СОЛИДАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ И ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений признание приориететной роли семьи в формировании личности ребенка. От современной семьи с ее тенденциями развития и особенностями семейного воспитания, ее взаимодействия с социальными институтами образования (детским садом, школой и др) зависит очень многое. В этой связи далеко не случайным явлением стало введение в учебный план педагогического факультета нового предмета «Этика и психология семейные жизни», «Взаимодействия детского сада и семьи », хотя данная категория как семейное воспитание является вечной и представляется не очень простым делом.
Резкая критика Ушинского К.Д. житейского представления о воспитании как деле простом, не требующем особой подготовки не потеряла актуальности и сегодня. Подобные взгляды на домашнее воспитание детей русский классик отнес к области педагогического невежества.
К сожалению, долгое время отдавалось предпочтение общественному воспитанию, а семья считалась неизбежной ступенью, но не главной и не решающей в деле формирования личности. Хотя в истории педагогики существует множество доказательств обратного: в трудах выдающихся мыслителей прошлого отмечался бесспорный приоритет семейного воспитания.
Две ветви воспитания - в семье и общественных учреждениях сложились в глубокой древности. Они уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. В них очень много общего особенного. Отразилось это, прежде всего, в постановке разных задач воспитания. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно - историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются, по мнению многих ученых, соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании - второй.
Различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В первом случае целью является социальный заказ общества на конечную «модель» воспитаника, а в семье существует своя конкретная цель: каким она хочет вырастить своего ребенка с учетом его способностей и индивидуальных особенностей.
Несколько разнится и содержание воспитания. В школе оно имеет научную и государственную базу, сформулировано для конкретного образовательного учреждения, дифференцировано по возрастным категориям. В семье, как правило, этого нет, и содержание воспитания зависит от целого ряда причин (ценностных ориентаций, этнической принадлежности, сплоченности семьи и.т.д).
Существует разница и в методах воспитания - по выбору, по сождержанию, следовательно, и по эффективности воздействия на ребенка.
По мнению Куликовой Т.А. в семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная образовательным учреждениям. Зато вних наблюдается больше естественности, обращенности к ребенку, у которого уже есть свой жизненный опыт, интересы и привычки [1]
В свое время Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного дела, учит делом, а не словом.
Каждая семья формирует свои методы воспитания, которые часто бывают оптимальными, но иногда - ошибочными.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том ,что общественное воспитание, по сравнению с смейным, отличается большей научной обоснованностью, планомерностью, целенаправленностью, а семейному воспитанию присущ неформальный характер. Оно стоится на личных контактах, любви, доверии, родственных отношениях, насыщено эмоциональностью.
Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями. Отношения в этой системе определяются должностными обязанностями педагога, причем его взаимоотношения с ребенком более сдержанны, чем между ребенком и членами семьи в условиях домашнего воспитания.
Таким образом, современная педагогическая наука выделяет ряд приципиальных отличий между семейным и общественным воспитанием и называет причины меньшей изученности семейного воспитания:
- многие годы в стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что в свою очередь принижало роль семьи как социального института;
- отсутствие междисциплинарного , комплексного подхода к изучению функций семьи;
- семейное воспитание является объектом «повышенной сложности» для научного исследования, из-за того, что жизнь отдельной семьи представляет собой тайну, без права вмешательства посторонних, исследователей в том числе.
К выше изложенным причинам на наш взгляд, следует добавить еще одну: игнорирование национального и приоритетность интернационального, а так же поставленную авторитарным государством сверхзадачу по формированию единой общности - советский народ. Это привело, в конечном счете, к ломке традиционных устоев воспитания и крупномасштабной нивелировке ценностей, к забытью исконного, народного, традиционного, что всегда определяло координаты этноса в полиэтничном пространстве, делая казах-казахом, якута-якутом, русского-русским и.т.д.
Поэтому на сегодня возникла необходимость вернуться «на круги своя» и сделать все для того, чтобы семейное воспитание возродило свои прогрессивные традиции. В этом контексте солидарное взаимодействие семьи и общества выступает одним из важных условий решения данной проблемы.
Такая солидарность позволит достичь гармонии и обеспечит целеобразное взаимодействие, взаимодополнение двух определяющих направлений воспитания, согласованности родителей и учителей в действиях и взглядах на основе общности интересов и целей.
Историография «семейного воспитания» произрастает из корней народной педагогики. В своем исследовании народной педагогики, профессор С.А.Узакбаева придерживается следующего определения: «Народная педагогика - это совокупность заний, умений, навыков народа в области воспитания и обучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение примущественно в устной форме, через народного творчество «[2].
Таким образом, ее уклад, обычаи, праздники, обряды ориентированы на повседневную жизнь человека: уметь жить среди людей, трудом и благочестием прославить себя и имя своих предков. А в средствах народной педагогики ( сказках, пословицах, играх, легендах) зашифрованы главные принципы и основы семейной жизни:
«руымды қорғаймын десең ұлыңды тәрбиеле, ұлтымды қорғаймын десең, қызыңды тәрбиеле» (если хочешь сохранить нацию, воспитывай дочь, если хочешь сохранить род, воспитывай сына);
«қызым саған айтам, келінім сен тыңда». (говорю тебе, дочь, но слушай ты, сноха);
«ел болам десең, бесігіңді түзе».(означающий, что корень всех проблем общества кроется в детской колыбели);
«балаңды бес жасқа дейін хандай ұста, он беске дейін құлдай жұмса, он бестен кейін досыңдай көр», (до пяти лет свое дитя держи на положении хана, до пятнадцати лет - на положении раба, а после пятнадцати лет - на положении равного друга). и.т.д.
И так в семейной педагогике народа отражаются его идеалы, цели и средства воспитания. Это позволяет формировать у детей лучшие черты национального характера и готовить их к самостоятельной достойной жизни.
В трудах отчественных педагогов Волкова Г.Н., Бестужева - Лады И.В., Петровой Т.Н. собран исторический опыт домашне-семейного воспитания. Правда, Бестужев-Лада И.В. остерегает от черезмерной абсолютизации и попыток восстановить как можно полнее в совремнных условиях традиционное семейное воспитание. Он считает, что многие ценности трансформировались с веками, стали другим. Поэтому следует отказаться от некоторых отрицательных черт (суеверие, предрассудки, деспотизм в обращении с детьми и.т.д) [1].
Народная семейная педагогика развивалась, взаимодействуя с религией. Более того, они обе возвышали главные общечеловеческие ценности, в которых очень важное место занимает семья, и главные категории этики: добро, зло, счастье и др. Мусулманские вероучения высоко ставили любовь, верность, заботу о родителях, терпение и др.
Семья - это малый мир, малое общество. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? [3].
Проблема семьи, брака, брачно-семейных отношений были так же объектом пристального внимания философов, ученых разных эпох и народов: Платно в его диалогах «Пир», «Государство». Аристотеля «Политике», И.Кант считал , что «человек от природы зол, добро ему дается в результате воспитания, и вот здесь важная роль принадлежит школе, но все же первичной этической ячейкой должна стать семья». А так же проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной русской общественности, что отразилось в творчестве Белинского В.Г., Герцена А.И., Писарева Д.И., Добролюбова Н.А. и др. Авторы критиковали негативные черты семейного воспитания, такие, как подавление личности ребенка, игнорирование его психических особеннностей, телесные наказания и одновременно предлагали совершенствовать воспитания детей семье, развивать их активность и самостоятельность.
Во второй половине 19 начале 20 века проблемы семейного воспитания уже занимали значительное место в трудах известных педагогов: Ушинского К.Д., Лесгафта П.Ф., Каптерева П.Ф. и.др. Классики отечественной педагогики считали необходимым изучать семью как естественную жизненную среду ребенка, домашнее воспитание - первейшая обязанность родителей, родители должны знать возрастные и спихологические особенности своих детей, а для этого нужна специальная подготовка, прежде всего, матери. Именно в отсутствии подготовки усматривались причины низкого уровня семейного воспитания.
Исследователи предреволюционного периода в России рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств, идеалов и национальных ценностей семейного воспитания. Каптерев П.Ф. в качестве таких ценностей называл религию, труд, произведения народного фольклора ( сказки, песни). Авторы отмечали, что религия скрепляет семью духовно в одно целое, труд объединяет всех психологически, сплачивая в повседневной жизни; фольклор, идущий из глубины веков, воздействует на чувств и фантазию ребенка и тем самым формирует его национальную индвидуальность.
В современных условиях пояилось достаточное количество работ, освещающих разные аспекты семейного воспитания: характеристики современной семьи (Арнаутова Е.П., Маркова Т.А.), проблемы психологии семьи, тактики домашнего воспитания (Ковалев С.В., Петровский А.В.) пути повышения педагогической культуры родителей.
Современная семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:
- креативности – свободного развития способности детей;
- гуманизма – признание личности в качестве абсолютной ценности;
- демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношении между взрослыми и детьми;
- гражданственности, основоной на осознании места своего «Я» в общественно- государственной системе;
- ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
- приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей[5].
Сегодня, когда современные семьи разививаются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Эффективность воспитательной работы в школе во многом зависит от умения учителя находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку через ряд внеклассных мероприятий: «Творческая семья», »Традиции семьи» и.т.д.
Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу - воспитание
всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в
сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и
семейном аспектах.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы
является неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения, так как
именно от него зависит будущее нашего государства. Мы призываем уделить особое
внимание воспитанию девочек, будущих матерей, недаром казахская пословица
гласит: «Кыз тәрбиесі -
ұлт тәрбиесі».(Воспитание девочек - воспитание нации).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Т.Н. Джамбинова Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике. //Дис...канд.пед.наук- Чебоксары, 2004.
2. К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы «Ғылым», 1998
3. Л.С.Сырымбетова Казахская женская гимназия: этнопедагогическая модель гендерного образования. Алматы «Білім», 2006
4. Ю.П.Азаров Педагогика семейных отношений. М., »Знание»,1997
5. Б.А.Оспанова.
Организация педагогической поддержки семьи. //Материалы республиканской
научно-практической конференции: Состояние и перспективы развития системы
образования в Республике Казахстан. Қарағанды, 2006
Заявка
1.
Ф.И.О. -
Бейсенбекова Гульмира Бекиновна
2.
Должность – доцент
3.
Название организации
– Карагандинский Государственной университет им.Е.А.Букетова
4.
Место работы -
кафедры теории и методики дошкольной и психолого-педагогической подготовки
5.
Контактные данные –
Казахстан . г. Караганда. Голубые пруды дом 4/2, кв35. д.т. 77-99-16
6.
Тема - СОЛИДАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ И ПЕДАГОГОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ