говорит об отдельных средствах музыкальной выразительности.
Чтобы не происходило разрушение
целостности образа при общении с музыкой, основой анализа должно стать
наблюдение за развитием «мысли-интонации», ибо это будет анализ по смысловым
художественно-образным единицам, а не по отдельным элементам.
Многообразие языка педагогического общения на уроке музыки. Его палитра складывается из многих компонентов,
существенных и специфических для урока искусства: язык самой музыки, речь,
мимика, взгляды, жесты, паузы – вплоть до различных ассоциаций, внутренних
переживаний, возникающих в процессе исполнения, слушания, размышления о ней.
Преобладание коллективных форм
работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для всестороннего
личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Ценно не только что,
но и как говорят и исполняют дети, не только содержание, но и интонация речи
ученика. Речевая интонация, дает услышать много интересного. Уже в самой
эмоциональной окрашенности речи – восхищении, радости, равнодушии,
раздраженности выражается отношение ребенка к музыке.
В организации общения на уроке
музыки важно тонко чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет,
когда «говорить» будет сама музыка.
Общение нельзя сводить только к
речевой деятельности. О том, что общение состоялось больше всяких слов «скажет»
тишина. Дети не просто молчат, они остаются «жить» в прозвучавшей музыке. Молчание
класса – не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей.
Это тишина после звучания музыки является показателем слушательской культуры
школьников. Ее, тишину, нельзя нарушать. Необходимо с верной интонацией,
настроением, соответствующими прозвучавшей и продолжавшей еще звучать в
сознании детей музыке, выйти на размышление о ней. Здесь важно все: темп речи,
и динамика, и интонация, и умения педагога «держать паузу».
Различные формы общения с музыкой
выявляются не только в речи, мимике, движении. Они скрыты, и во внутреннем мире
переживаний, эмоциональных состояний,
которые испытывает ребенок. Различные ассоциации, осознаваемые и неосознаваемые образы, о которых не
всегда, может быть , и возможно рассказать – все это элементы общения с
искусством. Как учитель будет слушать вместе с детьми, как он будет молчать
после прослушивания музыки – эти незначительные детали проявления культуры
общения очень важные для урока музыки. Именно эта способность учителя вместе с
детьми эмоционально вслушиваться в музыку, правильно и точно услышать и увидеть
эмоциональное состояние класса, поможет ему реализовать истинное общение на
уроке музыки.
Язык терминов и символов. Термин не отражает сущности называемого предмета, а лишь называет «обозначает»
его. Все термины в музыке условны: они не соответствуют «звуковому портрету»
называемого. Термин должен художественно «звучать на уроке – тогда он имеет
смысл. Организуя музыкально – творческую деятельность на уроке учитель
пользоваться терминологией и говорить на «языке музыки», не требуя запоминания
этой терминологии. Важно, чтобы у детей накапливался запас музыкально –
слуховых впечатлений, а также понятий и терминов, звучащих преимущественно в
речи учителя. Да и в самой речи необходимо тонкая мера насыщения музыкальной
терминологией, оправданность ее целями художественно – педагогического анализа.
Еще один важный момент. Общение как художественно – педагогический процесс не
может складываться в атмосфере «давления» на ребенка. Пусть каждый «по –
своему» относиться к услышанной музыке, «по – своему» расскажет о своем
слышании, о своих переживаниях.
Совместная музыкальная творческая
деятельность учителя и ученика, это стержень определяющий содержание общения на
уроке. Учитель является посредником между музыкой и детьми и его
профессионализм заключается, прежде всего, в умении организовать
художественное, творческое общение детей с музыкой, которое может
соответствовать созданию необходимых педагогических условий для решения главной
цели музыкальных занятий в общеобразовательной школе.
Литература
1.
Асафьев Б.В.
Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1985.
2.
Ершов П.М.,
Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. –
М., 1998.
3.
Русакова Т.Г.
Формирование навыков художественного
общения у младших школьников. – Оренбург, 1996.
4.
Красильникова
М.С. Восприятие музыкального образа школьниками./Обучение и воспитание
школьными средствами музыкального искусства. – М., 1978.
5.
Бочкарева О.В.
Культурологические основы художественно-педагогического диалога. – М., 2008.