Философские
науки/4. Философия культуры
К.ф.н. Борисенко И.В.
Южно-Российский
государственный университет экономики и сервиса, Россия
К проблеме интро – и экстрообраза страны
В структуре национального образа страны
включены две составляющие: «внутренний образ» и «внешний образ». Выделяют два
вида этнического образа: интрообраз (представление о своем народе) и
экстрообраз (представление о других народах) [1]. С одной стороны, в
интрообразе народ в какой-то мере идеализирует себя, внося в него позитивные черты,
которые необходимы для его выживания в конкретных социально-географических и
религиозно-политических условиях. С другой стороны, в интрообраз включаются
психические особенности, ссылкой на которые люди стремятся к самооправданию
недостатков своего образа жизни. (Например, в самосознании русских существует
своеобразная традиция самопредставления в образе Ивана-дурака. Однако часто
русский Иван оказывается умнее и успешнее других).
Экстраобразы более критичны, чем
интрообразы. «Чтобы мнимое взаимопонимание максимально приближалось к
действительному, надо делать поправку на национально-историческую систему
понятий и ценностей, т.е. учитывать, что представитель другого народа может
видеть мир несколько иначе, чем я» [2]. Типичный пример этнического образа мы
можем реконструировать на основе исторического документа – таблицы «Краткое
описание находящихся в Европе народов и их свойств» (Венский
естественноисторический музей). Эта таблица была составлена неизвестным автором
предположительно в XVI в., опубликована в начале XVIII в. Вот, что написано о русских людях. Обычаи –
злодейские; разум – никакого; проявления этих свойств – невоздержанные; наука –
на греческом языке; одежда – шубы; пороки – коварство; любовь – к кулачному
бою; облик страны – наполненная льдами; воинские добродетели – с усилием;
богослужение – схизма; пристрастия – к пчелам; времяпрепровождения – сон;
сравнение с животными – осел [3].
Следует отметить, что экстраобразы часто
служат источником национальных предрассудков и предубеждений. Показателен
анализ образа немца в русской городской культуре XVIII–XIX веков на
материале русской лубочной картинки и народного кукольного театра. С.В. Оболенская
полагает, что в дореволюционную эпоху образ немца в русской культуре не являет
собой образ врага, это случится позднее, в годы первой мировой войны. Согласно
русскому восприятию, немец смешно коверкает русские слова, учен, а не знает
самого простого; скуп, но вместе с тем – рачительный и аккуратный хозяин,
умелый работник и мастер. В этих представлениях проявляется добродушный юмор,
пока еще спокойное признание факта существования рядом человека иного склада,
чем свой; наивное убеждение, что русские обладают чем-то выше и учености, и
ловкости, и хитрости немца [4].
Образ страны – комплекс объективных
взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы
(экономических, географических, национальных, культурных, демографических и
т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности как
сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность
взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических,
общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в
стране [5].
Свой народ находится в
центре Вселенной. Отсюда высокомерие, недоверия и порой враждебность по
отношению к другим. «Мы» и «они» – это не просто констатация пестроты
этнической карты современного мира. За него хватаются те, кто пытаются провести
водораздел между народами, якобы обреченными на вечное противостояние.
Неудивительно, что у представителей того или иного этноса в изобилии
характеристики народов – поверхностные, стандартизированные суждения и
установки, как правило, эмоционально окрашенные стереотипы» [6].
Психологически «образ
врага» помогает оправдать любую акцию, в том числе военную агрессию по
отношению к другим государствам, способствует укреплению групповой
солидарности, сплоченности зачастую на националистической или шовинистической
почве. За рубежом очень часто, используя определенные PR-технологии, целенаправленно формируются определенные
образы стран как враждебных и опасных для западного мира.
Литература:
1.
Чеснов Я.В.
Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.
2.
Гачев Г.Д.
Национальные образы мира. – М., 1988. С.44.
3.
Белобородова И.Н. Этноним «немец» в России: культурно-политологический аспект //
ОНС. 2000. № 2. С. 97.
4.
Оболенская С.В.
Образ немца в русской народной культуре // Одиссейю – М., 1993. С. 182.
5.
Галумов Э.А.
Международный имидж России: стратегия формирования. – М., 2003. С. 12.