Магомедов
М.М.,
соискатель кафедры
теории государства и права
Некоторые проблемы социально-культурной
сферы многонациональной России как
один из важных моментов формирования гржданской общины.
На современном уровне развития, одной из основополагающих характеристик нашего гражданского общества «общества культурного, образованного и спортивного», является его способность к приспособленной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе – модели потребного будущего. Это способность нашего общества задаётся самой сущностью культуры, образованности, которая, прежде всего, готова освоения и преобразования мира-природы, общества и самого человека.
Смысл культурной деятельности заключается в её улучшающем характере, культивировании всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за идеального образа «образованного, культурного» человека и мира. В процессе освоения предмета культуры человек и общества рефлектирует относительно его совершенных, идеальных норм – идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.
Происходящие на наших глазах изменения законодательства, государственно-правового устройства, институтов и механизмов регулирования и социальной «культуры, образовании и спорта» в целом настолько стремительны и глубоки, настолько противоречивы и плохо согласованы, что приводят нередко к таким неоднозначным результатам.
На фоне возросшей самостоятельности субъектов Федерации и повышения их роли как субъектов политики наблюдается тенденция фрагментации общероссийского социально-культурного пространства, проявляющаяся в качественном многообразии способов организации власти в регионах, разном сочетании в их политической жизни элементов демократии и авторитаризма. С учетом этого принципиально важно обозначить тенденции и факторы, определяющие диверсификацию социально–культурного пространства страны. Проблемы и значимость придаёт потребность познания общероссийских процессов через анализ ситуации на местах. Изучение социально-культурного пространства регионов даёт возможность увидеть, как в частном проявляется общее, а в общем – частное.
Социально-культурная сфера является один из институтов гражданского общества России, которая в состоянии взять на себя решение задачи регулирования общественной жизни, используя нормативно-правовой опыт и развивая его лучшие традиции и достижения. Следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества. Претензии государственных органов на то, что они способны сами решить социально-культурные проблемы, оказались исторически несостоятельными. Опыт гражданского общества России открывает перед нами большие и в этом плане более позитивные перспективы. При этом нельзя забывать о консервативной сущности наций и строго эволюционном характере социально-культурных изменений в них.
Нации - этносы — это исторические общности с самобытным социальным и культурным опытом развития и сотрудничества. Они представляют собой не автономные образования, а столетиями являются составными частями единой социальной, духовной и государственной общности России. Следует осознать на уровне культуры, политики и управления, что социально-культурная политика для многонациональной России, — это категория, относящаяся к глубинным основам ее истории, духовности, государственного строительства и государственной безопасности. Важно учитывать, что нации в России составляют многонациональность, а многонациональность пронизывает жизнь каждой российской национальности. Именно это и определяет основополагающие цели социально-культурной политики. Равнодушное отношение к судьбам и перспективам народов, отсутствие стратегически ориентированной и эффективной социально-культурной политики разрушает фундаментальные основы жизнедеятельности гражданина-россиянина, больших и малочисленных народов, историческую соборность российского общества и государства. Развитие социально-культурной сферы как важнейшего направления становления гражданского общества и правового государства неразрывно связано с национальными проектами и реформированием законодательства.
В постсоветский период произошел кардинальный кризис экономики, политики, культуры России. Существенно изменилась ее социокультурная политика, государство перестало полноценно выполнять такие свои фундаментальные функции, как определение стратегии развития социально-культурной сферы и ее финансирование. Одновременно с этим через СМИ происходит беспрецедентное в истории воздействие западной культуры на отечественную культуру. В результате всего этого в социально-культурном пространстве России сформировалось множество культурных течений, слоев и т.д., в том числе и негативно влияющих на общественное сознание россиян, разрушающих их социально-культурные традиции и ценности. Это обстоятельство актуализирует потребность изучения и уточнения места и роли культуры в преодолении переживаемого страной системного кризиса.
Для современной науки является актуальным изучение права, государства не только «изнутри», но и в соприкосновении с иными факторами истории и культуры. К примеру, в теории государства и права давно закрепилась тема "государство, право и культура", в которой делается попытка объяснить связь и взаимодействие между государством и правом, как социальными феноменами, и культурой. Конечно, само появление этой темы во многом связано с культурной проблематикой, достаточно популярной для современности. Однако если рассматривать эту тему на более глубоком уровне, то нужно отметить, что еще Платон, позднее - Монтескье, а также ряд других авторов вплотную подошли к проблеме влияния культурных факторов на форму государства.
Следует отметить, что в настоящее время в системе нравственных ценностей,
традиционных для России, наблюдается кризис.
Еще никогда – ни в царской России, ни в советское время – не было такого
конфликта между культурой и цивилизацией, который существует сегодня. В
отечественной науке выдвигались тезисы о том,
что этот конфликт – между стандартом жизни, удобством жизни и духовными
ценностями – это конфликт западный, для России неведомый. За последние
десятилетия стало ясно, что конфликт, существующий между цивилизацией и
культурой не является западной особенностью, и в нашей стране каждый
человек испытывает его на себе.
Западная модель развития общества основана на потребительском отношении к культуре, в рамках которой культура
становится одной из составных частей потребительской корзины, подобная
позиция для России традиционно
считается неприемлемой.
Сегодня наша страна переживает довольно сложный
период формирования собственной культурно-ценностной системы. И в этих условиях
Министерство культуры РФ должно заниматься созданием условий для того, чтобы
эти ценности стали нормой жизни. Культура в России – нечто более объемлющее,
нежели на Западе. Культура для нашей страны является творческим потенциалом,
способный создать ту нравственную систему, которая сегодня так необходима
государству, чтобы выйти из состояния кризиса. Это самое главное, и вот
наглядный пример: дети, которые ходят в театр не меньше пяти раз в год,
начинают лучше успевать не только по русскому языку и литературе, но и по
математике, физике и в естественных науках. В них пробуждается творческое
начало, которое так важно для формирования личности. В последние годы мы поняли
и еще одну важную вещь – нужно отказаться от эстетических и идеологических
пристрастий в области культуры, больше внимания необходимо обращать на
нравственный потенциал. Нравственность за последние десять лет не
сформировалась как важная ценность в нашем обществе. При этом необходимо
соединить патернализм государства в отношении культурного наследия и гарантии
со стороны государства в сфере свободы творчества.
Социально-культурные процессы в современной России заслуживают серьезного внимания в контексте изменений, которым подвергается социокультурная политика регионов. Изменения, коснувшиеся в последнее время всех сторон экономической, политической, общественной жизни людей, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблемам развития социально-культурной сферы. Становление рыночной системы диктует свои нормы и правила поведения, учет которых в повседневной практике учреждений культуры выступает как необходимое условие, помогающее обрести им достойное место в современной жизни, "выжить" в жесткой конкурентной борьбе. Переориентация, приспособление к складывающимся рыночным отношениям для общества, особенно для культуры считаются наиболее трудными, так как относится к непроизводственной сфере. Государственные учреждения культуры, привыкшие к гарантированной бюджетной поддержке, оказались в тяжелейшем экономическом положении, в связи с тем, что они не имеют права вести коммерческую деятельность. В условиях экономического реформирования небольшие ассигнования, получаемые от государства, не покрывают расходов учреждений культуры. Многие производственные предприятия, в свое время гордившиеся своими дворцами культуры, библиотеками, творческими коллективами, любительскими объединениями, по объективным, а нередко, и субъективным причинам не выделяют средства на их поддержание. Не меньшие трудности испытывают и профсоюзные учреждения культуры. Многие профсоюзные организации и трудовые коллективы вынуждены закрывать, продавать или сдавать в аренду принадлежащие им учреждения культуры.
Мы живем в многонациональной стране, хотя
впервые Российская Федерация стала на 60 процентов страной мононациональной, 40
процентов людей в стране – это русские люди.
В то же время Российская Федерация – страна многонациональных культур,
многонациональной российской культуры. В 1990-е годы произошла вспышка национального самосознания в разных
национальных субъектах Российской Федерации. Однако сейчас становится понятным,
что только во взаимоуважении и взаимном обогащении культур может родиться
российская культура. Нам очень важно сохранить культурное единство России,
единое культурное пространство, только тогда можно говорить о построении
правового государства и гражданского общества в нашей стране.
Россия, это, прежде всего
– страна великой культуры, и это –
важный потенциал будущего развития страны вообще, поэтому необходимы
исследования, посвященные роли государства в становлении культурной деятельности
в Росси, и в частности, в Дагестане,
как ее субъекте. Все это предопределяет необходимость серьезных исследований в
данной области.
В связи с вышесказанным необходимо уделить внимание изучению реальных
социально-культурных процессов, происходящих в постсоветский период в
многонациональных, поликонфессиональных регионах, каковым является и Дагестан.
Были проведены социологические исследования, в Республике Дагестан в 2000 - 2007г и использованы материалы, имеющиеся в Министерстве культуры и туризма РД. В процессе исследования становления и развития социально-культурной сферы Республики Дагестан как системообразующего фактора, были выявлены основные направления культурной политики в регионе, а также содержание деятельности учреждений культуры республики. На основе чего обоснованы и предложены рекомендации по оптимизации структуры органов управления культурой, приоритетов культурной политики и практики ее осуществления в многонациональной республике. Функционирование социально-культурной сферы Дагестана осуществляется не только через ее регулятивное воздействие, но и через призму социализирующего, стабилизирующего, интегративного и детерминирующего аспектов;
Рассматривая истоки социально-культурной сферы и практику становления
культурной политики в Республике Дагестан как вида целенаправленной и
систематической государственной деятельности, обнаруживается необходимость
взаимосвязи социально-культурной сферы
с другими правовыми и социальными явлениями и философскими
категориями. Для решения поставленных
проблем необходимость разработка продуманной национально- культурной
политики РФ на Кавказе, направленной в конечном итоге на более тесную
интеграцию этого многосложного региона с Россией.
Государственная охрана памятников истории и культуры объявлена одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ и субъектов РФ и является крупным правовым институтом. Структура данного института состоит из целого ряда различных юридических норм (положений). Они содержат обоснование необходимости государственно-правовой охраны; положения о ее характере, целях и направлениях реализации; о системе правомочных органов; положения о путях, формах и методах осуществления охраны (выявление, учет, регистрация, ограничение, запрещение и т.д.)[1].
В современный период Россия переживает кризис, в том числе и социальной (образовании, культуры и физической культуры) сферы. Существенными проявлениями этого кризиса являются деградации социальной структуры общества, обеднение населения, медленное разрушение культурно образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического развала отечественного производства, кризиса качества и образа жизни, насаждения чуждого для нашего общества образа жизни и культуры, а так же моральной вседозволенности и популяризаций жестокости.
Мерилом прогрессивности любых общественных преобразований является степень развития духовной жизни общества, приращение культуры общества и составляющих его людей. Никакие материальные блага не могут компенсировать духовной нищеты, а уровень производства этих благ зависит от уровня культурного развития всех членов общества. С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.
Понятие «социальное государство» - новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 г.
В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что Российская Федерация – социальное государство, следовательно, оно должно обеспечить условия достойной жизни и свободного развития каждого человека, а также сфера жизни деятельности общества. В связи с этим роль государства в осуществлении социально-культурной политики должна усиливаться по мере становления и развития новых экономических и политических отношений. Модель устойчивого развития невозможно без устойчивого экономического роста и без устойчивого финансирования этой сферы общества.
Изменения в Российском государстве во всех сферах жизни общества больно ударяют по духовным традициям нашей страны, отодвигают культурные ценности на задний план. Материально-техническая база культуры за прошедшие годы значительно ослабла. Как следствие этого идет процесс постоянного снижения культурного обслуживания населения. Закрываются кинотеатры, клубы, библиотеки; музеи не имеют средств на охрану произведений искусства, театры - на новые постановки, большой редкостью стало появление действительно интересных новых отечественных фильмов.
Вопросы самобытности российской
культуры являются стержнем оптимальной модели культуры России, предполагающей
интеграцию страны в систему мировой культуры на правах равноправного участника
глобальных культурных процессов. Это - наиболее желаемый и самый трудный для
осуществления сценарий, требующий коренных изменений в российской культуре и
предполагающий ее выход на более высокий уровень, выработку духовной традиции
инновационного типа для достижения нового общественного состояния.
Сегодня существует настоятельная потребность развития в обществе таких отношений, при которых ценности культуры, образования и науки стали бы ведущими, приоритетными в социальном развитии страны.
Это - двусторонний процесс. С одной стороны, сохранение и развитие культурного наследия как фактора формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти, с другой - ответ на вызов глобализационных процессов, требующих интенсивного межкультурного взаимодействия, включения в мировые информационно-коммуникационные сети, развития индустрии культуры на основе новых технологий.
[1] Охрана памятников истории и культуры государством (вопросы становления). Михеева И.В. Культура, управление, экономика, право. № 3, 2005. С.34.