Философия/
Синельников Б.В.
Национальный технический університет Украины «КПИ» г.Киев
тренера В.К.Ошкампе посвящается
Эволюция правил как необходимое условие
диалектики волейбола
Анотація. У статті аналізується
правила гри у волейбол в світлі
еволюційної теорії, досліджуються організаційно-економічні передумови
діалектики волейболу.
В дослідженні
розглядається актуальні питання відтворення спортивної бази волейболу в умовах
ринкової економіки, а також приділена увага нетрадиційному підходу до питання
виступу команд на міжнародному рівні зі рахунок використання біоритмів
(фізичних, емоційних та інтелектуальних ритмів) в позитивній їх фазі.
Сформульовані
висновки і пропозиції, які будуть
користими для України.
Ключові слова: спорт, фізична культура, еволюція правил, біоритми,
діалектика волейболу.
Аннотация. В статье анализируются правила игры в волейбол в
свете эволюционной теории, исследуются организационно-экономические условия
диалектики волейбола.
В исследовании рассмотрены актуальные
вопросы воспроизводства спортивной базы волейбола в условиях рыночной экономики
и уделено внимание нетрадиционному подходу к вопросу выступления команд на
международном уровне за счет использования биоритмов (физических, эмоциональных
и интеллектуальных ритмов) в позитивной их фазе.
Сформулированы выводы и предложения,
которые будут полезны для Украины.
Ключевые
слова: спорт, физическая культура,
эволюция правил, биоритмы, диалектика волейбола.
Актуальность
исследования. Волейбол на всем
протяжении нашей истории занимает особое, даже исключительное место, в жизни
общества. В его основе не только соревнование в быстроте, ловкости,
выносливости, но и противоборстве характеров, воли, интеллектов игроков и
тренеров. Соревнования по волейболу увлекают не только игроков, участников
матчей, но и миллионы людей, смотрящих за «борьбой» интеллектуалов с экранов
телевизоров.
Постановка
проблемы. Волейболисты Украины были
чемпионами IV Спартакиады народов СССР. На
играх ХIХ Олимпиады в Мехико сборная команда СССР,
сформированная на основе волейбольных клубов Украины, завоевала золотые медали.
В наши дни ситуация изменилась к худшему. Ведущими странами в этом виде
спортивных игр стали – Бразилия, Россия, Италия, Сербия, Польша (среди мужских
команд); Россия, Италия, Бразилия, Куба, Япония, Китай – у женских команд.
Сборные команды Украины занимают в международном рейтинге позиции в четвертом
десятке и не были представлены на играх последних олимпиад и не участвовали в
Олимпийском турнире в Пекине.
Анализ
достижений и публикаций по рассматриваемой проблеме. В связи с переходом Украины к рыночным отношениям
практически «распалась» прежняя система подготовки волейболистов, сложными
стали традиционные связи волейболистов СНГ. Трудности становления народного
хозяйства, закрытее многих ДЮСШОР, миграция ведущих игроков и тренеров в
зарубежные клубы не способствуют развитию волейбола в Украине. Этим проблемам
уделяется много внимания в научной литературе. Эти вопросы рассматриваются в
исследованиях В.А. Дрюкова, С.С. Ермакова, Н.А.
Носко, В.А. Маслова, В.Л. Свиридова, В.С. Чернова и др. авторов. Однако, в этих
исследованиях рассматриваются вопросы техники игры и направления подготовки
волейболистов, начиная с детского возраста. Анализ игр чемпионата Украины,
литературных источников говорит о том, что мы сейчас отстаем в научном
обосновании современной системы подготовки спортсменов международного класса,
при этом заметна тенденция «копирования» победителей разных турниров без
достаточного научного обоснования.
Вопросы воспроизводства спортивной базы волейбола
в рыночных условиях и направления дальнейшего совершенствования тактики игры в
волейболе, поставленные в этой статье в
процессе длительных, поступательных
изменений в достаточно большом интервале времени, рассматриваются впервые.
Цель
исследования. Отыскать нетрадиционные
пути повышения эффективности воспроизводства спортивной базы и стоимости
«рабочей силы» волейболистов в усложняющихся рыночных отношениях в связи со
вступлением Украины в ВТО и восстановления «былой славы» нашего волейбола на международном
уровне, формулирования приемлемых для Украины выводов и предложений.
Методы
и организация исследований.
Методической базой исследования служили законы диалектической философии, прежде
всего, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания,
единства и борьбы противоположностей, давшее возможность раскрыть внутренние изменение в волейболе, взаимодействие
поступательных, сугубо эволюционных изменений,
с глубокими скачкообразными изменениями, которые определяли переход
волейбола в новое качество.
В организации исследований выделено
прогнозирование будущего волейбола, которое играет важную роль в обосновании
путей и его развития в непосредственном и обозримом будущем.
Результаты
исследований и их обсуждение.
Эволюция
правил как теоретическая база волейбола в прошлом, настоящем и будущем.
Даже
бесконечный путь
Имеет свое начало. А.Турчинов
Имеются данные, что в волейбол люди играют
более тысячи лет. Однако «официальной» датой
возникновения волейбола принято считать 1895г., когда преподаватель физкультуры
Гелиокского колледжа Дж. Морган объявил о изобретении новой игры, правила
которой были обнародованы А. Холстедом в 1897г. и включали 10 пунктов.
Например, подающий игрок должен стоять одной ногой на лицевой линии и «ударять»
по мячу открытой ладонью. Если при первой подаче мяч касается сетки,
разрешалась вторая попытка. Количество игроков не ограничивалось. Если мяч во
время игры попадал в сетку – это было ошибкой [10].
С тех пор правила игры эволюционировали, а
игра в волейбол развивалась: росла мощность ударов, изменялась техника подачи,
совершенствовались тактические комбинации как в защите, так и в нападении, а
волейбольные соревнования выполняют не только спортивные, но и социальные
функции, удовлетворяя духовные потребности людей.
Уже в 1918 г. количество игроков одной
команды было ограничено до шести. В 1921 г. в разметку площадки была введена
средняя линия, наступать на которую считалось ошибкой. С 1922 г. было принято
правило, разрешающее не более 3 касаний чтобы направить мяч на сторону
команды-соперника. В 1925 г. место подачи было ограничено квадратом
1×1м., примыкающим к правой части
лицевой линии, а продолжительность одного матча – 3 партиями (3, с. 246).
В 1934 г. правилами было разрешено:
перенос части тела под сеткой (если при этом не происходило касания ни сетки,
ни площадки соперника), а также перенос
рук над сеткой. В этом же году были опубликованы первые методические
рекомендации по технике и тактике игры. Представляет интерес подход к тактике
блокирования мяча. «Не нужно блокировать закрыв глаза, а нужно внимательно
следить за мячом». Блокировать одновременно двум игрокам не нужно, потому что
могут «обмануть» обеих сразу (15, с.22). Дальнейшее развитие волейбола связано
с задачами коллективизации сельского хозяйства и строительством волейбольных площадок в сельской местности. Тогда
предусматривалось, что верхнее покрытие может быть травяным или земляным.
Травяное покрытие уменьшает удары при падении игроков, в то же время делает
площадку скользкой для игроков в обуви. (6. с.7).
В дальнейшем, в связи с развитием
массового волейбола правила игры эволюционировали более быстрыми темпами. В
1937 введена «линия нападения», разделившая игроков передней и задней линии. В
нападении и блокировании могли участвовать игроки только передней линии. В 1940
г. правилами были запрещены: касание мяча на стороне соперника и подача «с
руки».
В 1929-1939 гг. появляется групповой блок,
что, в свою очередь сказалось на развитии способов нападающих ударов. Игроки
начали использовать силовые, обманные удары, что определило необходимость
страховки блокирующих. Волейбол становился игрой коллективной, что отразилось
на расстановке игроков на площадке и организации нападающих и защитных действий
команд.
В 1947 г. во Франции был созван
учредительный конгресс, объявивший об официальном образовании Международной
федерации волейбола (ФИВБ) для дальнейшего развития, популяризации и
координации усилий национальных федераций. В этом же году была установлена
продолжительность матча мужских команд: 5 партий. В 1949г. в каждой партии
командам разрешалось 3 перерыва по одной минуте. В 1950 г. была «восстановлена
линия нападения, место подачи в правом углу площадки было увеличено до 3 м., а
также, запрещен перенос рук над сеткой. Состав команд вместе с запасными был
ограничен 12 чел. Продолжительность матча женских команд, как и мужских,
составляла 5 партий. В 1951 г. принято решение, разрешающее изменение
расстановки игроков на площадке после выполнения подачи. Это создало условия
для совершенствования тактики и, по сути, стало началом эры интеллектуального
волейбола. В 1952 г. количество перерывов в одной партии у каждой команды было
уменьшено до двух, а в 1953 разрешен перенос рук над сеткой без касания мяча.
В 1956 г. сокращены: время для перерыва
или замены игроков 30 сек., количество замен игроков в одной команде в одной
партии до четырех.
В 1959 г. введено понятие «заслон» -
тактического приема, выполняемого игроками подающей команды с целью затруднения
приема мяча команде, принимающей мяч после подачи. В 1960 г. разрешено игрокам
наступать на среднюю линию, не переступая ее.
В 1961 г. увеличено число замен в одной
команде в каждой партии до шести и ликвидировано фиксированное время на выполнение
замены.
В 1965 г. было разрешено блокирующим
игрокам касаться мяча на стороне соперника (после выполнения им атакующего
действия), и повторное (после блокирования) касание мяча, которое не должно
быть атакующим или обманным действием. Для поддержания темпа игры команд время
на выполнение подачи после свистка судьи было ограничено 5 сек.
В 1970 г. в комплектацию сетки были
введены «антенны», высотой 80 см. которые считаются частью сетки и ограничивают
площадь перехода мяча 9 м. В 1974 г.
были введены судейские карточки: желтая и красная для упрощения руководства
командами судьями, проводящими игру.
В 1976 г. команды получили право после
состоявшегося блокирования еще на 3 касания мяча, чтобы направить его на
сторону команды соперника, и для поддержания темпа игры крупные соревнования
начали проводить тремя мячами с давлением внутри мячей 0,48-0,52 кгс/см2,
которые должны соответствовать одинаковым стандартам относительно веса,
давления, окружности, цвета и т.д.
С 1980 г. правилами запрещено крепление стоек
к полу при помощи «растяжек», введено понятие «зона подачи», «свободная зона»,
«зона замены», «игровое поле», «площадка» и освещенность игровой арены
установлена на уровне 500-1500 люкс.
С 1984 г. запрещено блокирование подачи и
разрешены многократные кратковременные касания мячом частей тела выше пояса при
выполнении первого касания способом «снизу». С 1988 г. пятая партия играется по
системе «тай-брейк».
В 1992 г. вышел «указ» ФИВБ разрешающий
касание мяча любой верхней частью тела, включая колени, а касание сетки стало
ошибкой только в момент выполнения технического действия. Время повторной
попытки подачи было ограничено 3 сек. В 1996 г. в Атланте была определена роль,
обязанности, функции тренера на соревнованиях, уточнено понятие две или более
ошибки, совершаемых противниками одновременно, в новой редакции изложены
игровые действия, перерывы и задержки, поведение участников.
Подающий игрок был «освобожден» от
позиционной ошибки в момент подачи. Зона подачи расширена на всю площадь за
лицевой линией и ограничена продолжением боковых линий. Разрешено касаться мяча
любой частью тела. При выполнении первого касания разрешено многократное,
последовательное, отрывистое касание мячом различных частей тела при выполнении
одного действия способом как «сверху», так и «снизу». Кроме того было четко
регламентировано начало матча, жеребьевки, разминки, представления команд,
приветствия, выхода на площадку игроков.
В связи с переходом к рыночным отношениям
для повышения зрелищности волейбола с 1998г. все партии начали играть по
системе «тай-брейк»: четыре партии до 25 очков, пятая – до 15 и каждая команда
получила право иметь среди 12 игроков одного специализированного игрока
«либеро» для повышения эффективности игры в защите, которому разрешается занять
любого игрока на задней линии.
С 2000 г. отменена повторная попытка
подачи и касание мячом сетки при подаче перестало считаться ошибкой.
Эволюция правил игры увеличивала
возможности команд для создания прекрасного (как категории эстетики) в
волейболе, которое представлено в разнообразных формах и изменялось под
влиянием эволюции правил и способствовало значительным изменениям его как по
форме, так и по содержанию, давала возможность применять новые тактические
схемы в обороне и нападении: подача «свечой», подача в прыжке, подача боковая
силовая, подача планирующая, прием снизу двумя руками, высокая передача для
нападающего удара из зоны 3 на «столб» в зоны 2 и 4, нападающий удар на «взлете
мяча», нападающий удар «крюком», нападающий удар из-за трехметровой линии, нападающий
удар с первой передачи, нападающий удар типа «Морита», нападающий удар примерно
в середине траектории полета мяча при простреле из зоны 3 в зону 4 выходящим
игроком зоны 6, комбинация «крест», комбинация «эшелон», расстановка игроков:
по схеме 4+2, по схеме 5+1, схеме 6+0, одиночный блок с движением рук навстречу
мячу, двойной блок, тройной блок. Сейчас интеллектуальный волейбол «пробивает»
себе дорогу в будущее. В начале ХХI
столетия актуальными стали новые понятия: обманный удар за блок, нападающий
удар первым темпом, быстрая атака, быстрая передача мяча за голову связующего,
сложная подача мяча, «Либеро» успевает «поднять» мяч, «разорванный» блок,
подача мяча с большой амплитудой, неординарное решение принял «Либеро»,
нацеленная подача на игрока передней линии, готовящегося к нападающему удару,
заниженная (укороченная) подача, нападающий удар в разрез между блокирующими
игроками, нападающий удар с зависанием, прогнозируемая атака, потрясающая по
красоте атака, подача с высоким подбрасыванием вращающегося мяча и т.д.
Интерес волейболистов к истории развития любимого вида спорта возникает тогда, когда теория не всегда дает ответ на современные проблемы
его развития. Игра в волейбол не стоит на месте, а развивается. На протяжении всей истории человечества эстетика ограничивала себя, прежде всего областью искусства. В условиях начала постиндустриальной эпохи эстетика затронула и спорт, став важным элементом системы ценностей современной культуры.
Эстетическое влияние игры в волейбол не ограничивается тем, что в процессе многолетних тренировок спортсмены достигают
своего гармонического развития, красоты и
выразительности движений. Большое наслаждение
приносит согласованность действий в выполнении тактических комбинаций, сама спортивная борьба и радость победы. Прекрасное и возвышенное представлено в волейболе в
разнообразных формах под влиянием которых
изменяются правила игры, требования к мячу и организация соревнований [13].
Рассматривая
диалектику волейбола необходимо отметить, что постепенно образовалась целостная
система соревнований – Олимпийские турниры, чемпионаты мира, Европы для сборных
национальных команд различных возрастов, Кубок Мира, Мировая лига, Гран-При,
розыгрыш континентальных кубков для клубных команд……Волейбол стал игрой миллионов на всех континентах.
Енциклопедия «Волейбол» содержит сведения о крупнейших соревнованиях, рассматривает историю ФИВБ, ее структуру и задачи [3], а хронологическая последовательность развития волейбола в Украине обобщена в исследованиях С.С.Ермакова [4,5].
Могучая
кучка волейболистов.
Среди многих творческих
форм XIX века одно из ведущих мест принадлежит пятерке композиторов (Михаил
Балакирев, Цезарь Кюи, Михаил Бородин, Модест Мусоргский, Николай
Римский-Корсаков), известной как «Могучая кучка». Несмотря на ярко выраженную
оригинальность, творческую независимость каждого, имена, всех их - в
представлении последующих поколений - навсегда остались связанными общностью
исходных идейно-эстетических
взглядов. Произведения этих великих музыкантов вплелись в соцветие лучших
достижений той эпохи. Волейболисты СССР также оказали плодотворное влияние на
развитие волейбола в мире. Их спортивный подвиг достоин быть названным «Могучей
кучкой» в спорте [12].
Расцвет волейбола
приходится на трудные послевоенные годы, связанные с индустриализацией страны и
коллективизацией сельского хозяйства [4,5].
Теоретические разработки
тренеров и ученых СССР позволили создать стройную систему подготовки
высококвалифицированных спортсменов и команд. Она давала возможность удерживать
лидирующие позиции в мировом волейболе, о чем говорят выступления сборной СССР
на Чемпионатах Мира и Олимпийских играх. Женская сборная СССР завоевала золотые
медали на играх Олимпиад в 1968 г., 1972 г., 1980 г. Мужчины сборной СССР были
олимпийскими чемпионами в 1964 г., 1968 г., 1980 г.
Весомый вклад в
разработку теоретических аспектов развития волейбола внесли Амалин М.Е. [1],
Беляев Н.А. [2], Клещев Ю.Н. [8], Чернов В.С. [14], а в судействе – Горбачев
А.И. [7].
Значительный вклад в его
развитие сделала Украина, чья сборная стала чемпионом 1 Спартакиады народов
СССР 1956 года. Вот их имена: Марк Барский, Георгий Гафанович, Владимир
Горбунов, Валентин Кравченко, Борис Ломоносов, Георгий Мондзолевский, Михаил
Пименов, Юрий Савченко, Анатолий Закржевский, Валентин Салин, Иван Тищенко,
Эдуард Унгурс, тренер Александр Дюжев.
На IV Спартакиаде Народов СССР команда Украины также была
первой, хотя накануне среди специалистов предпочтение отдавалось сборным г.
Москвы, России, Ленинграда и Казахстана. Под руководством М. Барского и Ю.
Савченко игровой ансамбль составила такая яркая плеяда: Владимир Беляев,
Владимир Иванов, Ростислав Калюжный, Евгений Лапинский, Виктор Михальчук,
Михаил Овсянкин, Юрий Поярков, Борис Терещук, Анатолий Тищенко, Вадим Шамшур, Владимир Шнюков.
На основе клубов Украины
была сформирована сборная СССР, готовившаяся к XIX Олимпийским играм в Мехико. Это принесло «золотые
плоды». Игры XIX Олимпиады закончились победой
команды СССР за которую выступали: харьковчане Юрий Поярков и Василий
Матушевас, одесситы Евгений Лапинский, Виктор Михальчук, Эдуард Сибиряков,
Георгий Монзолевский, луганчанин Владимир Беляев, киевляне
Борис Терещук и Владимир Иванов, Валерий Кравченко (Черкассы). Им помогали Олег
Антропов (Алма-Ата), Иван Бугаенков (Рига), тренер Юрий Клещев [12].
Волейболисты многих стран у нас учились «тайнам» волейбола. В числе «учеников» были и волейболисты Японии, которые после токийской олимпиады поставили себе задачу быть первыми в мире. Учитывая тенденции развития мирового волейбола, в команду Японии были подобраны рослые волейболисты, а с другой стороны, команда сохранила присущую им скоростную манеру игры. Матч в Мехико в 1968 году закончился со счетом 3:1 и «принес» нашей команде золотые медали. После победы на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, главный тренер сборной Японии Мацудайра, анализирую игры в Мехико, в своей книге «Волейбол: путь к победе» написал, что планы сборной Японии в Мехико стать сильнейшими в мире разрушило трио: Сибиряков, Кравченко, Беляев [11].
В наши дни ситуация изменилась к худшему. Трудности становления народного хозяйства, закрытие, многих ДЮСШ, миграция ведущих игроков высшей лиги в зарубежные клубы не способствует развитию волейбола в Украине. В последние годы сложилась негативная тенденция к снижению значения волейбола в высших учебных заведениях. Лучшие детские тренеры поехали искать счастья за границу, забрав с собой наиболее талантливых молодых волейболистов. С «волейбольной карты» исчезли Мариуполь, Одесса, Донецк, Луганск, Винница, Полтава, Львов, которые были центрами развития волейбола.
Эволюция правил игры увеличивает возможности волейболистов для создания прекрасно (как категории эстетики). Сам спортсмен представляется как всесторонне развитая личность, которая подчиняет свой интеллектуальный уровень и качество подготовки общим целям команды. Тонкое «прочтение» тактических ходов команды-соперницы, понимание своих партнеров и приведение в соответствие к этому своих возможностей для согласованных действий всей команды - это моменты создания прекрасного в волейболе. Для этого потребовалось более 100 лет его эволюционного развития на всех континентах современного мира [12].
В условиях построения постиндустриального общества волейбол становится
транснациональным достоянием человечества, превращается в спектакль,
формирующей новые отношения между людьми. Начиная с чемпионата мира в Японии
волейбольная площадка трансформируется в волейбольный театр, который смотрят
миллионы телезрителей на всех континентах.
Уже
сейчас волейбол превращается в транснациональную зрелищно-спортивную индустрию.
Инфраструктура зарубежных клубов приносит значительную «отдачу» на капитал,
вложенный в строительство современных волейбольных комплексов. На волейбол
«работает» пресса, реклама, телевидение. Европейская интеграция Украины
предусматривает приобщение к конвенции Совета Европы, которая касается развития
спорта. Наступило время экономических расчетов на спортивные соревнования,
которые в конечном счете «окупают» зрители.
ВОЛЕЙБОЛ В СВЕТЕ НАУКИ ХХІ ВЕКА
Волейбол
в свете теории биоритмов.
Рассмотрение исторического развития общества под углом его циклического
повторения имеет давнюю философскую традицию от Платона и Аристотеля до
современных авторов. Тип цикличности зависит от масштабов
системы. В малых системах чаще наблюдаются маятниковые циклы; в средних –
круговые и спиралевидные; в больших – круговые и длинноволновые. В научной
литературе выделяют самые разнообразные циклы, которые продолжаются 3, 5, 12,
36, 50, 100, 144, 800 и более лет. Такой подход дает возможность прогнозировать
наступление различных событий и продолжительность периодов их развития
(динамики). Эти циклы протекают как в социальной, так и в обществе, спорте и
т.д.
Кризис рыночной системы хозяйства
характеризуется резким спадом производства. Низшая точка падения называется
спадом, за которым идет депрессия, которая характеризуется застойным состоянием
хозяйства, слабым спросом на товары и особенно услуги, массовой безработицей. В
этих условиях заниматься простым и расширенным воспроизводством спортивных
сооружений не рационально.
Подъем экономики начинается с оживления
деловой активности, повышения спроса, в результате которого происходит
увеличения объема производства товаров и услуг. Эту фазу необходимо использовать
для развития спортивной базы волейбола.
Принципиальным вопросом циклической модели
является подход о причинах этих циклов, которых в волейболе две:
1.
Причины цикличности
находятся внутри игроков.
2.
Причины цикличности
относятся к влиянию внешних факторов.
Формирование ценностей базируется на
природных данных игроков, процессах воспитания и образования, игровой практики,
его социальном окружении, понимании смысла социальной жизни и истории в целом.
В настоящее время в условиях «бедности» преобладают материальные причины, в
будущем обществе будут преобладать причины, связанные с престижем страны и ее
местом в спортивной иерархии вообще и в волейболе в частности. Определение доминирующих в современном
спорте основных ценностей, знание динамики объективных закономерностей развития
общества и спорта даст возможность сформировать новый подход к управлению
спортом, волейболом и волейбольными командами.
Решающее значения в краткосрочном периоде
на выступление команд в финальных играх, например, Чемпионата и Кубка Украины,
Европы, Мира, Олимпийских Играх оказывают биоритмы с периодами 23, 28 и 33
суток [9]. Биоритм – это повторность элементов, форм и интервалов между ними
при наличии ясно выраженной закономерности в повторении элементов и интервалов.
Каждый из этих биоритмов имеет положительный и отрицательный фазы. Для
положительной фазы характерен подъем эмоционального и интеллектуального
состояния игроков; для отрицательной, наоборот, - спад, снижение, ухудшение
интеллектуального и эмоционального состояния [9].
Физический ритм продолжительностью периода
23 дня, с изменением фаз через каждые 11, 5 дня влияет на силу воли,
уверенность в победе, жажду борьбы. Эмоциональный ритм продолжительностью 28
дней с изменением фаз через каждые 14 дней обуславливают динамику чувств,
настроений, творческих способностей, самообладание. Интеллектуальный ритм,
продолжительностью 33 дня с изменением фаз через каждые 16,5 дня влияет на
интеллектуальные способности волейболистов, концентрацию и присутствие духовных
сил, логику, внимание, способность правильно и своевременно реагировать на
игровую ситуацию.
День перехода от позитивной половины фазы
к негативной или обратно назвали критическим, или нулевым, днем. В такие дни с
игроками происходят эмоциональные срывы и вместо творческого вдохновения и
стремления к победе в ответственной игре – апатия, творческий спад, что ведет к
непредсказуемому поражению в решающих матчах. Поскольку продолжительность
рассмотренных биоритмов различна, постольку у игроков всегда отличаются различные,
постоянно изменяющиеся варианты характеристик физического, эмоционального и
интеллектуального состояний.
К победе (при прочих равных условиях)
ведет расстановка игроков, находящихся в позитивной фазе: физического биоритма
(прилив сил и физических возможностей); эмоционального биоритма (позитивный
настрой, коммуникабельность, гармония с игроками); интеллектуального биоритма
(восприимчивость к новому, духовная раскрепощенность, творческий подход к
игре).
Нежелательно участие в стартовом составе
игроков, находящихся в негативной фазе биоритмов: физического (усталость,
нежелание играть в принципиальной, напряженной игре); эмоционального
(негативные эмоции, депрессия, низкий уровень «работы» на успех команды,
неуверенность, предрасположенность к замкнутости); интеллектуального (снижение
мыслительных и интеллектуальных способностей; предрасположенность к ошибкам,
попытки «спрятаться за спину» своих игроков) в критических игровых ситуациях.
Игрокам, находящимся в критических точках
(дни перехода от одной фазы к другой) желательно ограничить свое участие в
принципиальных играх только разминкой. Недовольство собой, бессмысленная
нервозность, замедленная реакция в защите и нападении, духовная
дискомфортность, невнимательность, недостаток духовных сил в такой день пользы
команды не принесут. И не случайно В.С. Чернов отмечал, что следует отдавать
предпочтение тем спортсменам, которые правильно играют без мяча, умеют
передвигаться по площадке, знают, где необходимо оказаться в нужный момент [14.
с. 24].
Для организации атакующих действий
защищающейся команды желательно чтобы игрок (лучше «Либеро»), принимающий мяч
после подачи, нападающего или обманного удара, находясь в позитивной фазе
эмоционального ритма направил мяч ближе к сетке (чтобы связующий игрок имел
возможность использовать в первую очередь различные варианты игры своему
нападающему первым темпом, обеспечивая ему преимущество перед блокирующими в
скорости и темпе игры). Связующий игрок находясь в позитивной фазе
интеллектуального ритма, тонко прочувствовав игровую ситуацию и помня указания
тренера на предстоящую игру, дает пас нападающему находящемуся в пике
восходящей фазы физического ритма для успешного завершения розыгрыша мяча.
Здесь нужно особенно подчеркнуть, что решающую роль играет качество приема мяча.
Быстрая игра в атаке, при качественном приеме и второй передаче позволяет
избежать эффективного противодействия со стороны организованного тройного блока
команды соперника. Важно разнообразие игры связующего игрока и умение
нападающих действовать при не качественной передаче мяча, а также в ситуации,
когда при отличной передаче у нападающего нет возможности для полноценного
разбега и неправильно выбран темп прыжка.
Волейбол, как вид спорта, послужил
причиной в развитии спортивной инфраструктуры, специализирующийся на
изготовлении мячей, спортивной формы и специального оборудования.
В национальной доктрине развития
физической культуры и спорта подчеркнуто, что глобализация сферы физической
культуры и спорта, рост конкуренции, соперничества наций и государств,
повышение влияния телекомпаний на финансирование, организацию и проведение
спортивных соревнований, широкая профессионализация и коммерциализация спорта
высших достижений приобретает все больше черты индустрии развлечений.
Отбор спортсменов – составная часть
системы подготовки волейболистов, комплекс мероприятий по выявлению
спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами
организма, обеспечивающими высокую эффективность их использования в
соревновательной деятельности.
Волейбол
в постиндустриальном обществе.
Прошлое,
настоящее и будущее волейбола органически связаны между собой
закономерностями развития. Прогнозирование будущего волейбола играет важную
роль в обосновании путей его развития.
Для современной эпохи характерны глубинные и необратимые преобразования во всех
сферах жизни общества. Человечество будет жить в лучшем мире. Для этого оно
обладает необходимым экономическим, научно-техническим и интеллектуальным
потенциалом. Игра в волейбол не только в отдаленном, но и в непосредственном
будущем будет отличаться от настоящего, а там более недавнего прошлого.
Превращение научно-технического прогресса
в решающий фактор развития общества, возникновения и распространения
инновационного типа экономического развития приведут к глубинным изменениям в
жизни людей, изменят подход к роли спорта в жизни общества. В свете этого
Мировой волейбольный план предусматривает:
1.
Сделать волейбол главным
спортом в мире, континенте и национальном уровне.
2.
Вывести волейбол на
первый план международной спортивной
сцены как высший спорт для зрителей, поддержанный средствами массовой
информации.
3.
Трансформировать важные
соревнования по волейболу в события для средств массовой информации и должным образом финансируемые
международными спонсорами.
4.
Расширить число стран,
способных играть на высшем уровне так, чтобы представлять собой более
соревновательный, зрелищный и притягательный волейбол.
Вместе с развитием сферы услуг,
производство товаров спортивного
назначения на основе новых знаний произойдет
структурное изменение занятости населения, которое в дальнейшем будет
концентрироваться в сфере услуг, что увеличит долю спорта в структуре ВВП.
Волейбол как Олимпийский вид спорта будут оценивать по критерию: насколько
зрелищно он выглядит та телеэкране. Для мировых и официальных соревнований ФИВБ
в первых четырех партиях предусмотрено два дополнительных 60-ти секундные
Технические перерывы когда команда – лидер набирает 8-е и 16-е очко и в этот
миг весь цивилизованный мир узнает о новых тонких технологиях и
интеллектуальных товаров, способствуя экономическому развитию всех стран. В
этом состоит одна из заслуг президента
ФИВБ сеньора Акосты.
Выводы
1. Первые правила А.Холстеда стали началом
трансформации волейбола в самостоятельный вид спорта.
2. Выявление эстетической сущности волейбола,
целесообразное формирование эстетических взглядов становится одним из важных
компонентов повышения эффективности спортивной подготовки и одновременно
«стоимости рабочей силы волейболистов» на рынке спортивных услуг.
3.В связи с усилением соперничества ведущих команд
мира, изменялись требования к волейбольному мячу, его окружности, внутреннему
давлению, весу, цвету, что послужило развитию «ноу-хау» (по аналогии с
техникой). Однако, если в технике возможно копирование достижений передовых
фирм, то «скопировать» технологию изготовления волейбольного мяча фирмы «Mikasa» в «теневой экономике» пока никому не удалось.
4.Эволюция правил игры дала возможность развить
инфраструктуру волейбола: спортивные залы, покрытия игровой зоны, изготовление
сетки, стоек, судейского оборудования, изготовление которых стало
высокорентабельным для специальных фирм в условиях рыночных отношений.
5.Разработанный подход даст возможность
предпринимателям проявить свой талант в развитии инфраструктуры волейбола,
создать технологии изготовления мячей будущего, оснащения площадки, покрытия ее
перспективными материалами.
6.Эстетизация волейбола будущего даст возможность
повысить конкурентоспособность волейбола на национальном и международных рынках
в обозримом и отдаленном будущем.
7.Экономические циклы оказывают влияние на
эффективность воспроизводства технической базы волейбола.
8.Каждый игрок обладает индивидуальными особенностями,
определяющие физические, интеллектуальные и эмоциональные возможности, которые
в значительной мере предопределены генетическим кодом.
9.Незначительные, до поры до времени остающиеся незаметные изменения в правилах
игры, приводят к заметным, иногда скачкообразным изменениям в игре. Причем
граница перехода от одного уровня к другому в одних случаях неуловима, а в ряде
случаев просматривается четко.
10.Позитивным моментом в развитии волейбола становится
информационные ресурсы – интернет-сайты Национальной федерации волейбола
Украины, России, международной федерации волейбола и т.д.
Предложения.
1.
Необходимо разработать
новую программу развития волейбола, предусматривающую строительство спортивных
залов в разных регионах, где дети, молодежь и ветераны могли бы заниматься
волейболом.
2.
Нужно проводить
специализированную экспертизу проектной документации на соответствие ее
техническим, социальным и экологическим требованиям.
Перспективы
дальнейших исследований.
В перспективе по этой проблеме предполагается изучить
значение волейбола в постиндустриальном обществе.
Список литературы
1.
Амалин М.Е. Исследование
вопроса тактической подготовки волейболистов – мастеров.
Автор.дис…канд.педагог.наук. Тарту.1973.- 23с.
2.
Беляев Н.А.
Экспериментальное исследование специальной выносливости волейболистов.
Автор.дис…канд.педагог.наук. М: 1975.- 29с.
3.
Волейбол: Энциклопедия/
Сост.: В.Л. Свиридов, О.С. Чехов. – Томск: Компания Янсон, 2001.- 318 с.
4.
Волейбол: игры мастеров
Украины/ Под ред. С.С. Ермакова.- Харьков, Знание. 1998. – 180 с.
5.
80 років волейболу
України. Літопис хронологія 1925-2005 / За ред.. Ермакова С.С. – К.: ФВУ. –
2005.- 96с.
6.
Волейбол. Серія
«Більшовицьким колгоспам – зразкову фізкультуру». К.: «Радянське будівництво і
право». 1935.-31с.
7.
Горбачев А.И. Факторы,
обуславливающие деятельность судьи в условиях соревнований (на примере волейбола).
Автор…канд.педагог.наук. Ленинград. 1976.- 18с.
8.
Клещев Ю.Н.
Организационно-методические основы системы многолетней подготовки команд высших
разрядов по волейболу. Автор.дис…канд.педагог.наук. – М. 1973.-48с.
9.
Макаров Р.Н. Человек и
цивилизация в свете науки ХХІ века:
Энциклопедический справочник. – М.: «КОД». 2006. – 1153с.
10. Мартышевский
К.К. Волейбол: возникновение и становление игры (1895-1920). Физическое
воспитание студентов творческих специальностей. Сборник научн.трудов под
ред.проф. Ермакова С.С.- Харьков:- ХГАДИ, 2005, №7 – С.38-47.
11. Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к
победе. Пер. с яп. –М:. Физкультура и спорт, 1983.- 104с.
12. Синельников Б.В. «Могучая кучка»: волейбол в ретроспективе.
Матеріали VIII Міжнародної науково-практичної конференції «Наука і освіта 2005»
Том 65. Дніпропетровськ: Наука і освіта. – С.66-69.
13. Синельников
Б.В. Танец маленьких лебедей в исполнении секстета волейболисток спортивного
лицея// Вечерний Киев 17 мая 1996 г.
14.Чернов В.С. Сначала
учить, потом тренировать: Записи тренера. – Тернополь. 2007. – 176с.
15. Шелекетин Ю.І. Волейбол. Техніка і тактика тренування у волейбольних секціях. – Харків: Радянське будівництво і право, 1934 – 44с.