Теория структурации Э. Гидденса: к постановке вопроса о
позиционировании социального
А.В. Мушич-Громыко
Новосибирский
государственный университет экономики и управления
Новейшие теории социальной философии и социальные
науки в целом переживают сегодня период становления и развития значительного
числа открытых и переосмысленных теоретико-методологических положений. В этой
связи подвергаются трансформации и переосмыслению как устоявшиеся категории и
понятия, так и оперативно-содержательно структурируются новые измерения
социальной философии на метатеоретическом и метаметодологическом уровнях.
Среди числа новых категорий и понятий,
требующих к себе пристального внимания, можно назвать такие как – глобализация
и глобализм, терроризм и антитеррористический дискурс, этническая идентичность,
политкорректность и толерантность и ряд других.
В этой связи существенный интерес
представляет теория структурации британского социолога Э. Гидденса[1].
Его фундаментальный вклад в социальную теорию принято определять следующими исследовательскими
областями: 1) интерпретация классической социологической теории;
2) разработка современного анализа класса и стратификации;
3) выработка общей социологической теории в связи с введением
теоретико-методологического измерения структурационной
теории; 4) разработка интерпретации взаимосвязи структуры и воли;
5) аналитика предшествующих эволюционных теорий и теории социального
развития; 6) трансформация теорий постмодерна и постмодернистской
социологии в части выдвижения идеи о необходимости замены вышеуказанных понятий
на понятия «недавняя современность» и «радикализованный модерн»;
7) рассмотрение и расширение социально-исследовательского диапазона
понятий доверия и риска и др.
Среди всего массива исследовательских
областей Э. Гидденса нас станет интересовать его теория структурации и,
более конкретно, – тема позиционирования социального.
Структурационная теория рассматривает
социальные отношения как структурированные во времени и пространстве в
результате действия дуальности структуры. Дуальность структуры при этом
выступает в роли самостоятельной концепции в общем структурационном подходе и
обозначает дуальность среды и результата социальной деятельности. В своей книге
«Взаимодействие социальных миров: К проблеме конвенциональности отношений»
Л.А. Осьмук, говоря о современных исследованиях в социологии, когда в ней
востребованным оказывается построение пространственных моделей социального
окружения, как назревшая необходимость переноса теоретико-методологических
стратегий социальной антропологии в социологию, прямо указывает на то, что
«…позиция Э. Гидденса в отношении необходимости рассматривать социальные
взаимодействия в пространстве и времени фактически задала новый теоретический
уровень социологии» [1, с.52].
Сам Гидденс представляет структурационную
теорию как «онтологию», чьей целевой задачей выступает помощь в анализе
общественных процессов. В этом смысле эта теория функционально рассматривается
скорее как «онтологическая ориентация» в социальном исследовании[2],
нежели законченная теория.
Как бы там ни было, нам близка оценка
вклада Э. Гидденса в социальную науку с тех позиций, как это описывает
Л.А. Осьмук. Говоря о теоретических и практических возможностях этой
теории, она констатирует следующее. «Гидденсом доказана возможность конструирования
модели, содержащей нормативные структуры и субъективный мир. Исследовательский
вопрос, возникающий в этой связи: как могут в одной объясняющей модели (и
соответственно, в реальном мире) совмещаться информационные, когнитивные и
коммуникативные структуры [1, с.103].
Мысль о совмещении в одной модели трёх
указанных самостоятельных структур особенно важна для нас, поскольку
вышеописанная структурация задаёт нам стартовую уверенность при переходе к
описанию вопроса о необходимости позиционировании социального.
Соответствующие теоретические рассуждения
по этому поводу мы находим в книге Э. Гидденса «Устроение общества».
Прежде всего, приковывает внимание суждение Гидденса о том, что хорошо
известное и освоенной теорией и практикой понятие «социальная позиция», сегодня
более правильно трактовать как «позиционирование», поскольку второй термин
предполагает широкий диапазон возможных значений [2, с.142]. До последнего
времени в социальной теории (с подачи Р. Линтона) понятие социальной
позиции ассоциировалось, как правило, с гораздо более изученным понятием роли.
Сам же Гидденс даёт такое определение
понятию «социальная позиция». «Социальная позиция трактуется нами как
«социальная идентичность, влекущая за собой определённый (однако расплывчато
заданный) круг прав и обязанностей, которые актор, соответствующий этой
идентичности (или «лицо», занимающее эту позицию) может активизировать или
выполнить: эти права и обязанности формируют ролевые предписания, связанные с
той или иной позицией» [2, с.142].
Термин «позиционирование», по мысли
Гидденса, должен подчеркнуть феномен массового расширения социального
пространства-времени в предельно широком диапазоне: дом – мировая система.
Соответственно этому, структурированная таким образом модель представляет для
каждого индивида сложное переплетение пространственно-временных траекторий, и в
этом смысле позиционирование предполагает обязательную категоризацию социальной
идентичности. Исходя из такого теоретического построения, сам собой вытекает
логический вывод о том, что понятие «социальная роль», хорошо совмещаемое с
понятием «социальной позиции», теряет свои анализаторы и уступает место
гидденсовской связке: «позиционирование» - «социальная идентичность».
В этих теоретических построениях есть один
очень важный нюанс – «позиционирование» есть контекстуальное взаимодействие, или,
как отмечает учёный, - прерывистое. И если позиция предполагает ролевые
установки в виде правил, норм, традиций, то позиционирование предполагает
«постижение», когда социальные акторы находятся в условиях системного
воспроизводства.
Гидденс выделяет четыре основных
обстоятельства, имеющих тенденцию влияния на уровень «постижения».
(1)
Средства и возможности
доступа акторов к знаниям, опосредованные их социальным положением;
(2)
способы артикуляции
знаний;
(3)
условия, имеющие
отношение к валидности заявляемых утверждений, рассматриваемых в качестве
«знаний»;
(4)
факторы, определяющее
способы распространения наличных знаний [2, с.151].
Как видно из перечисленных факторов,
ведущее место в различении понятий «позиция» и «позиционирование» (в охвате
информационном, когнитивном и коммуникативном) принадлежит социальному знанию.
И это знаменательная дефиниция даёт нам право говорить о современном социальном
знании не с позиций детерминации, а с позиций определённых контекстов,
«вписанных» в рамки более крупных совокупностей. Одновременно же такая
постановка задаёт ограничение познания [этих] более крупных совокупностей в
силу обстоятельств, указанных в ядре целевой структурации.
Подытоживая данное теоретическое
подразделение, Гидденс предлагает ряд социальных индикаторов, способных, по его
мнению, активировать эти четыре фактора. Это сведение, носящее
широкодиапазональный характер, выглядит так:
(1)
среда;
(2)
упорядоченность
дискурсов;
(3)
источник противоречия
между практическим и дискурсивным сознанием;
(4)
отношение между устной
культурой и средствами письма, печати и электронный коммуникацией [2, с.152].
В заключение можно дать вывод о том, что
постановка вопроса о «позиции», «позиционировании» раскрывает, в конечном счёте,
теоретическую перспективу исследования уже имеющегося и вновь генерируемого
социального знания. Остаётся только добавить, что в логике нашего изложения
весьма уместно привести высказывание Гидденса по поводу полезности структур.
«Структура как регулярно организованные
наборы правил и ресурсов выходит за пределы времени и пространства. Она
поддерживается, проявляется и координируется через «отпечатки» в памяти и
характеризуется «отсутствием субъекта». Социальные системы, в которых структура
постоянно присутствует и реализуется, наоборот, охватывают действия людей,
расположенные и воспроизводимые во времени и пространстве. Анализ структурации
социальных систем означает изучение способов, которыми производятся и
воспроизводятся такие системы, основанные на сознательной деятельности акторов,
которые полагаются на правила и ресурсы во всём многообразии контекстов
действия» [3, с.60-61].
Литература:
1.
Осьмук Л.А.
Взаимодействие социальных миров: К проблеме конвенциональности отношений. –
Новосибирск : Наука, 2004. – 280 с.
2.
Гидденс Э.Г. Устроение
общества: Очерк теории структурации. – 2-е изд. – М. : Академический Проект,
2005. – 528 с.
3.
Гидденс Э.Г. Элементы
теории структурации // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс,
Хабермас. – Новосибирск : Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.
ЗАЯВКА
на участие во II Международной научно-практической конференции «Новейшие научные исследования -2009»
Философия. Подсекция: социальная философия
Фамилия Мушич-Громыко
Имя Айвика
Отчество Владимировна
Место работы АНО УО «Центр космологии»
Должность Зам. директора
Ученая степень Аспирант
Название вуза Новосибирский государственный университет экономики и управления Кафедра философии
тема доклада: Теория
структурации Э. Гидденса: к постановке вопроса о позиционировании
социального
Адрес 630110 г. Новосибирск, а/я №1.
e-mail cosmology@ngs.ru
Форма участия заочная
[1] Самые известные работы Э. Гидденса: «Капитализм и современная социальная теория» (1971); «Классовая структура развитых обществ» (1973); «Новые правила социологического метода» (1976); «Центральные проблемы социологической теории» (1979); «Конституция общества» (1984); «Нация, государство и насилие» (1985); «Последствия современности» (1980); «Современность и самоидентичность» (1991); «Преображение близости» (1992).
[2] Сам Гидденс в своих работах структурационную теорию называет «подходом к социологической теории». В нашей же отечественной литературе прижилась свёртка «теория структурации».