Селимова А.М.
Лаборатория
обычного права
ЮФ.ДГУ
Наказание в
обычном праве народов Дагестана
По адатам самым строгим наказанием являлось
изгнание преступника, иногда с определенным числом его ближайших
родственников, с правом родственников жертвы безнаказанно их убить. Следующим
по строгости наказанием было изгнание преступника из села без права для
родственников потерпевшего убить изгоняемого. При возвращении в село он должен
был помириться с потерпевшим, сделав ему и его родственникам угощение, размер
которого был настолько велик, что по обыкновению окончательно разорял
провинившегося. Величина денежного возмещения или компенсации имуществом
определялась в зависимости от важности дела. Вообще же при совершении преступления
с преступника независимо от применения наказания первых трех видов в
обязательном порядке взимался штраф деньгами или имуществом на общеполезные
нужды. Решение должно было исполняться здесь же. Если "по было невозможно,
то устанавливался крайний срок для приведения приговора в исполнение (по
адатам Цекубского сельского общества для взыскания штрафной овцы назначался
срок в 3 месяца, и если в этот период приговор не исполнялся, то все старейшины
и исполнители отстранялись от должностей) .
После убийства
или иного тяжкого преступления адат требовал совершить через определенное
время обряд примирения, так называемый Беть-Герлик. Обряд примирения обычно
совершался по-разному в разных селениях, но везде он заканчивался угощением,
которое по обычаю должно было быть весьма обильным. Убийца после совершения
обряда считался кровным братом, т.е. как бы заменял собой убитого им человека.
Вот как описывает этот обряд Комаров: «Сразу после получения известия
родственники убитого собираются вместе с оружием на одном дворе; то же делают и
родственники убийцы; последние тотчас подготавливают обусловленную адатом пеню
за убийство. В это время старики и почтенные люди селения должны принять
участие и оказать содействие к скорейшему примирению сторон. Родственники
убитого и убийцы становятся друг напротив друга, между ними становится кадий и
читает первую главу Корана (фатихе). По окончании чтения всякая вражда между
ними считается оконченною и преследованию подвергается только убийца. В
округах Кайтаго-Табасаранском, Кюринском, Кази-Кумухском и Даргинском, кроме
убийцы, назначается еще 1-7 человек ближайших его родственников или причастных
к убийству, которые изгоняются из селения одновременно с преступником, с теми
однако ограничениями, что они не могут быть убиты родственниками убитого, но
они должны избегать встречи с родственниками убитого до определенного срока
(от 6 дней до 1 года) с определенною платою. Лица эти называются мал-канлы (в
их число могут входить и женщины)»
В Дагестане
существовали районы, в которых убийство делилось на два вида: простое и
кари-кань. Это деление содержит в своей основе различную степень общественной
опасности совершаемого преступления. В частности, кари-кань считается всякое
убийство, совершенное с корыстной целью, кого-либо в собственном доме, из
засады, в мечети, по подкупу, ночью и т.п. Как видим, выделяются наиболее
тяжкие случаи, характеризующиеся особой общественной опасностью.
Надо сказать,
что подобное деление не использовалось в остальных частях края, но при
вынесении решения суд, естественно, учитывал все обстоятельства, отягчающие
или облегчающие ответственность обвиняемого.
Число
подозреваемых по обвинению в убийстве редко бывало более одного, лишь в
случаях, когда преступление происходило во время массовой драки и никто не
признавался в его совершении, речь могла идти о нескольких обвиняемых, но не
более числа ран на теле у битого.
Всякий житель
Дагестана старался помочь изгнанному из села лицу и никогда не отказывал ему в
приюте, тем самым стремясь содействовать скорейшему прощению, которое
следовало, как правило, не ранее чем через один год после совершения
преступления. Изгнанные из села, кроме запрета на вход в свое селение, обязаны
были не брить голову, не заниматься хлебопашеством. Родственники убийцы должны
были выплачивать определенную сумму. Сумма эта называлась в некоторых селениях
словом «алым» («взятое»), причем величина алыма оказывалась до крайности
разной: у кумыков Темир-Хан-Шуринского округа - 10 рублей серебром, в
Гунибском и Аварском округах от 1 быка до 200 рублей в Цекубском обществе в пользу наследников убитого взыскивалось
имущество, равное стоимости 30 коров (этот адат касался случаев совершения
убийства только в селении или другом месте, а не на войне) , в бывшем
Тиндальском наибстве Андийского округа Западного Дагестана убийца по суду
платил родственникам убитого 250 рублей[1].
Такой алым сохранялся до того времени, когда либо преступника убивали
родственники убитого и алым возвращался, либо до примирения сторон и тогда алым
окончательно переходил к родственникам убитого. В других селениях эта сумма
называлась «диет» , и за нее родственники убийцы соглашались простить убийцу,
причем примирение могло состояться только в том случае, если все родственники
убитого прощали убийцу.