Галдукевич А.А.
Минский государственный лингвистический университет
Идеи
интерактивного обучения в педагогической концепции Мишеля Монтеня
Одним
из инновационных направлений в современной дидактике выступает проблема
интерактивного обучения. Возникает необходимость изучения сущности и выявления
истоков обозначенного феномена. Мишель Эйкем де
Монтень (1533 – 1592) был первым исследователем, в чьих трудах мы находим
истоки зарождения идеи интерактивного обучения. М.Монтень жил и творил во
Франции в эпоху позднего Возрождения, в центре мировоззрения которой оказался
не только человек сам по себе, но и новые пути воспитания и образования,
направленные на раскрытие в нем всего лучшего и обеспечение единства
умственного, физического и духовного развития личности.
Главное
произведение М.Монтеня «Опыты» – это собрание разнообразных, иногда
противоречивых рассуждений автора, сумма его жизненного опыта и сознания.
Свои педагогические воззрения он изложил в главе «О
воспитании детей».
В этом труде М.Монтень одним из первых в мировой гуманистической
культуре выдвигает идею о целенаправленном развитии умственной и физической
активности детей, использовании для этого разнообразных игр, методов, приемов и
форм организации обучения, стимулировании инициативы и самодеятельности с
опорой на опыт обучаемого.
Отстаивая идею целенаправленного развития умственной и
физической активности детей, он указывал на то, что ребенок от рождения
обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество.
Поэтому именно развитие свободы духа, склонности к самостоятельному мышлению и
выработке собственной активной жизненной позиции, свободе выбора, а также таких
качеств, как смелость, решительность, сила воли помогут ребенку, по утверждению
М.Монтеня, стать достойным гражданином, полезным для общества человеком,
активной и свободной личностью.
Особое внимание М.Монтень придавал умственному
развитию, так как считал, что размышление –
могущественный и полноценный способ самопознания. Но «своими» знания
смогут стать лишь только при условии их полного осмысления и принятия. Обсуждая
эту проблему, автор поясняет: «пусть наставник заставляет ученика как бы
просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не
вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние», ведь «тот, кто
рабски следует за другим, тот ничего не находит» [1. С. 166]. Далее он
указывает, что главная задача учителя состоит в том, чтобы изложить различные
учения, показать их отличия и сходства, познакомить учащихся с теми или иными
фактами, что предваряет работу по их самостоятельному осмыслению и переработке.
Монтень говорит, что невозможность человека выразить словами то, о чем думает,
не вызвано отсутствием у него красноречия. Истинная же причина кроется в том,
что в голове у него «носятся какие-то бесформенные образы и обрывки мыслей»,
причиной является не только неумение понять других, но и, прежде всего, себя
самого [1 С. 188]. Ведь те, у кого в сознании присутствует ясное представление
о чем–либо, без труда способны сформулировать свою мысль. Поэтому задача
учителя в стимулировании ученика высказываться устно, рассуждать, давать оценку
фактам и событиям.
Это означает, что вся сумма почерпнутых в процессе
обучения знаний, сведений и фактов не имеет никакой ценности и ничему не
служит, если не находит применения в жизни, не приносит пользы обучаемому.
Даная идея рассматривается в качестве одной из основных в современной трактовке
интерактивного обучения.
Важное место принадлежит рассуждениям о пересмотре
методов и приемов, используемых в процессе обучения. По мнению педагога,
следует уйти от использования схоластических и
догматических методов, столь популярных в практике школ того времени и придать
обучению развивающий характер. Это возможно через отказ от использования в
образовательной практике неэффективных и устаревших средневековых методов и
способов обучения, от которых ни ученики, ни сами учителя не становились
мудрее, хотя и приобретали так называемую ученость, так как главной целью в
практике школ было забить голову ученика всевозможными знаниями. М.Монтень
указывал на ценность методов, развивающих ум, мышление, волю, чувства человека.
Еще до научно-теоретического осмысления
проблем дидактики в трудах великого просветителя мы находим высокую оценку
эвристического диалога учителя и ученика, получившего сегодня название сократовского метода. М.Монтень призывает педагогов к
такому построению взаимодействия с детьми, при котором бы они не только
говорили, рассуждали, поучая своих питомцев, но и внимательно слушали их,
стимулировали к диалогу, творчеству, сотрудничеству и совместной деятельности.
При этом он ссылается на опыт древних и великих Сократа и Аркесилая.
Именно они сначала заставляли говорить учеников, а затем уже говорили сами.
В связи с этим, согласно воззрениям М.Монтеня, в
процессе обучения большое внимание должно быть уделено опыту самого обучаемого,
без которого никакое личностное развитие, а также активное участие в процессе
приобретения знаний невозможно. М.Монтень аргументирует ценность опыта,
почерпнутого из реальной жизни – путешествий, встреч, а также через
использование и проведение игр и упражнений. Организованный таким образом урок
проходит как бы незамеченным для ученика, «случайно, без обязательного места и
времени», вплетается в обыденную жизнь и может принести большую пользу.
М.Монтень утверждает, что знания, которыми овладевает
ученик, не имеют никакого смысла, если они не применяются на деле: «пусть наш
юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь», ведь,
как пишет М.Монтень, «ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость»
[1. С. 168].
Роль педагога в деле подготовки к жизни своего
воспитанника велика. Согласно М.Монтеню, он должен с самого начала умело
организовывать процесс взаимодействия, пристально наблюдая за склонностями
ребенка, «погружая» его в различные виды деятельности, «предлагая ему изведать
вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно» [2. С.
168]. Поэтому учитель должен уметь определять, чему его воспитанник отдает
предпочтение, ненавязчиво управлять им и помогать отыскивать свой собственный
путь, иногда руководя, иногда предоставляя ему полную свободу действий. Говоря
о требованиях, предъявляемых к личности педагога, М.Монтень указывает на то,
что это должна быть натура возвышенная и сильная, умеющая приспособиться к
возможностям ученика, «желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем с
напичканной науками головой», так как «добрые нравы и ум предпочтительнее голой
учености» [1. С. 165].
Анализ
педагогического наследия М.Монтеня позволяет сделать вывод о том, что
изложенные им идеи являются первоисточником современного интерактивного
обучения. В качестве таковых выступают следующие:
–
наставник не должен все решать за своего питомца, а должен предоставлять ему
свободу выбора;
– он
должен сначала включить в разговор учеников, а затем уже говорить сам;
–
учителю следует требовать с ученика не только содержания урока, но и смысл,
саму суть его;
–
следует не столько добиваться знаний, сколько претворять их в жизнь, активно
использовать на практике;
–
объясняя ученику что-либо, показывать ему это с сотни разных сторон и применять
к множеству различных предметов;
–
заставлять ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит
учитель, развивая склонность к самостоятельному мышлению;
–
ничего не вдалбливать ребенку в голову;
–
понимать ценность такого метода обучения как диалог,
что ведет к сотрудничеству, активизирует взаимодействие;
–
преподавать воспитанникам не столько знания исторических фактов, сколько умение
судить о них;
–
безграничная власть учителя и его авторитет чреваты опасными последствиями;
–
необходимость призыва человека к выработке собственной позиции, свободе выбора,
смелости и действиям сообразно складу характера, интересам и склонностям.
Литература:
1.
Монтень
М. О воспитании детей / Мишель Монтень // Опыты. Избранные произведения в 3-х
томах. – М.: Голос, 2000. – Т. 1. – Гл. XXVI. – С.158 – 198.
2.
Монтень
/ Составитель и автор Н.В. Бордовская. – М.: Мос. гор.
пед. ун-т, 2001. – 224 с.