Экономические науки/6.Маркетинг и менеджмент.

 

Кузьмина Е. М.

Научный руководитель: Нестеренко Л. А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

 

Корпоративные развлечения и их роль в формировании корпоративной культуры предприятия

Разные сферы человеческой культуры — искусство, наука, военное дело и другие — тесно связаны с различными игровыми формами. И хотя наука управления персоналом сравнительно недавно стала развиваться в Украине, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без корпоративных игр невозможно обойтись ни одной из компаний, стремящихся к выстраиванию корпоративной культуры высокого уровня, поскольку корпоративные игры могут служить для достижения ключевых целей управления персоналом.

Проблемы влияния корпоративных развлечений на построение корпоративной культуры компании рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые, в том числе и менеджеры-практики, среди которых: Глухов В. В., Казанцев А. К., Кобышев А. Н., Турнер Д., Шанин В. и другие. Тем не менее, направления воздействия корпоративных игр на персонал предприятия до конца не изучены.

Целью написания данной статьи является выявление степени влияния корпоративных развлечений на персонал предприятия, сплоченность коллектива, а в конечном итоге и на корпоративную культуры предприятия в целом.

Среди основных целей корпоративной игры выделяют:
1) создание и развитие команды;
2) проведение досуга;
3) получение сотрудниками престижа, почета или вознаграждения;
4) поднятие рабочего настроения коллектива;
5) обучение сотрудников [2.
c. 47].

Во многих компаниях такие развлечения для сотрудников устраивают давно в целях организации совместного досуга, приносящего максимальное удовольствие и развлечение. Мероприятие, проведенное в игровой форме и соответствующим образом оформленное, имеет огромное эмоциональное воодушевляющее воздействие на персонал. Сотрудники всегда рады побыть в неформальной обстановке вместе, что дает им время для более тщательного знакомства и установления тесных дружеских отношений. Кроме того, разного рода конкурсы дают возможность сотрудникам повысить собственную самооценку, предоставив возможность выделиться в коллективной среде личными результатами. Кроме того, через неформальное общение появляются общие интересы, осуществляется продуктивный обмен мнениями по поводу различных рабочих моментов и лучшей организации труда.

Еще одной вполне очевидной целью игры является получение новых знаний. Расширение знаний сотрудников о чем-либо происходит в компаниях, как правило, через процесс обучения. Распространенными формами обучения являются лекции, семинары или тренинги. Но, как показывает практика некоторых компаний, проводить обучение можно «оригинальным способом» — через игру. Дело в том, что обучение взрослых происходит по особым законам, а именно — по законам Э. Торндайка:

І закон «Закон готовности» (испытывать потребность; чувствовать желание; испытывать интерес; понимать и принимать получаемую информацию);

ІІ закон «Закон эффекта» (ничто так не обеспечивает эффект, как успех в ходе игры);

ІІІ закон «Закон практики» (практика приводит к совершенству; практика мотивирует обучающихся; необходима обратная связь во время обучения; необходимо достаточное время для практики) [1].

Некоторые компании активно используют в качестве инструмента обучения игру-поиск (например, «Поиск сокровищ Марины Мнишек») [2. c. 48], опираясь на законы обучения для взрослых, основанную на вышеперечисленных законах. Калейдоскоп внешних событий, цепочка случайностей, присутствующих в игре, приводят сотрудников к целому ряду экстремальных жизненных ситуаций, требующих немедленного разрешения. В процессе проведения игры включаются следующие инструменты воздействия на персонал: самостоятельное обучение коллективному планированию действий, структурированию и эффективному использованию времени, распределению соответствующих ролей в заданном сценарии, слаженности в выполнении задании.

Иногда игра служит просто для поднятия настроения сотрудникам. Так, в ряде коммерческих компаний сотрудникам в пиковые дни продаж дарят конфеты или небольшие сувениры. По словам руководителей отделов по работе с персоналом этих компаний, такие действия особенно необходимы сотрудникам в сложные трудовые будни, когда они работают с отдачей 150% и, безусловно, очень устают. Подобная акция очень похожа на игру, на самом деле есть настоящая благодарность сотрудникам за хорошо выполненную работу. Даря сувениры, компания заботится о настроении сотрудников, которым напрямую определяется их дальнейший вклад в работу в последующие дни.

Как показывает опыт крупных предприятий, среди которых группа компаний «Luxury Homes», BBDO Russia одним из наиболее эффективных и новых способов сплотить коллектив является создание «корпоративного» фильма [3. c. 27]. Участниками творческой группы могут быть, например, служба персонала — отвечает за организацию создания корпоративного фильма (поиск киносъемочной группы: режиссера, оператора и монтажера) и процесс проведения съемки и активное участие в монтаже фильма, в то время как сотрудники отдела рекламы и маркетинга — за создание сценария фильма.

Главное — это непосредственно процесс реализации съемки, состоящий из следующих этапов: определение бюджета на создание «корпоративного» фильма;  составление сценария; поиск киносъемочной группы; согласование плана съемки; съемка, озвучивание, титры и музыкальное оформление; запись на DVD и тиражирование. Кроме того, «корпоративное» кино может быть тематическим (например, создание правил сервиса для всей корпорации), что позволяет разработать определенные правила и одновременно внедрить их в использование персоналом.

Задачи, решаемые в ходе подготовки и осуществления мероприятия: воздействовать на сотрудников, вызывая их групповой энтузиазм в командном взаимодействии и развивая творческий потенциал.

Все перечисленные примеры игр для персонала в той или иной степени способны: воздействовать на сотрудников и вызывать групповой энтузиазм; повышать компетенции персонала в различных областях знаний о жизни компании; мотивировать персонал на достижение отличных результатов труда; информировать руководство о настроениях и особенностях мотивации сотрудников; развивать креативность и творчество сотрудников.

Во время проведения корпоративных развлечений для сотрудников компания может передать необходимые знания и энергию, внедрять определенные ценности. Таким образом, эти мероприятия выступают основой построения корпоративной культуры компании высокого уровня.

Литература

1.     Законы научения Торндайка [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://msk.treko.ru/show_dict_669.

2.     Пашутин С. Зачем нужны «fun развлечения» для персонала [Текст] // Управление персоналом. – 2008. - № 19. – С.46-49

3.           Чубарь А. Внедрение новых технологий ведет к увеличению эффективности ведения бизнеса [Текст] // Управление персоналом. -  2002. - № 3. – С. 26-27