Ларина Е.А.,
преподаватель кафедры административного и
финансового права
Курский государственный технический
университет
Механизм формирования авторитета
государственной власти
В науке государствоведения нет единого
подхода к раскрытию основного содержания
механизма формирования авторитета и определения его понятия исходя из
основных элементов, составляющих правовую конструкцию механизма формирования
авторитета государственной власти. Понятие «авторитет» присутствует там, где
описываются или обсуждаются условия,
при которых реализуются отношения власти – подчинения. М. Вебер в числе
таких условий, называет силу, экономический интерес и авторитет1.
Учитывая, что авторитет государственной
власти как политико-правовое явление является выражением отношения к
существующей власти и его волевой деятельности со стороны общества в целом и
его составляющих классов, социальных групп и граждан представляется, что под
механизмом формирования авторитета власти понимается системно слаженная работа
институтов государства и гражданского общества.
При этом данная деятельность
государственных институтов и гражданского общества должна иметь разумное сочетание, поскольку
преобладание только государственной воли над общественным правосознанием
приводит к отторжению механически
насаждаемой политики «единодушного» и массового повиновения. Напротив,
чрезмерно активное гражданское общество,
уяснив, что его институты в силу автономной самодостаточности не нуждаются в силе государственных велений,
могут недооценить необходимость и важность рычагов реально публичного
управления и иных атрибутов власти, что реально приведет к потере управляемости
формирования разумной и нравственно-здоровой потребности населения
как следствие к подрыву устоев государства и анархии.
С учетом высказанной
позиции следует рассмотреть ключевые
элементы механизма формирования авторитета государственной власти.
Государственная власть в
своем притязании на правовую силу
власти стремится обеспечить такой
уровень влияния своих правовых предписаний, которые позволяют, как
последствие получить их безусловное
исполнение с ожидаемым
позитивным результатом, например, решение
геополитчисеких задач в обществе, создание высокоэффективной рыночной
экономики, укрепление законности, снижение уровня преступности и т.д.
Для достижения такой
возможной государственной власти, как
показывает исторический опыт государственного строительства и функционирования
различных государственных образований, разумная власть стремится сформировать
авторитет, который позволяет надеяться несколько на принуждение, внушительную
административную силу императива, сколько на духовно-идеологической правоте и
объективной необходимости проведения в жизнь издаваемых повелений и норм,
исходящих от государственной власти.
В этой связи уместно
отметить, что к базовым основным элементам механизма формирования авторитетной
государственной власти относится идеологический способ воздействия, который
всегда является лучшим залогом того, что авторитет власти будет действительно
признан правосознанием населения.
Общеизвестно, что в
основе государственной правовой
политики о формировании сильной авторитетной власти лежит правовая идеология.
Правовая идеология – это часть правовой политики, которая отражается в
концепциях видовых направлений правовой политики, как например, в Российской
Федерации концепция судебной реформы в Российской Федерации, концепция
реформирования системы государственной службы Российской Федерации1.
Приведенная аргументация
свидетельствует, что в правовом государстве, в гражданском обществе, где
установлен и действует соответствующий режим законности, в основе правовой
политики лежит правовая идеология необходимости формирования механизма государственной власти.
Для стабильной власти,
прежде всего, необходимо доброжелательное согласие большинства активных граждан
на существование этой власти. Об этом писал
Макиавелли уже в начале XVI века. Власть, считал он, держится на силе и
согласии. Нет согласия - исчезает и сила.
Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта
в качестве властвующего, что может
иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила интеллекта, сила
авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. п. Бессильная власть
есть в логическом понимании бессмыслица, а в «государственном» отношении - симуляция. Такая власть никому не нужна,
ибо лишена подлинной, жизненной реальности; ведет весь государственный строй к
разложению2.
Реально работающий идеологический элемент
механизма формирования авторитета государственной власти необходим и для того,
чтобы у граждан не возникало чувства опасности за демократическое будущее
общества, а в этой связи идеология государственного строительства должна
обосновывать создание такой системы власти и управления, которая не подавляла
бы многообразие существующих в обществе интересов и потребностей, а
способствовала их реализации, возлагала на чиновников реальную ответственность
за осуществление их функциональных обязанностей, расширяла сферу гласности в
деятельности государственных органов власти3.
Феномен власти, обладающей компонентами
легальности, легитимности и авторитета поддерживается единым источником -
доверием субъектов властиотношений, т.е. субъектами носителями власти и
подвластными.
Доверие – это единственный источник власти
и авторитета. Разделяя известную позицию в государствоведении о том, что
доверие, как власть и авторитет сущностно связано с подчинением1 мы полагаем, что качественная характеристика (стабильность и
глубина убежденности) доверия напрямую связана с эффективностью воздействия
идеологического элемента механизма формирования авторитета государственной власти.
Таким образом, механизм формировании авторитета государственной
власти сводится к тому, что власть может быть стабильной и эффективной тогда,
когда подчиненный субъект не ставит под сомнение легитимность носителя власти,
верит в него, т.е. когда у носителя власти есть авторитет, - как научно обоснованный и подкрепленный
историческими примерами успешного государственного строительства на тех или
иных этапах своего развития2.
Анализ изложенных
факторов и обстоятельств, позволяет нам прийти к выводу, что под механизмом
формирования авторитета государственной власти следует понимать совокупность
создаваемых государством и обществом
взаимодополняющих и взаимодействующих правовых институтов, которые
формируются посредством идеологических, морально-этических и культурно-эстетических,
а также всей организующей воле государства, его органов, должностных лиц,
органов государственной власти, призванных обеспечить надлежащий уровень
правосознания всех субъектов властиотношений по правопослушанию исполнения правовых велений, исходящих от аппарата и
органов государственной власти.
1 Weber M. Economie et societee. Pion, Paris, 1971. T.1. P. 101.
1 Алексеев А.И., Журавлев М.Л., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью. Теоретическая модель. М. 1997. С. 127.
2 Макиавелли Н. Государь – СПб: Азбука, 1997. С. 69.
3 Кулинченко А.В. Государственная власть и процессы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) // Полис. 2004. №6. С.108.
1 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ЗАО «Ермак», 2008. С. 34.
2 Успешные периоды стабильности и процветания государственных правопорядков, отмеченные в большинстве цивилизованных, ныне развитых странах: США, Канады, Великобритании, Германии и других мировых сообществах. Российская государственность так же имела свои периоды процветания (периоды правления Петра I, Екатерины II, Александра II, и др.).