Философия/6. Философия науки
аспирант Черная А.М.
Одесский национальный политехнический университет
Инновационные методы в исследовании
концепции А.Дж. Тойнби
В условиях совершенствования
теоретико-методологических основ гуманитарного знания возникают новые
концепции, происходит постоянное перестроение научных фактов и
культурно-социального контекста в целом. Поэтому основной задачей становится
достижения единства знаний, а именно,
систематизация множества новых фактов и поиск инновационных методов исследования.
В ряде исследований в
философско-методологических и специально-научных отраслях, особое место
занимает понятие «система», которое используется и изучается уже давно и
практически во всех сферах деятельности людей [4, 15]. В современном научном знании, разработка
проблематики, которая связана с исследованием систем разного рода, проводится в
рамках множества различных теорий систем, которые исследуют системы
определенных видов. Существуют также общие теории систем, применять которые
возможно в любых областях знания, в т.ч. и для анализа культурно-исторической
концепции А.Дж. Тойнби.
Основные идеи системного подхода были
представлены в трудах известных ученых и философов: А.А.Богданова, Л. Берталанффи,
Н. Винера, В.И. Садовского,
М.И. Сетрова, Г.П. Мельникова, Ю.А.
Шрейдера, Ю.А. Урманцева, А.И. Уемова, А.Ю. Цофнаса и др.
В науке и философии сосредоточены разнородные представления о системе и
о системных методах. Среди них выделяют такие, которые описывают только системы
определенных видов и общие теории системы, которые исследуют производные
объекты в разных сферах знания, которым не доступны количественные методы.
Наиболее разработанной из общих теорий является параметрическая теория систем,
предложенная А.И.Уемовым в 60-х годах ХХ в. А.И. Уемов, проводя
анализ тридцати пяти различных определений понятия «система»,
останавливается на следующих:
Система – множество объектов, на котором реализуется определенное
отношение с фиксированными свойствами.
Система –
множество объектов, которые обладают заранее определенными свойствами с
фиксированными между ними отношениями [6, 117].
Данные Уёмовым определения отличается тем,
что они сохраняет за категорией «система» её автономность.
Существенная черта целого
рядя систем состоит в том, что они являются не просто системами, а
самоорганизационными системами, с соответствующим характером поведения. В таком
случае источник преобразований системы состоит в ней самой [2, 115]. Абстрагируясь от традиционной классификации наук и
знания в целом, можно наблюдать процессы формирования сложных, упорядоченных
систем. Одним из подобных примеров может выступать выделение на определенном
этапе развития сложных сверхнациональных социокультурных образований. Процесс
формирования таких систем – историческая закономерность, которая время от
времени прерывается кризисными этапами, и, в результате, выходом на новый
уровень сложности и организованности.
Такую системную закономерность можно
проследить в концепции британского исследователя А.Дж. Тойнби [5]. Тойнби, как и Н.Данилевский, О. Шпенглер,
Л. Гумилев, считает неправомерным описание истории как линейного
поступательного движения к единой цели, в котором все народы идут в одном
направлении, обгоняя, или отставая друг от друга [1, 4]. Напротив, история для них – это развитие отдельных
общественных сущностей, цивилизаций, более или менее взаимодействующих друг с
другом. Цивилизация представляет собой сложный материальный и идеальный объект,
который находится в процессе беспрерывного движения, возникновения и упадка,
взаимоперехода или замены одних систем другими. Чем больше цивилизация, тем
меньше она изменяется, а чем меньше, – тем быстрее она проходит этапы своего
существования. По теории локальных цивилизаций А.Дж.Тойнби, осталось пять
основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, российская и западная.
Тойнби пытался выработать некую системность общественного развития, что дает
возможность предвидеть главные события и в современном мире. Однако, многие
определения, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся
понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Так,
например, одно из важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не дается
формально, а строится на большом числе конкретных примеров. С одной стороны,
приведение в пример множества исторических фактов является хорошей основой
концепции Тойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает
неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых
положений его концепции. Многие сущности концепции Тойнби возможно уточнить
только в рамках системного подхода и параметрической теории систем, путем
представления концепции А.Тойнби в виде системы. А точнее, выявления в ней
существенных системных характеристик (концепт, структура и субстрат),
определения системных параметров и подведение под системную закономерность [7,
201] Эффективность применения
параметрической теории систем для анализа концепции Тойнби повысится, если ее
формализовать по средствам языка тернарного описания (ЯТО) – одного из
неклассических логических исчислений.
Применение системного подхода, как инновационного метода исследования
концепции А.Дж. Тойнби, не только позволит четко представлять особенности
данной концепции, но и впервые даст возможность представить ее в
формализованном виде, что, в свою очередь, позволит более точно и адекватно
интерпретировать данную концепцию.
Литература:
1.
Араб-Оглы Э. А. К
критике культурно-исторической концепции А. Тойнби //Вестник истории мировой
культуры. – 1957. – №4. – С.3 – 21
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г.
Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука. – 1973. – 270 с.
3. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном
знании. – Вопросы философии. – №6. –
1980. – С.55
4. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. – М.:
Синтег, 2000. – 528 с.
5. Тойнби А.Дж. Постижение Истории. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
6. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем – М.: Мысль, 1978— 272с.
7. Цофнас А.Ю. Гносеология. – К.: Алерта, 2005. – 232 с.