Гордиенко Вл. С.

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Украина

Кордоцентрическая направленность ученого XXI столетия

Научная деятельность – неотъемлемая часть жизни человека XXI века. Так или иначе, мы каждый день сталкиваемся, если не с самой наукой, то с результатами ее деятельности. Материальные предметы окружающие нас – осязаемые объекты воплощения идей научного прогресса; книги, газеты и Интернет – поток информации, в той или иной мере определяемый  текущими научными воззрениями. Наше собственное мышление сформировано по принципам, разработанным научной деятельностью предыдущих и современных поколений. Если наука – это теоретический регулятор и определитель качества человеческой жизни, то закономерно было бы обозначить ключевые аспекты научной деятельности. В переводе с латыни «аспект» обозначает взгляд, вид. Это точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие [Словарь 69]. Однако таких точек может быть бесконечное множество, и размышления с их позиций могут, находясь, к примеру, на периферии рассматриваемого объекта быть правомерными лишь для области, непосредственно соприкасающейся с этой точкой, и не иметь весомого значения для исследования всего предмета. Подобное рассмотрение может попросту превратиться в мнение. Проблема мнений уже в VIV ст. до н.э. беспокоила античного философа Ксенофана и побудила его  произвести деление на «знания по мнению» и «знания по истине». «Показания чувств» –  которые, по сути, являются первыми доступными человеку физическими «точками» восприятия предметов и явлений, как утверждал античный мыслитель – «дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно» [Спиркин, 33]. Исходя из этого, для того, чтобы выделить из хаоса мнений порядок знаний необходимо определиться с ключевыми аспектами, отличающими науку от мнений. Кроме известных и общепризнанных характеристик науки, таких как: доказательность, четкость и структурированность, существуют моральные и нравственные принципы, которые корректируют процесс познания и  определяют цель результата этой деятельности. Обо всех этих параметрах науки написано и обговорено достаточно много информации: со времен античной философии человечество интересовалось вопросами объективного объяснения предметов, процессов и явлений бытия. Однако основной акцент в этом процессе традиционно делался на рациональном способе освоения действительности. И чем больше человечество концентрировалось на разуме, тем больше оно теряло свои кордоцентрические способности. Наряду с привычными разумными способами познания античность говорила и об иных источниках получения знаний, доступных человеку. Однако, по, до сих пор не до конца понятным причинам, внимание было отведено от познавательных способностей сердца и сконцентрировано на разуме как, на первый взгляд, более достоверном механизме. Более 2000 лет научный поиск истины был ориентирован идеями рационализма. Столкнувшись в конце XX века с глобальными катастрофами и перспективой уничтожения планеты в результате рациональной научной деятельности, постепенно стал проявляться интерес к альтернативным способам восприятия и обработки знаний. Наряду с мистикой, эзотерикой и иррационализмом, философ XXI начинает возвращаться к идеям кордоцентризма. Рацио и кордо познание не противоречат друг другу, а имеют различную природу.  Рациональное познание рождает ученых, кордоцентрическое – мудрецов. Первое приводит к многознанию и похоже на пищевую «ненажерливість» [3, 159], второе – познает вечность и никогда не доводит до «переситу» [там же]. Следствия переоценки рацио и пренебрежения кордопознанием тонко выражено украинским философом Сковородой, развивавшим идей философии сердца. «Ми в сторонніх справах занадто цікаві, пильні та проникливі: змірили море, землю, повітря, небеса, занепокоїли надра землі задля металів, розмежували планети, відшукали на місяці гори, річки та міста, знайшли зайвих світів численну кількість, будуємо незрозумілі машини, засипаємо безодні, завертаємо та притягаємо стремління вод, щодня нові досвіди та дивовижні винаходи. Боже мій! Чого ми не вміємо! До чого ми не здатні! Але нещастя, що, здається, чогось великого не доста. [...] усі ці науки не можуть насити наших думок. Безодня душевна [...] ними не заповнюється. Пожерли ми безчисленну кількість систем планетарних, що обертаються [...],  і планет із горами, морями та містами, а проте голодні; наша спрага не задовольняється, а розгортається. Математика, медицина, фізика, механіка з їх буйними сестрами; чим більше їх їмо, тим більше палить наше серце голод та спрага…» [3, 159].

Таким образом, если современный ученый ставит перед собой цель исследования, которое будет приносить истинную радость и счастье человеку, то он должен заботиться о том, чтобы новые знания насыщали  и питали его сердце.  Для этого ученый должен в первую очередь прислушаться и понять свое собственное сердце, которое ему подскажет путь дальнейших исследований.

Литература:

1.     Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – М.: Рус. Яз., 1992. – 740с.

2.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

3.     Чижевський Д.І. Філософія Г.С. Сковороди. – Харків: Прапор, 2004. – 272 с.