Шейхов М.Ш.
аспирант ДГПУ
Миграционные процессы и этничность:полевые
исследования и изучение нормативно-правовой культуры дагестанских(бежтинцев) народов.
При современном социо-этническом положении в Дагестан
наилучшим методом изучения обычного права конца XX - начала XX1 века являются
полевые исследования. Сущность, которых заключается в работе с информаторами.
Основным показателем работы с информаторами стали разработанные вопросники по
опросу респондентов. Немного истории собирания
юридических обычаев (адатов) Мысль о необходимости собирания народных
юридических обычаев не нова, она вытекала из теории права, знающей кроме
закона и другие источники — обычное право и судебную практику народа.
Уже первые программы для собирания этнографических
сведений, изданные Отделением Этнографии Русского Географического Общества
(1847 г.) предусматривали изучение вопросов обычного права. По мере того, как к
исследованию стали подключаться юристы, актуальность и значимость значительно
возросли. Крестьянская реформа 1861 года показала практическую значимость
обычного права, особенно в вопросах владения и пользования землей.
При изучении обычного права и
юридического быта лучшим источником познания является анкетирование и
наблюдение, проводимые по специальной программе. Рамки собирания далеко не
ограничиваются одним анкетированием и наблюдением, они включают сбор пословиц,
поговорок, составление понятийного словаря на капучинском языке.. Особую ценность представляют древние
юридические акты, судебные акты, решения и приговоры.
До настоящего
времени существует традиция похищения девушек, но в настоящее время
значительно сузились рамки ее применения. Умыкание невесты происходит, только
если против родители девушки. Причиной может служить семья жениха (возможно в
семье пьют, совершали неблаговидные поступки) или брак неравный.
В ходе
экспедиций была сделана попытка определить отношение местной власти к
традиционной правовой практике.
Сейчас,
как и раньше, пострадавшие редко обращаются в правоохранительные органы, и
часто, обратившись, впоследствии забирают заявление обратно под воздействием посредников,
общественного мнения и даже администрации. Но это бывает в случаях, когда виновный совершает проступок первый раз,
либо он имеет малолетних детей, либо преступление не относится к разряду
тяжких.
В
одном из сел ( Нахада)[1]
была совершена кража . Совершил кражу односельчанин. Потерпевшая
обратилась в милицию и написала заявление. После разбора дела посредниками и
администрацией пострадавшую неоднократно убеждали забрать заявление, и она
подчинилась.. Сотрудники сельских отделений милиций, в основном, положительно
относятся к примирению, полагая, что мирное завершение конфликта и примирение
сторон в будущем не будет создавать новых проблем. Интересен и тот факт, что
задержанного могут отпустить (в том случае если он не совершил тяжкого
преступления), если за него придет просить уважаемый человек "просто из
уважения". И это будет
более действенно для дальнейшей судьбы провинившегося, чем осуждение согласно
УК РФ. Второй раз он не совершит преступление, а если совершит, то за него
никто из уважаемых людей просить не пойдет.
Сотрудники
более высокого ранга, представители властных и правоохранительных структур не
признают существования адатов, полагая, что все это осталось в прошлом. Если
дело разрешается благополучно, без осуждения или виновный получает
незначительное наказание, то это сейчас происходит исключительно за
«уважение».
В целом для
капучинцев свойственна традиционная
правовая культура, но нельзя преувеличивать ее роль в современной жизни.
Население и представители духовенства отмечают, что за период прожитый в
составе Российской империи и Советского государства все уже привыкли к
официальным законам.
Обычай - довольно специфическая форма социального
регулирования. В общественном значении - это форма многоразового повторения
приобретает определенную устойчивость, закрепляется в практическом сознании,
психологии, а также идеологии определенной социальной группы.
Итак, адаты у капучинцев составляли общие нормы
поведения и все различные регламентации по гражданским, уголовным,
наследственным и другим правоотношениям.
Гарантом соблюдения таких норм являлась община,
которая в свою очередь была устроена на адатах
(например, поземельные отношения).
Теперь необходимо сказать несколько слов о методологии
отбора и исследования источников и, прежде чем приступить к рассмотрению
вопросов формирования права и памятников права Дагестана, необходимо
остановиться на методах изучения права, на которые мы будем опираться в
дальнейшем изложении. Необходимо
принимать во внимание особенности образования феодальных владений горного и
равнинного Дагестана. Сходные условия жизни общин не могли не наложить отпечатка
на формирование и содержание обычноправового мировоззрения и правосознания,
хотя многое, разумеется, зависело от конкретной расстановки политических сил в
том или ином владении.
Таким образом, научное исследование социально-правовой
жизни этносов предполагает ценностный подход, заключающийся в том, что те или
иные правовые явления должны описываться и объясняться только в социокультурном
контексте, неразрывно с описанием всей социально-нормативной системы,
обеспечивающей порядок в обществе.
Здесь же
следует учесть, что ценностное познание не является по своей природе
рациональным, что на первом плане здесь находятся ценностные структуры
познающего субъекта, и, следовательно, процесс познания превращается в процесс
понимания.